Рельсы стратегического направления
80 лет назад началось движение по первой части БАМа — участку Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) представляла собой не просто гигантский инфраструктурный проект, но и важнейший элемент советской стратегии развития восточных регионов страны. Ее строительство прошло через множество этапов, которые были тесно связаны с трагическими и героическими страницами последних двух веков жизни России.
Войны и железная дорога
Историю БАМа следует начать с того момента, когда в России возникла идея проложить железнодорожную магистраль до Владивостока. Идея Транссиба во многом состояла в том, чтобы соединить центр Российской империи со сравнительно недавно присоединенной территорией Дальнего Востока, где Россия к тому времени начала строить крупную военно-морскую базу — Владивосток.
Русско-японская война 1904–1905 годов убедительно показала, что надежное железнодорожное сообщение с бассейном Тихого океана является единственной гарантией прикрытия восточных рубежей Российской империи. А попытка использовать для снабжения Владивостока более короткую и удобную Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), проходящую по территории Манчжурии, показала, что железная дорога все-таки должна находиться в пределах страны.
К 1916 году Транссиб был окончательно размещен исключительно на землях, принадлежащих Российской империи.
Война показала, что пропускная способность Транссибирской магистрали недостаточна для потребностей огромных пространств Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, к северу от Транссиба лежала огромная неосвоенная территория, богатая лесом, зверем и полезными ископаемыми. Поэтому практически сразу после Русско-японской войны начались изыскательские работы на месте возможной железной дороги к северу от Байкала.