15-летний капитал
Какие достижения недавнего прошлого мы возьмем с собой в будущее
Всего 15 лет назад в мире еще не было ни одного iPhone, самым ценным ресурсом считались полезные ископаемые, а развитие технологий было сфокусировано в промышленном производстве. Сегодня акцент сместился на цифровые решения и человеческий капитал. РБК поинтересовался у представителей крупных консалтинговых компаний и исследовательских агентств, что изменилось вокруг нас за полтора десятка лет и что ждет нас еще через 15 лет, какие достижения и наработки вчерашнего дня нужно взять в день завтрашний, а также как наше недавнее прошлое может проявиться в коллективном портрете человека нового времени.
С помощью экспертов мы составили таймлайн ключевых трендов недавнего прошлого и скорого будущего, а также задали нашим собеседникам целую дюжину вопросов. Предлагаем ответы на некоторые из них.
Вы также сможете стать участником опроса РБК, записав здесь свои ответы на наши вопросы.
Вопросы РБК
- Что вызывало самые большие конфликты тогда/ сейчас/в будущем?
- Как мы общались тогда/ сейчас/в будущем?
- Какими были города тогда/ сейчас/в будущем?
- Как мы лечились тогда/ сейчас/в будущем?
- Как технологии помогали людям зарабатывать тогда/ сейчас/в будущем?
- Как мы получали информацию тогда/сейчас/в будущем?
- Что было нашим самым ценным ресурсом тогда/ сейчас/в будущем?
- О чем мечтали тогда/ сейчас/в будущем?
- Как мы развлекались тогда/ сейчас/в будущем?
- Как мы перемещались тогда/ сейчас/в будущем?
- В чем причина неравного доступа к технологиям тогда/ сейчас/в будущем?
- Что больше всего раздражало тогда/сейчас/в будущем?
«В новой метавселенной мы не перестанем читать книги и смотреть кино»
Что ответили эксперты на вопросы РБК
Владислав Бутенко, управляющий директор и старший партнер, председатель BCG Россия и СНГ, руководитель глобального сектора «Развитие городов»
Самое мощное потрясение со времен Великой депрессии — это, пожалуй, финансовый кризис 2007–2008 годов. По сути, мы впервые за долгое время увидели последствия конфликта между желанием компаний и банков заработать и желанием государства обеспечить устойчивый и ответственный рост, прозрачность и подотчетность, в котором последние упустили инициативу.
Технологии середины 2000-х больше были сфокусированы на промышленном производстве, а не цифровизации, какой мы видим ее сегодня. Тогда Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Twitter вышли на глобальную арену, появились Kindle и Android, Google купила YouTube, а пара студентов без средств на жилье основала Airbnb. Но на самом деле момент технологических компаний еще не настал — средняя доходность по TSR (Total Shareholder Return — общая прибыль акционеров. — РБК) компаний технологического сектора составляла всего 3%. А вот добыча полезных ископаемых, наоборот, давала 23% TSR, строительство — 19%, логистика — 16%, автопром — 15%.
Через 15 лет прорывы ожидаются с точки зрения ИИ, квантовых вычислений, новых материалов. Только кванты, по нашим оценкам, смогут сгенерировать от $450 млрд дополненной стоимости.
Другой важной технонишей станет все, что связано с декарбонизацией и устойчивым развитием, в том числе электромобили.
ESG-инициативы компаний уже сейчас в ряде регионов даже обгоняют регулятора. Учитывая экологическую повестку, скорее всего, мы будем видеть все больше компаний, самостоятельно или под давлением общества и инвесторов занимающих все более активную социально ответственную позицию. И я не удивлюсь, если через 15 лет компании или их объединения смогут полноценно участвовать в формировании мировой повестки на одном уровне с городами и странами. А возможно, и действительно начнут строить свои собственные города, с собственными общественными службами и регулированием.
