Завтра не имеет значения (Ленин в письмах Лидии Дан)
Так уж случилось, что в семье Цедербаум, перебравшейся в Россию из Константинополя в связи с русско-турецкой войной 1877–1878 годов, шестеро из восьми детей стали в конечном счете социал-демократами-меньшевиками.
Наиболее известен старший брат, Юлий, вошедший в историю под партийным псевдонимом Юлий Мартов (1873–1923). Он был одним из основателей Бунда, основоположником и признанным лидером меньшевизма. Ближайший друг Ленина, он с 1903 года на последующие двадцать лет становится его непримиримым противником. Лидия, отрывки из чьих писем мы предлагаем читателю, более известна под фамилией второго мужа, Федора Ильича Дана (1871– 1947), еще одного признанного лидера меньшевиков. Федор Дан начал свою революционную деятельность еще в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» в 1890‑е годы. Однако особенно он прославился в 1917 году, когда стал одним из лидеров Петроградского совета рабочих депутатов и постоянным оратором на заседаниях совета. Имя Дана наряду с именем другого лидера совета, бундовца Меира Либера, столь же часто появлявшегося на политических «подмостках», стало даже нарицательным. «О чем сегодня „либерданили“ в совете?» — спрашивали друг друга интересовавшиеся политикой петроградцы.
Лидия родилась 21 мая 1878 года в Одессе. В начале 1880‑х годов, после еврейского погрома в Одессе, семья перебралась в Петербург. Здесь Лидия окончила гимназию, поступила на Высшие (Бестужевские) женские курсы и как‑то совершенно естественно стала революционеркой. По меньшей мере с 1897 года 19‑летняя Лидия принимает участие в социал‑демократическом движении, а именно в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса», группах «Рабочее знамя» и «Социалист». В это же время она вышла замуж за студента‑медика Г. С. Канцеля. В 1898 году Лидия была впервые арестована и после недолгой отсидки выслана в Крым. Видимо, власти приняли во внимание ее беременность и обострение туберкулеза. Так что ссылку Лидия провела в Ялте, переводя для заработка труды основоположника «ревизионизма» Эдуарда Бернштейна. Арестованный за причастность к группе «Рабочее знамя» муж Лидии Осиповны не был сослан, его оставили в Петербурге для сдачи экзаменов (!). Получив диплом, он охладел к революционной деятельности, в связи с чем, по‑видимому, Лидия Осиповна с ним и разошлась.