Алексей Маслов: «Для Китая Россия — это прежде всего точки продаж»
Безусловно, главный партнер России в Азиатском регионе — это Китай. Торговые связи, политические и научно-технические контакты РФ и КНР, обмен туристами и студентами — как обстоят дела в этих сферах сегодня и чего ждать в будущем? Эти и другие темы «РБК Тренды» обсудили с директором Института стран Азии и Африки МГУ Алексеем Масловым

Взаимная торговля, рынки сбыта и пределы роста
РБК: Согласно данным Главного таможенного управления КНР, объем российско-китайской торговли в 2024 году увеличился на 1,9%, до $244,8 млрд, однако товарооборот двух стран за четыре месяца 2025-го сократился на 7,5%. Что произошло в первом квартале?
А. М.: Действительно, в январе—июне 2025-го мы видим сокращение более чем на 9,5% год к году, и падение началось еще в 2024-м. На это есть три причины.
Во-первых, изменилась конъюнктура рынка. Падают цены на нефть, в то время как нефтяная и газовая составляющая российского экспорта в Китай составляет более 70%. При этом объемы продаж не уменьшились — сократилась денежная составляющая.
Во-вторых, Китай замедлил экспорт в Россию ряда товаров, так как опасается вторичных санкций. Особенно это видно по тем компаниям, которые поставляют различное технологическое оборудование в Россию: они либо уходят с рынка, либо целый ряд товаров идет косвенными путями.
Третья причина уменьшения торговых показателей — продукция поставляется через другие страны и не попадает в таможенную статистику. Как следствие, реальное сокращение торговли значительно меньше, а обходных путей больше.
В целом это говорит о структуре российско-китайской торговли, сложившейся в сегодняшнем виде в 1990-е: Россия поставляет нефть, газ, уголь, лес, а Китай отправляет уже готовую продукцию. Эта система очень уязвима, потому что, как только меняется конъюнктура, меняется и объем этой торговли.