Наука в фантастике: эпизоды истории

В 1960-е годы советские фантасты обрели относительную свободу самовыражения. Теперь они могли писать о межзвёздных полётах, контактах с инопланетными цивилизациями, параллельных мирах, кибернетике и генетике. Однако некоторые жанровые направления — например, альтернативная история и классическое фэнтези — оставались под негласным запретом. Среди них оказалась и так называемая космическая опера, очень популярная на Западе. Всё же находились смельчаки, которые на свой страх и риск пытались предложить читателю нечто похожее — конечно, с учётом коммунистического колорита.
Люди среди богов
Понятие космической оперы (космооперы, space opera) сформулировал американский автор остросюжетной литературы Уилсон Такер в январе 1941 года — и оно было уничижительным: «халтурные, повторяющиеся, отвратные, устаревшие истории о космических кораблях или о спасении мира».
С халтурой и космическими кораблями всё понятно, но почему опера? Дело в том, что в 1930-х годах в США пользовались популярностью бесконечные мелодраматические радиопостановки, рассчитанные на домохозяек. Поскольку они создавались и транслировались на деньги компаний, производящих моющие средства, их стали презрительно именовать мыльными операми (мылом, soap opera). Одновременно появилось определение «лошадиная опера» (horse opera) для дешёвых и состоящих из клише фильмов-вестернов. Такер просто расширил список дурновкусия, включив в него литературу определённого типа.