Жизнь начинается с растений
Рассказывает Анна Копанина, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией экологии растений и геоэкологии Института морской геологии и геофизики ДВО РАН (г. Южно-Сахалинск).

Анна Владимировна, я знаю, что ваша лаборатория занимается экологическими исследованиями, но что конкретно они собой представляют?
— Мы изучаем методами световой микроскопии структурные особенности древесных растений, которые произрастают в условиях вулканических ландшафтов. Подчеркну: именно вулканических. Потому что территория Сахалина и Курильских островов находится на стыке крупных тектонических образований — литосферных плит. Фактически это зоны выхода подземного флюида на земную поверхность. Вещество из недр Земли, которое выходит на поверхность в этих зонах, оказывает определяющее влияние на состав и флоры, и фауны, в том числе на формирование отдельных природных комплексов. Эти процессы идут миллионы лет. Многие ботаники и зоологи считают такие зоны «инкубаторами» новых видов: экстремальные условия создают стресс, к которому организмы вынуждены адаптироваться, что со временем может приводить к образованию географических и экологических рас.
— Получается, вулканизм способствует видообразованию?
— Да. Одна из гипотез происхождения жизни предполагает, что первые органические молекулы формировались вблизи гидротермальных источников и вулканических структур в первичном «бульоне». Нашу задачу экологических исследований мы сформулировали достаточно давно: мы хотели быть ближе к нашим геологам и геофизикам. Поэтому мы сотрудничаем с ними на стыке нескольких специальностей: гидрогеохимии, минералогии, геоморфологии. Работаем с коллегами и из других институтов Российской академии наук. Наша задача — понять, как растения адаптируются к стрессовым условиям магматических и грязевых вулканов.