Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной
Философы античности верили во множественность обитаемых миров. Однако позднее возобладала геоцентрическая космология, обоснованная Аристотелем и развитая Птолемеем, в которой не было места гипотетическим инопланетянам. Отношение к вопросу начало меняться только после изобретения телескопа, который позволил по-новому взглянуть на небесные тела и установить, что они во многом подобны Земле и, следовательно, могут быть обитаемы. Наука о Вселенной получила мощный толчок к развитию и породила весьма необычные гипотезы.
II. Население космоса
Подобие Земли
Великий итальянский учёный Галилео Галилей, вошедший в историю созданием первого телескопа для профессиональных астрономических наблюдений, отличался вольнодумством ещё в молодости. C самого начала научной карьеры он не просто занимался изучением движения тел, но смог описать их средствами математики и таким образом заложил основы физико-математического метода, в котором видел единственный способ преодолеть ограничения чувственного познания и заглянуть в пространства, находящиеся вне нашего повседневного опыта. На этом пути он неизбежно должен был прийти к пересмотру умозрительных построений Аристотеля.
На новые космологические идеи Галилея навели труды немецкого математика-астронома Иоганна Кеплера, выпускника Тюбингенского университета, сторонника гелиоцентрической системы Коперника. Базируясь на ней, Кеплер пытался найти в «устройстве» неба геометрическое совершенство. В 1600 году он даже стал помощником выдающегося датского астронома Тихо Браге, известного скрупулёзностью наблюдений. К сожалению, Браге не смог отказаться от геоцентризма. Однако благодаря проведённому анализу движения Большой кометы 1577 года предположил, что объекты с яркими роскошными хвостами, время от времени появляющиеся в небе, нельзя считать атмосферным явлением, как полагал Аристотель, и, следовательно, небесных сфер, о которых говорят последователи античного философа, не существует, а между планетами Солнечной системы царит пустота.