Грамотность для жизни
Дистанционное обучение поставило множество вопросов, один из важнейших среди них: как повлияла смена образовательной среды на функциональную грамотность. Эксперты спорят, дала ли удаленка новый шанс развить универсальные навыки или ухудшила ситуацию. Но согласны, что будущее зависит от того, какое внимание будет уделяться развитию функциональной грамотности не только детей, но и педагогов.
Научиться жить
«В обыденной жизни часто путают понятия первичной грамотности — умение читать, писать и считать — с грамотностью функциональной, то есть умением использовать письмо, чтение и счет в жизни и профессиональной деятельности, предполагающей умение понимать не только простые, но и сложные тексты и действовать по сложной инструкции»,— объясняет Марьяна Безруких, профессор, академик Российской академии образования, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии.
Функциональная грамотность помогает детям применять полученные в школе знания и навыки в жизни и может служить гарантом их социальной успешности. Именно она позволяет человеку «нормально существовать в мире людей, понимать, что происходит, не быть обманутым, принимать разумные и обоснованные решения», полагает журналистка, писательница, учительница литературы московской школы «Интеллектуал» Ирина Лукьянова. А по мнению Марьяны Безруких, функциональная грамотность «определяет будущее каждого человека, его возможность учиться, освоить профессию и совершенствоваться в ней, переучиваться и повышать квалификацию». Это его способность жить в высокотехнологичном обществе, подчеркивает эксперт.