Премия за нефизический инструмент для физики и не только
Нобелевскую премию по физике 2024 года получили Джон Хопфилд (Принстонский университет, США) и Джеффри Хинтон (Университет Торонто, Канада) «за основополагающие открытия и изобретения, обеспечивающие машинное обучение с использованием искусственных нейронных сетей».
Нобелевский комитет не раз совершал поступки, вызывавшие дискуссию как в прессе, так и среди учёных, — чего только стоит присуждение премии по физике 2021 года за моделирование климата. Но в этот раз, на первый взгляд, он превзошёл самого себя, присудив Нобелевскую премию по физике 2024 года за исследования в области искусственного интеллекта. Такого никто предвидеть не мог, ведь эти исследования невозможно отнести к физическим. Однако если вникнуть в суть дела, можно прийти к выводу, что основания для награждения у Нобелевского комитета всё же были. В настоящее время искусственный интеллект стал важным инструментом физических исследований, позволяющим проводить сложные изыскания и даже совершать открытия. А что этот инструмент не совсем физический, так ведь какие времена, такие и инструменты.
Традиционно исследования в области искусственного интеллекта относят к информатике, а она в список наук, по которым вручаются Нобелевские премии, не входит, прежде всего, по той причине, что в конце XIX века она ещё просто не существовала. Впрочем, даже если бы это было не так, Альфред Нобель мог и не включить её в перечень, как и математику. И дело здесь, как мне кажется, не в личной неприязни к конкретному математику, о которой говорит известная легенда. Нобель был выдающимся практиком-изобретателем, автором 355 патентов, самый известный из которых — на динамит, но не имел высшего образования. Видимо, это предопределило определённый перекос в мировоззрении, из-за чего по его завещанию премии предполагалось вручать за конкретные открытия и изобретения, каковые в математике были невозможны. Строго говоря, премию не смогли бы получить и создатели физических теорий, хотя здесь научное сообщество Нобеля «поправило» и нобелевскими лауреатами стали многие великие физики-теоретики.