Даурские каникулы

Вот уже который раз температурные качели календарной зимы заставляют меня вырываться куда-нибудь, где зимушка уж если и зашла в гости, то выгонять её приходится нескоро, да и всем миром. Однако мало ли в нашей бескрайней земле таких суровых мест, где февраль — это большие снега и большие морозы! Заполярье, Сибирь, Зауралье, Приморье… но что же выбрать, и так, чтобы наверняка? Несколько лет назад у меня уже был такой удачный выбор, и башкирскими морозами я «зарядился» на весь год (о том — в статье «В зиму на выходные», см. «Наука и жизнь» № 1, 2020 г.). В этот раз очень кстати оказалась прочитанная в интернете история об уникальном случае попытки приручения манула человеком в домашних условиях.
Вкратце дело было так. Вадим и Ольга Кирилюк, тогда — сотрудники Даурского заповедника, спасли котёнка манула в степи, выходили питомца в отсутствие погибшей матери и благополучно выпустили в дикую природу. Между ними возник доверительный контакт, но… по истечении 4—5 месяцев Даша, как её назвали новоиспечённые «родители», ушла в степь и больше не возвращалась. Несколько десятилетий назад были попытки приручения манулов с момента рождения, но теперь уже доподлинно известно, что ни в каком случае эти дикие животные не становятся друзьями людям, сумевшим вырастить их. После наступления критического возраста молодые манулы стремятся покинуть человеческое жильё и уйти в привычную среду обитания. Каков характер! Поистине, кошки, которые гуляют сами по себе!
Именно эта история о свободолюбивом диком коте, его скрытный образ жизни и крайне малое количество фотографий дикого животного сподвигли меня собираться в дорогу на юг Сибири, в Забайкальский край.