Они прекрасны, они летают!

Меня интересуют миграции птиц в целом, но это очень широкая тема, и невозможно вникать во все её аспекты одинаково глубоко. Поэтому я занимаюсь миграциями птиц в основном мелких воробьиных, и предмет того, чем я занимаюсь углублённо, — механизмы ориентации и навигации. Безусловно, это очень интересные вещи. Никита Чернецов, член-корреспондент РАН, директор Зоологического института РАН (Санкт-Петербург). Беседу с Никитой Севировичем Чернецовым ведёт Наталия Лескова.
— Какие же расстояния преодолевают воробьиные птицы во время миграции?
— Если мы возьмём птиц, которые гнездятся в Центральной России — в Московской области, например, — то часть из них улетает на две тысячи километров: в Средиземноморье, Южную Европу, на Кавказ…
— Достаточно серьёзные расстояния.
— Нет, это расстояния небольшие. Есть виды птиц, которые улетают дальше, мигрируют в Африку. Деревенские ласточки из Центральной России зимуют в Южной Африке — это уже шесть-семь тысяч километров. Есть птицы в европейской части России, правда, их не так много, которые летят не на юго-запад, в Африку, а на юговосток, в Юго-Восточную Азию. Там тоже пять-семь тысяч километров. Это считается дальней миграцией. Понятно, что летать на такие расстояния энергетически затратно. Летать, как мы знаем, — это быстро, но дорого. Соответственно, нужно запасать энергию. Выяснилось, что птица расходует энергии меньше, чем считали, но всё равно много.