Рейтинг компаний, акции которых наиболее сильно упали в цене за последний год

РБКBiznes

10 худших российских акций в 2024 году: стоит ли их покупать на просадке

«РБК Инвестиции» составили рейтинг компаний, акции которых наиболее сильно упали в цене за последний год. Выяснилось, что некоторые из них не менее интересны, чем представители топ-10, а по одной из бумаг возможен даже двукратный рост

Автор: Никита Глазков

За период с конца сентября прошлого года по 30 сентября этого года падение стоимости продемонстрировали большинство акций, торгующихся на Мосбирже, — 196 из 235. Из них «РБК Инвестиции» выбрали десять худших: это бумаги, которые упали в цене на 50–70%. Среди них — как низколиквидные акции, стоимость которых разгонялась, а затем стремительно падала на ожиданиях малозначимых для рынка корпоративных событий, так и бумаги, за которыми активно следит рынок.

Проблемы у компаний, бумаги которых показали худший результат, как правило, обнаружились задолго до мая 2024 года, когда на рынке акций начался долгий нисходящий тренд. Это относится, в частности, к провайдеру платежных и финансовых сервисов QIWI, лесопромышленному холдингу «Сегежа» и транспортной группе FESCO. «Сегежа» входила в рейтинг компаний со слабой динамикой и в прошлом году.

В остальном рейтинг полностью обновился. Наиболее сильно изменилось положение компании «Россети Кубань». Она попала в список аутсайдеров, хотя в прошлом году замыкала рейтинг компаний, акции которых показали наиболее впечатляющую положительную динамику. Но это неудивительно для низколиквидных акций, стоимость которых может расти или снижаться без видимых причин. В сентябре Мосбиржа сообщила, что 13 декабря остановит торги бумагами компании.

Источники: Московская биржа, расчеты «РБК Инвестиций»

10 наиболее сильно подешевевших акций

QIWI

Акции (депозитарные расписки) провайдера платежных и финансовых сервисов QIWI стали лидером падения за прошлый год. Бумаги компании потеряли в цене 70,86%. В 2024 году компания заключила сделку по продаже российских активов (консолидированных в АО «Киви») менеджменту за 23,75 млрд руб., что многие инвесторы посчитали существенно заниженной оценкой. Затем ЦБ РФ отозвал лицензию у КИВИ Банка, что резко ухудшило перспективы АО «Киви» и поставило под большой вопрос возможность получения платежей за проданные российские активы.

Исторические минимумы были достигнуты в июле вблизи отметки 133 руб. К закрытию торгов 30 сентября акции упали на 66,57% с начала года. Об отзыве лицензии у КИВИ Банка из-за нарушения законодательства, в том числе в области отмывания денег, Банк России объявил 21 февраля. Основной доход QIWI приносили денежные переводы и онлайн-платежи, что поддерживалось наличием у компании собственного банка, напоминает аналитик «Альфа-Инвестиций» Анастасия Бойко. Таким образом, с остановкой его работы компания потеряла большую долю доходов.

«QIWI провела делистинг с NASDAQ 16 сентября и получила листинг на Астанинской международной бирже. Таким образом, у компании сохранилась иностранная прописка, а значит, нет возможности к распределению дивидендов», — подчеркивает Бойко.

«На данный момент перспективы бизнеса QIWI остаются неопределенными, при этом нельзя исключать делистинга расписок компании с Мосбиржи. Они, вероятно, будут оставаться в основном спекулятивным инструментом, от которого обычным инвесторам лучше держаться подальше», — предупреждают аналитики ГК «Финам».

Регуляторные ограничения и исключение бумаг из индекса Мосбиржи с 27 февраля не позволяют оценить перспективы компании, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. «Судьба публичных торгов под большим вопросом. Сейчас это только спекулятивный инструмент на новостях; инвестиционного кейса нет», — считает эксперт.

«Сегежа»

Акции «Сегежи» упали за год на 70%. В состав лесопромышленного холдинга с полным циклом собственной лесозаготовки входят предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

«Сегежа» стала еще одной компанией, пострадавшей от ужесточения денежно-кредитной политики, отмечают аналитики ГК «Финам». Компания заметно нарастила долг в период высоких цен на ее продукцию, но после ухудшения рыночной конъюнктуры и роста процентных ставок у компании стало не хватать денежных потоков для обслуживания собственного долга. В результате «Сегежа» будет вынуждена прибегнуть к допэмиссии — ее параметры ожидаются в ближайшие месяцы.

