В ряде научных институтов прошли испытания свойств пластиковых шпал

НаукаHi-Tech

Когда шпалы станут пластиковыми

Замена деревянных и бетонных шпал на полимерные из пластиковых отходов с добавлением природных материалов, таких как древесные опилки или песок, могла бы стать решением экологических и экономических проблем. В ряде ведомственных научных институтов прошли испытания свойств пластиковых шпал, однако пока их массового внедрения не наблюдается.

Анна Героева

Все пути ведут на свалку

Общая протяженность российских железных дорог превышает 80 тыс. км, согласно данным Росстата. При этом, как несложно подсчитать, на них используется примерно 150 млн штук деревянных и бетонных шпал. Но официальных данных об объеме выработанных шпал нет: их количество никем и никогда не подсчитывалось. Свалки с отработанными деревянными шпалами можно обнаружить как в столичном регионе, так и в провинции. Переработать их проблематично, поэтому свалки из них можно найти где угодно. Например, пользуясь открытыми данными, мы насчитали восемь крупных свалок из отработанных шпал.

Шпалы считаются токсичными отходами третьего класса опасности, а всего таких классов пять. «В советские времена в провинции их раздавали людям, которые применяли их в виде строительного материала, например, строили из них погреба, не заботясь о том, что подобное может нанести им вред»,— говорит советник главы Росприроднадзора Амирхан Амирханов.

«Отработанные шпалы опасны. Креозот, которым пропитана шпала, страшный яд. Поэтому шпалы только уничтожают. Сжигают, например. По-научному это называется „окисляют“. Это тяжелый и дорогой процесс, их чаще выбрасывают, потому и этих свалок так много. Вот мы и делаем такие технологии, чтобы было легче уничтожать их»,— говорит кандидат технических наук, научный руководитель инсинераторо-строительной (мусоросжигательной) компании «Турмалин» Михаил Востриков. Идей по ликвидации свалок много, однако ясно, что самой эффективной из них был бы отказ от деревянных и бетонных шпал. Самым крупным российским пользователем шпал исторически является ОАО РЖД. Официальных данных нет, однако, согласно открытым источникам, компания ежегодно выводит из эксплуатации около 1 млн шпал. Нельзя сказать, что госмонополия не инвестирует средства в научные разработки по переработке железобетонных шпал — в регионах построено несколько предприятий по переработке таковых в крошку для укладки дорог,— и даже собирается реализовывать ее через электронную торговую площадку ППК РЭО. По данным Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры (НИЦ ПИ), стоимость такого завода может варьироваться от 2 млн до 8 млн руб.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Криворукие гуманоиды», или Поговори со мной, машина! «Криворукие гуманоиды», или Поговори со мной, машина!

Мог ли чат GPT появиться в России и почему Китай скоро обгонит США

Наука
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Princess S80. Чæстное мнение Princess S80. Чæстное мнение

Экстерьер, компоновка, отделка интерьера и ходовые качества Princess S80

Y Magazine
За гранью человеческого За гранью человеческого

Как воспринимают мир существа, наделенные нечеловеческими чувствами?

Вокруг света
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
Спать надо всем Спать надо всем

Почему важно изучать сон водных млекопитающих?

Наука и жизнь
Светлый ум Светлый ум

Первый в истории итальянской верфи Rossinavi катамаран

Y Magazine
«Не романтик никогда не захочет в плавание» «Не романтик никогда не захочет в плавание»

Михаил Кожухов полюбил море и не представляет теперь без него своей жизни

Y Magazine
Аx, белый теплоход… Аx, белый теплоход…

Astondoa Ax8 — моторная яхта-кроссовер из стеклопластика

Y Magazine
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Про лукавые орхидеи и цветочное царство Про лукавые орхидеи и цветочное царство

Какие уловки придумали растения для привлечения представителей животного царства

Наука и жизнь
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
«Всё необходимое для карри» «Всё необходимое для карри»

Как в Британии появились блюда с приправой карри

Наука и жизнь
Звуковое сопровождение Звуковое сопровождение

«Голос моря», стоячие волны, поющие пески, шепчущие стены и эхо

Вокруг света
Рыбная отрасль на спаде Рыбная отрасль на спаде

Как рыбный сегмент завершил 2024 год и чего ожидать в 2025-м

Агроинвестор
Палитра вкусов Палитра вкусов

Гастрономический туризм в Японии – особое времяпрепровождение

Вокруг света
Житница и здравница Кавказа Житница и здравница Кавказа

Обзор АПК Ставропольского края

Агроинвестор
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в научной фантастике появился сюжет о затерянных мирах

Наука и жизнь
Полный литий Полный литий

Есть ли способы продлить жизнь литиевому аккумулятору в мобильном телефоне?

Наука и жизнь
Между войной и Великой депрессией Между войной и Великой депрессией

Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью

Вокруг света
Низкие цены сдержали рост экспорта Низкие цены сдержали рост экспорта

В натуральном выражении поставки продукции АПК увеличились

Агроинвестор
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
Маленькая выставка большого художника Маленькая выставка большого художника

Почему выставка «Алексей Моргунов. Среди первых» не только о конкретном авторе

Наука и жизнь
Открыть в приложении