Удаленная работа приведет к тому, что многие люди посетят свой офис от силы пару раз, не будут лично знакомы с коллегами и смогут свободно перемещаться по миру. Это позволит создать новые форматы социальных связей, когда люди в реальности будут встречаться только при сильной эмоциональной эмпатии и едином объединяющем факторе. Это клубы любителей определенных марок авто, люди, связанные одной проблемой, политическими взглядами и т.д. Таким образом, сила специализированных сообществ будет только нарастать, что, в свою очередь, может привести к поляризации и фрагментации общения и общества в целом.
Кино не умрет, как не умерли театр и книги. Очень показателен пример США, где было падение продаж физических книг, как только по- явились «читалки», с 778 млн штук до 591 млн в 2012 году. Но с тех пор спрос каждый год растет и уже опять пробил отметку 750 млн экземпляров. Так что через 15 лет, даже будучи в новой метавселенной, мы не перестанем читать или смотреть кино. Просто игры станут ярче, а в кино, возможно, опять появится 3D и добавится эффект виртуального присутствия. Но мы точно не будем следить за реалити-шоу, подобными тем, что описывают в различных антиутопиях.
Доступ к технологиям постепенно выравнивается, если говорить о людях. Более чем у 80% населения уже есть смартфоны и мобильный интернет. Выравнивается и проблема с доступом к чистой воде и так далее.
В производстве и инновациях очевидна специализация тех или иных регионов на различных технологиях. Яркий пример — Тайвань, который сегодня имеет несомненное лидерство в производстве новейших микропроцессоров. Скорее всего, подобная ситуация сохранится: компании и страны, которые много инвестируют в новые технологии, будут стараться оставить их при себе, продавая другим лишь финальный продукт. Например, если кто-то добьется стабильного квантового превосходства, вряд ли мы об этом узнаем сразу. Скорее всего, та или иная компания просто начнет гораздо более точно делать важные вычисления и прогнозы.
Максим Налютин, руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора в «Делойт» в СНГ
Банковский бизнес, как и многие другие, за прошедшие 15 лет претерпел значительные изменения. Если мы вернемся на 15 лет назад, то увидим, что банку для успешного развития на рынке было достаточно иметь хороший сильный бренд, конкурентную линейку продуктов и сеть отделений, расположенных в правильных местах. В тот момент никто серьезно не задумывался о так называемой клиентоцентричной модели бизнеса, а используемая концепция была скорее продуктоориентированной. Во многом это связано с тем, что уровень конкуренции за клиента не был так велик, а уровень технологий не был достаточно развитым для комплексного анализа данных.
Развитие этих трендов позволит в будущем перейти от стандартизированного продуктового портфеля банка, где каждый финансовый продукт имеет четко обозначенные и утвержденные параметры, к более гибкому обслуживанию клиента, где банк предлагает ему услуги на основании анализа микросегмента или даже личных предпочтений, возможностей и потребностей отдельного клиента.
Александр Соколов, управляющий партнер департамента финансового консультирования «Делойт» в СНГ
Общение раньше в основном происходило лично, по телефону и СМС, а сейчас это уже не принято: мы выбираем мессенджеры, видеоконференции и пересылаем объемные документы через облачные решения. В будущем мы потенциально будем общаться через виртуальные комнаты с нашими визуальными копиями — аватарами.
Здоровое питание не было распространено так, как сейчас, хотя занятия фитнесом уже были популярны. В будущем рацион людей изменится в сторону уменьшения потребления мяса и его замены на еду растительного происхождения. Производство питания сейчас дает 35% выбросов всех парниковых газов, так что изменение рациона потребуется и для того, чтобы остановить нагревание планеты.
Большее внимание психологическому здоровью — это еще один тренд, который я хочу отметить помимо физического здоровья. Корпоративный мир осознал, что он также за это ответственен, поскольку большинство из нас проводят большую часть своей жизни на работе.
Артем Семенихин, исполнительный директор практики технологического консалтинга PwC в России
Конфликты между конкретными людьми всегда вызываются взаимным непониманием друг друга: тут ценности, уклад, привычки. Непонимание друг друга чаще всего продиктовано отсутствием информации или чрезвычайной сложностью ее получения. Пока технологии передачи и обмена информации были неразвиты (т.е. чрезвычайно дороги), людям приходилось ориентироваться на очень редкие источники, чтобы составить хоть какое-то представление о мире и других людях.