Чистый долг составляет 144 млрд руб. при капитализации около 23 млрд руб. При этом финансовые результаты компании не растут, чему способствуют рост расходов на логистику и прекращение экспорта в Европу. «Цены на продукцию значительно упали, рубль снизился меньше, этого не хватило для компенсации снизившихся цен», — отмечает Бойко.

По подсчетам аналитиков ГК «Финам», для решения проблемы с долгом число акций необходимо увеличить хотя бы в пять раз. Из-за такого сильного размытия акционеров котировки и продолжают снижаться. По мнению экспертов инвесткомпании, до завершения допэмиссии акции «Сегежи» покупать преждевременно.

«Риск допэмиссии реализовался, но пока нет параметров оценки. Поддержать «дочку» может материнская компания АФК «Система», но это не снижает неопределенности», — рассуждает Зельцер.

Эксперт видит риск падения котировок на 10% от текущих уровней, фундаментальный таргет БКС понижен до 1,3 руб. «По мере поступления новостей о доразмещении бумаг турбулентность будет экстремальной — спекулятивный инструмент подходит далеко не всем и лишь с соблюдением жесткого риск-менеджмента», — предупреждает Зельцер.

ОАК

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) занимается разработкой, производством и реализацией авиационной техники гражданского и военного назначения. Компании, входящие в структуру корпорации, обладают правами на такие всемирно известные бренды, как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», а также новые — SSJ, МС-21.

За год акции компании упали в цене на 62,43%. С начала текущего года по 30 сентября стоимость бумаг сократилась на 41,5%. Руководитель направления аналитики «Альфа-Инвестиций» Василий Карпунин отмечает, что в 2023 году акции часто становились инструментом разгона в руках спекулянтов: они «росли и падали на десятки процентов без корпоративных новостей». Текущая стоимость акций ОАК, по мнению аналитика, соответствует средней цене 2021–2023 годов.

«Бумаги относятся ко второму эшелону, и время от времени случается ажиотаж: прошлой осенью наблюдался скачок в четыре раза, до 2,9 руб., а спустя год цена вернулась на исходные позиции — около 0,8 руб.», — говорит Зельцер.

Однако бумаги не только волатильны, но и находятся под давлением отрицательных факторов. «Санкции оказали сильно негативное влияние на компанию из-за трудностей с импортозамещением компонентов, и она несет убытки, — рассказывает Бойко. — Для привлечения дополнительного финансирования ОАК постоянно проводит допэмиссии, размывающие доли владения текущих акционеров. Драйверы роста акций фактически отсутствуют. На котировках акций также негативно сказываются переносы сроков поставок».

Перед корпорацией стоят важные государственные задачи, но их реализация требует больших усилий. Перспективы перехода на российские самолеты пока не отражаются в курсе бумаг. В данном случае имеет смысл говорить о ставке на будущее, считает Зельцер. При этом инвесторы рискуют тем, что эмитент больше внимания будет акцентировать на развитии отрасли, а не росте стоимости для акционеров.

«Русолово»

«Русолово» — группа компаний, представляющая собой оловодобывающий дивизион полиметаллической группы «Селигдар». Объединяет активы оловодобывающих предприятий в Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Алтайском крае и Оренбургской области, а также активы оловодобывающих предприятий в Хабаровском крае и на Чукотке.

Несмотря на рост котировок олова, акции компании потеряли за год больше 55% стоимости и продемонстрировали сокращение на 40% с начала текущего года по 30 сентября.

Аналитики ГК «Финам» считают «Русолово» «не самым привлекательным активом», отмечая отсутствие дивидендов, высокую долговую нагрузку (по итогам 2023 года отношение чистого долга к EBITDA составило 5,5) и убыточность.

«Финансовые показатели «Русолово» отражают обширную инвестиционную программу компании, — отмечают эксперты. — ГК осваивает несколько новых месторождений в Хабаровском крае и строит Амурский металлургический комбинат».

«У компании упала рентабельность по валовой прибыли с 16,9 до 9,1%, а по операционной деятельности компания по итогам первого полугодия получила существенный убыток. Бизнес столкнулся с классическим случаем опережающего роста расходов», — отмечает аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев. Давление на долговую нагрузку компании оказывает повышение ключевой ставки. Кроме того, в июне компания попала под санкции США.

