В Москве открылась первая в стране выставка картин для людей с нарушениями зрения. Представленные репродукции полотен известных художников созданы по уникальной технологии, которую разработала испанская студия Estudios Durero совместно с производителем Canon. На создание экспозиции ушло 10 млн руб.

РБК

Элементы — Технологии

Искусство на ощупь

В Москве открылась первая в стране выставка картин для людей с нарушениями зрения. Представленные репродукции полотен известных художников созданы по уникальной технологии, которую разработала испанская студия Estudios Durero совместно с производителем Canon. На создание экспозиции ушло 10 млн руб.

Текст: Анна Левинская

Главное правило посещения всех музеев мира — не прикасаться к экспонатам. За его исполнением следит «армия» музейных смотрителей, которые пресекают любые попытки даже подойти слишком близко к прекрасному. В ноябре 2016 года в России впервые открылась выставка «Видеть невидимое», на которой трогать картины — необходимость.

Технология Didu, разработанная компанией Estudios Durero позволяет создавать копии шедевров живописи, к которым можно прикасаться и делает искусство доступным для незрячих людей

Инклюзивная экспозиция представлена в Музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина, состоит из шести репродукций — «Натюрморт с атрибутами искусств» Жан-Батиста Симеона Шардена, «Благовещение» Сандро Боттичелли, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо, «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо. На картине Шардена изображен стол художника с разбросанными на нем вещами — атрибутами искусства. У репродукции, представленной в российском музее, заметно, что изображение не плоское, а выпуклое: при прикосновении, например, к статуэтке бога Меркурия, возникает ощущение, что трогаешь мрамор. Палитра, свитки чертежей, ящик для красок и готовальня — все предметы искусства, изображенные на картине, имеют как свою текстуру, так и разную высоту выпуклостей. «Видеть невидимое» рассчитана в первую очередь на посетителей с нарушениями органов зрения. Выставка сопровождается аудиогидом с записанной речью актера Евгения Миронова, подписи к картинам и информационные буклеты продублированы азбукой Брайля.

Спонсором выставки в Пушкинском музее стал Сбербанк. Как рассказал журналу РБК представитель финансовой организации, банк вложил в проект около 10 млн руб. — в эту сумму входит стоимость производства картин и организация выставки.

Фотографии произведений подверглись «специальной обработке», текстура и другие особенности изображения подобраны исходя из важности для понимания сюжета незрячими и слабовидящими людьми, говорит собеседник из Сбербанка. Все объемные изображения «воспроизведены максимально близко к оригиналам, поскольку подобные выставки привлекают не только посетителей с нарушениями зрения. «Именно поэтому классическая технология 3D-печати не подходит для наших картин», — объясняет в разговоре с журналом РБК Кристина Веласко, представитель компании Estudios Durero, создавшей экспозицию «Видеть невидимое».

Испанская студия делает тактильные картины по технологии рельефной печати Didú. Большую часть «ингредиентов» студия держит в секрете.

В общих чертах это выглядит так: картины печатаются на алюминиевых листах — на них послойно наносятся полимеры, необходимые для тактильной стороны, а в результате специально вызванных химических реакций вещества приобретают различные заданные текстуры, пояснил представитель компании в разговоре с журналом РБК.

Все изображения печатаются на принтере, разработанном специалистами компании Canon для Estudios Durero. Эффект мазков краски на картинах достигается благодаря «высокой точности позиционирования печатной головки», объяснила представитель Canon в России Эльмира Алиева. Других технологических особенностей печати она не раскрыла. Для Estudios Durero это не первый опыт создания тактильных картин. Компания на постоянной основе ведет подобный проект для национального испанского музея Prado: например, изготовила для выставки Touching the Prado репродукции картин Эль Греко, Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и др., рассказала Кристина Веласко.

Саму идею создания выставки «Видеть невидимое» директор Пушкинского музея Марина Лошак привезла как раз из мадридского Prado.

Срок изготовления каждой картины индивидуален, речь идет о нескольких месяцах работы, объясняет Веласко. «Для создания репродукции нам нужен контекст изображения и наиболее важных элементов в композиции, поэтому мы погружаемся в историю создания картины, изучаем другие работы автора», — рассказывает представитель Durero.

Специалисты компании изучают оригиналы, выставленные в музеях, сравнивают их с полиграфическими репродукциями. Затем разрабатывается объемная модель с разным уровнем рельефа и печатаются изображения, а на финальном этапе приглашаются сторонние эксперты-искусствоведы для оценки картин и консультанты с нарушениями зрения.

По окончании выставки в Пушкинском музее в феврале 2017 года экспозиция поедет по России. Первым городом в туре станет Екатеринбург.