Информационные барьеры рушатся по всему миру, и мы это видим прямо сейчас. В будущем благодаря фактически бесплатным и мгновенным способам общения мы сможем самостоятельно изучить другую культуру, другое мировоззрение, другого человека. Чаще всего это вызывает не отторжение, как многие ожидали, а, наоборот, понимание и принятие. Поэтому конфликтность людей между собой в будущем если не исчезнет совсем, то существенно снизится.
Медицина в прошлом основывалась исключительно на человеческом опыте. Постоянно пробуя различные способы лечения, люди наблюдали, что какие-то средства более эффективны, чем другие. Конечно, со временем это обросло большим количеством методологий клинических испытаний — на животных, на ограниченных выборках людей. Но принципиально методология сохранилась до сих пор.
Благодаря технологиям генного анализа и молекулярного моделирования в будущем нас ждет переход к полностью персонализированной медицине, что де-факто приведет не просто к появлению более эффективных лекарств, работающих для определенной группы людей, а для каждого человека в отдельности. Если заглянуть еще дальше, то развитие нанотехнологий позволит перенести аптеку прямо в кровь человека, в которой нанороботы-фармацевты «собирают» лекарство из отдельных элементов «на лету».
Развлечения XXI века практически не требуют усилий для полного погружения в процесс, и эта тенденция продолжится в будущем. Значит, борьба развернется за продолжительность развлечения: чем дольше игра сможет «катать» человека на своем аттракционе, тем выгоднее она будет. А для этого человеку будут обеспечивать все больший поток эмоций и адреналина в единицу времени, не давая возможности опомниться и осознать происходящее.
Технологии анализа поведения позволят создать «эффект лучшего друга» для каждого человека, который будет лучше всего знать, что ему нужно, чего он хочет и как с ним наиболее эффективно взаимодействовать.
Людей всегда раздражает, когда их не слышат, не учитывают их обратную связь при принятии решений, обсуждениях в вопросах, которые являются для них важными. Технологии уже позволяют — и дальше эта тенденция будет только продолжаться — в корне переломить ситуацию, повысив степени персонализации общения общества, государства, бизнеса с отдельными людьми, учитывая не только их пожелания, но и нюансы темперамента, психологии.
Мария Григорьева, управляющий директор Accenture Technology в России
Города становятся все «умнее» и «мудрее». С помощью новых технологий организуют работу транспорта, контроль расписаний и перемещений. Оплата происходит по разным видам карт, по лицу, налажен контакт с пассажирами через приложения для сбора предложений.
«Умные» дома дают новые возможности — от анализа необходимых расходов и ремонтов по датчикам до контакта соседей для голосования по тем или иным вопросам. В дальнейшем данные будут использоваться для помощи в принятии решений об управлении городским хозяйством с целью оптимизации затрат (электроэнергии, воды), контроля за непредвиденными обстоятельствами, организации совместной работы служб. Например, контроль «уровня шума» для обнаружения форс-мажорных обстоятельств и вызова служб спасения. Или мониторинг экологической обстановки для предупреждения граждан.
Появятся роботы, максимально утилизирующие мусор на местах, и парковки, позволяющие «подвесить» машины в несколько уровней и освободить тротуары для пешеходов. А «лежачие полицейские» научатся автоматически защищать людей на пешеходном переходе, если машина не пропустила человека и мчится в темноте. Мы увидим и новые технологии перемещений — индивидуальные или шеринговые, например летательные аппараты.
Самым ценном ресурсом в прошлом были люди, умевшие вносить информацию в систему. Сейчас это люди, умеющие пользоваться приложениями и способные их разрабатывать. В будущем таким ценным ресурсом станут люди, которые умеют пользоваться результатами систем мониторинга, способны объяснить алгоритмы и креативно думать.
Фото: Julian Stratenschulte / Picture Alliance via Getty Images, Derek Sutton / Unsplash, Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images, Dose Juice / Unsplash, Chuttersnap / Unsplash, Onurdongel / Getty Images, Arham Awan / Unsplash, Hobijist3d / Unsplash