Колонка главного редактора
Большие города
Первая большая звезда российского интернета за последние десять лет — с такого представления начинался большой материал о компании Avito, опубликованный в журнале РБК в декабре 2015 года. Тогда как раз было объявлено о сделке между акционерами компании, в ходе которой Avito оценили в $2,7 млрд, и мы тогда разбирались, почему «бесплатная доска объявлений» может стоить таких денег.
Конечно, большую часть этой стоимости создают пользователи сайта — больше 30 млн уникальных посетителей в месяц, которые каждый день что-то ищут, отдают, меняют, продают, покупают на нем, создавая и поддерживая целую экономическую систему. По этим объявлениям от настоящих живых людей можно изучать страну, причем в самом прикладном смысле. Сколько стоят автомобили в Омске? Какие холодильники наиболее востребованы в Махачкале? Какую зарплату получают курьеры в Магадане?
Мы решили трансформировать праздный интерес в серьезный продукт, который учитывает множество разных цифр и цен из миллионов объявлений Avito и представить нашим читателям первый совместный Индекс благосостояния жителей российских городов. Для начала 26 самых крупных. Несмотря на то что первым в совокупном индексе предсказуемо идет Москва, столица лидирует далеко не по всем показателям и не во всех категориях.
Рост, жизнь и большие деньги есть не только в столице. Это доказывает история санкт-петербургской строительной компании Setl Group, за несколько лет сумевшей совершить фантастический взлет. Совсем недавно она едва входила в первую пятерку застройщиков Санкт-Петербурга, а по итогам 2016 года — уже третья в стране по объемам сданного жилья. Богатство в бизнесе прирастает не только столицей, доказывает история обувного ретейлера Zenden с магазинами в 103 городах России, который в том же 2016 году занял второе место на федеральном уровне и активно осваивает новые территории.
А знаете ли вы, в каком городе больше всего магазинов электронных сигарет на душу населения? Нет, не в Москве. Вейпинг, который еще недавно воспринимался как сиюминутная столичная блажь, разросся очень быстро. Но объем этого рынка в России уже измеряется сотнями миллионов долларов, и на него готовятся выйти гигантские торговые и табачные компании. А пока это поле принадлежит небольшим, маленьким и крошечным, компаниями, которые строили его на пустом месте и сами создавали стандарты индустрии и правила игры.