Маленькая выставка большого художника
Почему маленькая и действительно ли большого?
Рассказывают, точнее, продолжают рассказывать Ирина Анатольевна Вакар, главный научный сотрудник отдела живописи ХХ века Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), и Игорь Владимирович Смекалов, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник отдела графики ХХ века ГТГ, — кураторы выставки «Алексей Моргунов. Среди первых» в Новой Третьяковке на Крымском валу.
Беседует и записывает Наталия Данилевская.
Из первой части, вместо вступления к части второй
Ирина Вакар: Алексей Моргунов не дожил до самых печальных времён. Но ему уже пришлось ездить в командировки, писать стройки…
Игорь Смекалов: Мы догадались. Моргунов не движется от стиля к стилю, он работает… параллельными рядами. У него разные решения существуют параллельно друг другу. Рядом с аскетичными по краскам циклами, посвящёнными Магнитке и Днепрогэсу, — его цвéтные (я специально на Е поставил ударение), колористические пейзажи и натюрморты, несомненно, ориентированные на конкретные европейские образцы. Разговор и здесь идёт не столько о конкретном советском авторе, сколько о задачах послевоенного европейского модернизма в целом.
Как и большинство посетителей первой выставки художника-авангардиста Алексея Алексеевича Моргунова (1884—1935), я ничего не знала о нём, и у меня, признаюсь, возникло удивительное ощущение: совсем немного работ, но будто не один автор, а несколько. Оказалось, не у меня одной складывается такое впечатление. И раньше складывалось — при жизни Моргунова. Художник выставлял свои новые произведения, и люди недоумевали: да он ли это? Н. Д.