Аналитики «Финама» считают, что по мере реализации инвестиционных проектов «Русолово» может выйти на приемлемый уровень рентабельности, но не ранее 2026–2027 годов.

НПК ОВК

Акции НПК «Объединенная вагонная компания» (НПК ОВК), вагоностроительного, транспортного и лизингового холдинга, за год упали на 54,32%.

Падение котировок компании пришлось на 2023 год, когда эмитент объявил о проведении допэмиссии 12,5 млн акций с целью снижения долговой нагрузки, что более чем в 100 раз превышало его уставный капитал (116 млн акций). Объем допэмиссии оказался меньше — 2,79 млрд акций, однако она все равно привела к «грандиозному обвалу», как охарактеризовал его Зельцер.

Стоимость акций снизилась по отношению к прошлогоднему максимуму в 15 раз. При этом в аутсайдеры компанию никак не отнести, считает аналитик. С начала текущего года ее акции прибавили в цене 40%, что означает некоторую стабилизацию.

«Яковлев»

«Яковлев» — системообразующее предприятие Дивизиона гражданской авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Акции дочерней компании ОАК снизились за 12 месяцев (по сентябрь текущего года включительно) на 54,08%.

Как отмечает Зельцер, предприятие сталкивается с теми же проблемами, что и материнская компания. Как и в случае с ОАК, акции кратно снизились после резкого роста котировок осенью прошлого года. Поэтому, хотя рост стоимости и возможен в перспективе, о торговых идеях на коротком временном промежутке говорить сложно.

«Якутскэнерго»

«Якутскэнерго» — дочерняя компания «РусГидро». ПАО «Якутскэнерго» занимает одно из первых мест в стране по площади обслуживания (площадь республики составляет одну пятую часть территории России) и по протяженности ЛЭП различных классов напряжения, которая равна половине длины экватора (свыше 20 тыс. км). Стоимость акций снизилась за год на 53,74%.

Бумаги относятся к третьему эшелону и характеризуются низкой ликвидностью. Осенью 2023 года наблюдался спекулятивный рост, связанный с ожиданиями по выплате дивидендов. Они не оправдались, и цены вернулись на уровень лета 2023 года.

«Россети Кубань»

В сентябре Мосбиржа сообщила, что 13 декабря остановит торги акциями «Россети Кубань».

«Россети Кубань» — крупнейшая электросетевая компания на территории Краснодарского края и Республики Адыгея, осуществляющая передачу и распределение электрической энергии по сетям напряжением 110 кВ и ниже. В состав компании входят 11 электросетевых филиалов.

Акции компании низколиквидные. «Иногда они взлетают, но к фундаментальным показателям это не имеет отношения», — говорит Зельцер. За год бумаги упали на 52,07%.

ДВМП

ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO — FarEastern Shipping Company) — одна из крупнейших транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. За год акции компании снизились на 52,04%.

Акции ДВМП были переданы госкорпорации «Росатом» на основании указа президента в ноябре 2023 года. Госдоля, переданная «Росатому», составила 92,5%. В марте 2024 года гендиректор госкорпорации Алексей Лихачев сообщил, что эта доля устраивает компанию и оферта для миноритариев FESCO, которым принадлежит около 7,5% акций, не планируется. «С тех пор бумаги под сильным и монотонным давлением», — отмечает Зельцер.

В первом полугодии 2024 года ДВМП сообщила о снижении финансовых показателей по сравнению с первым полугодием 2023 года по причине 50-процентного снижения цен на фрахт, роста тарифов РЖД, увеличения амортизационных отчислений и высоких ставок. 

Мощности компании могут быть задействованы новым акционером в достижении одной из своих стратегических целей — развития Северного морского пути (который свяжет Европу, Россию и Азиатско-Тихоокеанский регион).

«На сегодняшний день идет переосмысление стратегии FESCO и вписывание ее в те стратегические задачи, которые есть у госкорпорации «Росатом». Это в первую очередь развитие Севморпути», — подчеркнул глава «Росатома» в марте.

