Вместо штрафов
Традиционный способ борьбы с нарушителями правил дорожного движения — штрафы, а при повторных нарушениях — временное или постоянное лишение прав и даже краткосрочный арест. Но мысль специалистов по безопасности движения работает постоянно и иногда — в довольно неожиданных направлениях.
Так, в Эстонии на дороге от Таллина до небольшого городка Рапла (около 60 км) в порядке эксперимента водителям, задержанным за превышение скорости, предлагают выбор: штраф или остановка в пути на 45—60 минут в зависимости от серьёзности нарушения. Общественность в целом одобряет эксперимент. Уже хотя бы потому, что для одних денежный штраф незначителен (в Эстонии отметки о штрафах не накапливаются в правах), для других та же сумма может быть чувствительной. Кстати, в соседней Финляндии размер штрафа зависит от доходов водителя. Кроме того, говорят эстонские автомобилисты, денежные штрафы часто оставляют у наказанных впечатление, что государство не столько борется с нарушениями, сколько стремится пополнить казну.
Другая проблема и другое решение — в Индии. Здесь у многих водителей сама собой сложилась традиция: остановившись на красный свет, они начинают гудеть и гудят до тех пор, пока свет не сменится на зелёный. Для борьбы с нехорошей привычкой на некоторых перекрёстках Мумбаи (бывший Бомбей, население более 15 млн человек) установили особые светофоры. К светофору подключён шумомер. При превышении уровня шума 85 децибел момент включения зелёного сигнала откладывается ещё на полторы минуты. На табло около светофора появляются значение уровня звука и издевательская надпись «Больше гудишь — дольше ждёшь» (см. фото внизу).