Филология, история и богослужебная практика

Вышла в свет книга, озаглавленная «Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная], в редакции Комиссии при Святейшем Синоде по исправлению богослужебных книг (1907–1917)». Почему выпуск этой книги Издательством Московской патриархии стал событием, хотя печатание богослужебных книг является специализацией этого издательства? Почему параллельно с основным текстом богослужебной книги выходит исследовательский том, содержание которого обсуждалось ученым советом Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН? Об этом рассказывает один из участников этого проекта, ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН Александр Кравецкий.
Почему филологи изучают историю редактирования богослужебных книг?
Книжные языки, которые не используются для повседневного общения, изменяются в результате сознательной деятельности редакторов (в случае с богослужебными книгами их по средневековой традиции называют книжными справщиками). Из истории России мы знаем, что книжные справы могут приводить к весьма драматическим последствиям. В XVII веке проведенная по инициативе патриарха Никона книжная справа привела к церковному расколу. Исправление богослужебных книг продолжалось и после Никона, но, напуганные событиями раскола, церковные и светские власти пытались не афишировать эту деятельность, что создает для ученых, занимающихся историей славянской книжности, дополнительные трудности.
История книжной справы XIX — начала XX века очень интересна, поскольку в это время архаичный язык церковного богослужения сосуществовал с языком новой литературы, языком Пушкина и Толстого. Причем церковнославянский и русский литературный язык влияли друг на друга. У этого влияния много аспектов. В частности, появилась задача сделать тексты церковного богослужения более понятными для тех, кто был воспитан на новой русской литературе. Во второй половине XIX века церковные журналы начали публиковать русские переводы богослужебных текстов. Не предполагалось, что эти переводы будут использоваться во время церковной службы. Им отводилась роль подстрочника, которым можно пользоваться, чтобы лучше понять богослужение.