Инвестиционный консультант «Велес Капитала» Дмитрий Сергеев отмечает, что с высокой вероятностью новый акционер сфокусируется на развитии Северного морского пути, а соображения, связанные с финансовой эффективностью и выплатой дивидендов, могут отойти на второй план. Сергеев считает, что в 2023 году на ожиданиях роста товарооборота с Китаем акции ДВМП были сильно перекуплены. Зельцер отмечает низкую ликвидность акции и не видит для нее драйверов роста.

«Самолет»

«Самолет» — группа компаний, в которую входит ряд ведущих российских девелоперов полного цикла. С начала года по 30 сентября бумага продемонстрировала падение на 50,4%, став одной из худших в составе индекса Мосбиржи.

Как отмечает аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев, застройщик рос активными темпами, захватывая рынок, и сейчас занимает первое место по объемам текущего строительства, потеснив ПИК (5,4 млн против 4,7 млн кв. м, по данным портала «Единый ресурс застройщиков»). «Но для финансирования бурного развития компания привлекала заемные средства, проценты по которым сейчас давят на бизнес», — указывает Климентьев.

По итогам первого полугодия 2024 года чистый долг с учетом проектного финансирования за вычетом денежных средств на эскроу-счетах превысил EBITDA в 2,2 раза. Дивиденды компания платила последний раз по итогам шести месяцев 2022 года. Кроме того, негативно на результатах компании сказывается отмена программ льготной ипотеки, отмечает Анастасия Бойко из «Альфа-Инвестиций». Дмитрий Сергеев из «Велес Капитала» считает, что с отменой льготной ипотеки и высокими ставками на рынке перспективы роста котировок остаются под вопросом. Между тем Михаил Зельцер отмечает, что потенциал роста бумаги — один из самых высоких на рынке. Если исходить из фундаментальных показателей, акции «Самолета» могут стоить вдвое дороже нынешнего уровня (около 3,6 тыс. руб.), предполагает аналитик. Однако это возможно лишь при уверенном развороте денежно-кредитной политики.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером» Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером»

С какими вызовами столкнулась российская наука и как они влияют на работу ученых

РБК
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Будет не жирно? Будет не жирно?

Какой вклад в борьбу с ожирением могут внести производители продуктов питания

Агроинвестор
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Формула мечты Формула мечты

Каким должен быть идеальный болид?

ТехИнсайдер
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
Дальше не значит лучше Дальше не значит лучше

У тех, кто остается на даче, очень много возможностей отлично провести время

КАНТРИ Русская азбука
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

После Второй мировой фантастика приобрела авторов, кардинально обновивших жанр

Наука и жизнь
Те еще овощи! Те еще овощи!

Кое-что о поведении овощей в открытом грунте

КАНТРИ Русская азбука
Что такое робот? Что такое робот?

Роботы вокруг нас: объясняем, как они работают и зачем нужны

Наука и техника
Фондовое подспорье: где найти деньги для экономики Фондовое подспорье: где найти деньги для экономики

Путь к улучшению состояния экономики РФ: фондовый рынок как источник инвестиций

РБК
Слон арктической породы Слон арктической породы

Уже через несколько лет биологи обещают показать первого живого мамонтенка

ТехИнсайдер
LG Electronics: Поэтическое путешествие LG Electronics: Поэтическое путешествие

Президент компании LG в России и СНГ — о жизни в стихах

РБК
Ночные тайны Ночные тайны

Что скрывает ваш сад ночью, подскажет... фотокамера

КАНТРИ Русская азбука
Расчеты на будущее Расчеты на будущее

Какие новые технологии вычислений придут на смену классическим компьютерам

РБК
Подкованный Подкованный

Тульский кроссовер-умелец Haval H7, ориентированный на комфорт и безопасность

Автопилот
Плюсы и минусы Плюсы и минусы

Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

РБК
Сталь & честь Сталь & честь

Рыцарство не умерло, оно просто ждало своего часа

ТехИнсайдер
Катамараны Bering Катамараны Bering

Зачем Bering Yachts строит экспедиционные катамараны из алюминиевого сплава

Y Magazine
Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе» Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе»

Как Газпромбанк модернизировал расчетный центр — ядро внешних платежных операций

РБК
Игры по-новому Игры по-новому

Несколько небанальных развлечений, которые не дадут вам взгрустнуть на даче

КАНТРИ Русская азбука
Ландышевое дерево Ландышевое дерево

Ландышевое дерева, или халезия, — украшение майского сада

Наука и жизнь
Открыть в приложении