БИНТИ
Бюро иностранной научно-технической информации
Корабль без капитана
Нет, капитан на нём пока есть, но вмешиваться в процесс не должен. Одна из японских судоходных компаний осенью 2019 года испытала большое судно «Айрис Лидер», перевозящее автомобили, на маршруте Гуанчжоу (Китай) — Нагоя — Иокогама (Япония) длиной 2000 км. Электронный капитан использовал данные системы GPS, радаров, эхолота и видеокамер, в том числе инфракрасных. Испытания прошли успешно, передавать штурвал человеку ни разу не пришлось.
Искусственный носорог
Носороги — вид, находящийся в опасности. Традиционная китайская медицина использует рог носорога для лечения ревматизма и подагры, хотя никакой терапевтической ценности вещество рога не имеет (см. «Наука и жизнь» № 9, 2016 г., с. 30). Йеменские ремесленники делают из рога носорога рукоятки традиционных кинжалов, что тоже повышает спрос. На самом деле это просто кератин — тот же материал, что в волосах, рогах, когтях и копытах любых животных. Охота на носорогов запрещена, поэтому на чёрном рынке стоимость килограмма рога доходит до 60 тысяч долларов. Выдвигаются разные подходы к решению проблемы.
Недавно английские и китайские биологи предложили делать неотличимый от натурального рога материал из конских хвостов. Ведь рог состоит из плотно склеенных волос носорога. Под микроскопом видно, что эти волосы почти одинаковы с конскими, за исключением того, что конский волос имеет поверхностный слой из чешуек. Но его можно удалить раствором бромистого лития. Затем пучок конского волоса нужно склеить специальным белковым клеем, просушить в печи и отполировать. Отличить результат от натурального носорожьего рога можно только анализом ДНК. Защитники природы надеются, что массовое появление на рынке безупречных подделок спасёт жизнь многим животным. Гривы и хвосты лошадей постоянно растут, и их приходится подстригать. Одна Монголия в год экспортирует 900 т конского волоса.