Тема номера — Инвестиции
Стадо «единорогов»
Любимые существа венчурных инвесторов
Грядущее IPO Snapchat может стать крупнейшим после размещения акций Alibaba в 2014 году. Сейчас эта компания, развивающая сервис мгновенных сообщений, входит в список компаний, которые инвесторы считают наиболее перспективными с точки зрения их потенциала. Журнал РБК изучил, где обитают «единороги» и как менялся их список в последние годы
«Единорогами» принято называть непубличные технологические компании, стоимость которых инвесторы оценивают выше $1 млрд. Формулировку в 2013 году предложила Эйлин Ли, основатель венчурного фонда Cowboy Ventures. Подобно мифическим существам, стартап «на миллиард» — большая редкость, настоящее чудо для инвесторов — найти такие проекты на ранних стадиях, объясняла Ли.
Но спустя три года называть компании с оценкой более $1 млрд «редкостью» сложно: их количество приближается к 200 по всему миру, и ежегодно «популяция» увеличивается минимум на 50 штук. Общая оценка «поголовья» достигает почти $600 млрд, подсчитал журнал РБК на основе списков «единорогов», которые составляют аналитическая компания CB Insights, издания Wall Street Journal и Fortune. Эта сумма сопоставима с рыночной капитализацией мировых IT-гигантов: например, стоимость Apple 2 декабря 2016 года достигала примерно $580 млрд, Alphabet (материнская компания Google) — около $520 млрд.
С каждым годом растет и скорость превращения компаний в «единорогов». Например, более чем 20 проектам, созданным в 2010 году, потребовалось четыре-шесть лет, чтобы достичь планки $1 млрд. Для сравнения: у 12 компаний, созданных в 2014 году, получилось преодолеть миллиард менее чем за два года.
Захватившая венчурный рынок волна «единорожья» вылилась в то, что список миллиардных компаний «мельчает». По состоянию на конец ноября 2016 года лишь 25 проектов смогли получить инвестиционную оценку свыше $5 млрд, а преодолеть $10 млрд удалось лишь 15 компаниям — на них приходится более 60% общей оценки «поголовья». Более 10% общей стоимости «единорогов» создает онлайн-сервис вызова такси Uber.
Почти в одно время с зарождением популяции «единорогов» западные эксперты и сами же венчурные инвесторы заговорили о «надувающемся пузыре» — о том, что стоимость многих проектов не обоснована. При этом владельцы компаний из списка дорогостоящих предпочитают держать в тайне финансовые и операционные показатели бизнеса. Аналитики CB Insights по итогам 2015 года указывали, что почти 60 «единорогов» остановились в росте или их инвестиционная стоимость «сдулась». Например, в текущем списке миллиардных компаний лишь 20 проектов, которые присоединились к нему в 2011–2013 годы и смогли удержаться.
Как следствие, инвесторы в 2016 году стали немного сдержаннее и осторожнее в своих вложениях. Если в 2015 году поле «единорогов» пополнилось почти 80 проектами, то за 11 месяцев 2016-го — менее чем 40 компаниями, подсчитал журнал РБК (дата присоединения к списку миллиардных компаний — данные CB Insights). При этом крупнейшие «единороги» из первой десятки смогли за последний год поднять очередной раунд, что опять же свидетельствует о более консервативном подходе инвесторов. Изучение портфелей 15 самых активных фондов показало: они вложили минимум в двух «единорогов» из топ-15.
С другой стороны, венчурные специалисты начали пристальнее смотреть на Восток. Расчеты журнала РБК показали: если три года назад список «единорогов» состоял преимущественно из американских компаний, то в нынешнем топе лишь треть позиций — проекты из США, примерно столько же — из Китая. Кстати, азиатские компании в отличие от американских быстрее достигают оценки в $1 млрд при меньшем объеме инвестиций. Например, показатель valuation-to-funding (соотношение оценки проекта к вложенным в нее деньгам) у самого крупного «единорога» Uber — 5,3 к 1, а у второй по стоимости компании — китайского производителя устройств Xiaomi — 31,8 к 1, подсчитал WSJ.