Фото: Артем Голощапов для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Какие навыки помогают руководить в эпоху турбулентности Какие навыки помогают руководить в эпоху турбулентности

Как управлять разновозрастными командами, чему обучать лидеров разных поколений?

РБК
Жизнь начинается с растений Жизнь начинается с растений

Как экстремальные условия трансформируют существующие экологические формы

Наука и жизнь
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Император железных дорог Император железных дорог

Двенадцать лет назад за этой железнодорожной историей следил весь мир

ТехИнсайдер
Устаревшие технологии Устаревшие технологии

Вахта на Европе длится долго. Всё приедается

Наука и жизнь
Спинной мозг самолета – автопилот Спинной мозг самолета – автопилот

Пока человек толком не понимал, что такое полет, автопилот был не нужен

Наука и техника
Всем пригож песец Всем пригож песец

Песец – полярный кочевник с удивительной выносливостью

Знание – сила
Учимся понимать наши растения Учимся понимать наши растения

Кажется, чего уж проще: полить цветы. Но и здесь есть ряд тонкостей...

Наука и жизнь
Восточное путешествие с Агатой Кристи Восточное путешествие с Агатой Кристи

Детективы, Восток и археология – всё это сошлось вместе в судьбе Агаты Кристи

Знание – сила
Зерно останется малодоходным Зерно останется малодоходным

Хороший урожай не позволит ценам сильно расти

Агроинвестор
День… суслика День… суслика

Я протёр глаза и приподнялся на локте: да это же суслик!

Наука и жизнь
Биосигнатуры и их разоблачение: жизненно важные улики Биосигнатуры и их разоблачение: жизненно важные улики

Судить о возможном существовании иной жизни приходится по косвенным признакам

ТехИнсайдер
Тучерезы Тучерезы

Какие современные здания имеют шансы пережить столетия?

ТехИнсайдер
Есенин: божественный бросок вперед Есенин: божественный бросок вперед

Почему творчество Есенина до сих пор вызывает отклик у читателей?

Знание – сила
Окаменелости — у порога Окаменелости — у порога

Мы привыкли думать, что научные чудеса происходят где-то далеко...

Наука и жизнь
Переход на отечественный софт: комфорт превыше всего Переход на отечественный софт: комфорт превыше всего

Как осуществлялось импортозамещение в сфере кадастра и геодезии

Наука и техника
В борьбе за экологию В борьбе за экологию

Чем станет повышение ставок экосбора на упаковку

Агроинвестор
Убийство в Гилее Убийство в Гилее

Как братоубийство Савлия изменило судьбу Скифии

Знание – сила
Мы длинной вереницей идём за Синей птицей… Мы длинной вереницей идём за Синей птицей…

Синяя Птица — символ счастья, которое ищут все люди, но находят лишь немногие

Наука и жизнь
Ненасытный интеллект Ненасытный интеллект

Создание ИИ следующих поколений столкнулось с неожиданным препятствием

ТехИнсайдер
«Мозг – самый важный орган» «Мозг – самый важный орган»

Что такое память? Где она «хранится»? Почему мы помним не всё?

Знание – сила
Роботы-манипуляторы: от самодельной руки до промышленных коботов Роботы-манипуляторы: от самодельной руки до промышленных коботов

Как устроены манипуляторы и как можно сделать простейшего робота своими руками

Наука и техника
Скифы Северного Причерноморья: легенды и реальность Скифы Северного Причерноморья: легенды и реальность

Как греки превратили скифов в символ воинской чести и простоты

Знание – сила
В «Зеленой Долине» разместится 40 тыс. голов КРС В «Зеленой Долине» разместится 40 тыс. голов КРС

Агрохолдинг «Зеленая Долина» возведет крупнейший в Европе молочный комплекс

Агроинвестор
Ставка давит на инвестиции Ставка давит на инвестиции

Какие макроэкономические факторы сдерживают рост агросектора

Агроинвестор
Суда-ветераны Суда-ветераны

Возраст большинства речных судов в России превышает 50 лет

Наука и техника
Масложировая отрасль снова идет на рекорд Масложировая отрасль снова идет на рекорд

Валовой сбор масличных может превысить 34 млн т

Агроинвестор
Математические фронты Великой Отечественной войны Математические фронты Великой Отечественной войны

В 1930-х годах в России сформировалась плодотворная математическая жизнь

Наука и техника
Биосфера и пластик Биосфера и пластик

Когда-нибудь ученые, наверное, будут выделять пластиковый век

Наука и техника
Галльская война Галльская война

Юлий Цезарь: завоевание Галлии

Знание – сила
Открыть в приложении