Андрей Незнамов: «Искусственный интеллект — это следующая ступень огромного технологического блага»
Искусственный интеллект проникает в разные сферы жизни человека и охватывает все больше процессов. Но вместе с его распространением острее становятся вопросы безопасности и справедливых правил применения. О том, почему в мире нет единой модели регулирования, когда ИИ-технологии действительно помогают человеку и где искать ответы на ключевые этические вопросы, рассказывает председатель Российской комиссии по этике в сфере ИИ, управляющий директор Центра человекоцентричного ИИ Сбербанка Андрей Незнамов.
Этика ИИ: страны в поисках баланса
РБК: По мере развития технологий все чаще звучит термин «этика ИИ». Что под ним понимают?
А. Н.: Изначально понятие «робоэтика» популяризировал в своих рассказах писатель-фантаст Айзек Азимов. Это такой набор этических норм, которым должны подчиняться «разумные» роботы. И это долго оставалось на уровне фантастики.
Термин «этика ИИ» как набор правил создания и применения этих технологий начал активно использоваться в 2010-е годы. Тогда вводить внутренние стандарты этичного применения искусственного интеллекта начали технологические гиганты — сначала Microsoft, а за ней и другие компании. Такие корпоративные кодексы отчасти заменили отсутствующее государственное регулирование. Позже, в 2021 году, была принята международная Рекомендация ЮНЕСКО по этике ИИ. Она закрепила базовые принципы: что допустимо, а что нет при разработке и применении таких технологий.