Впервые после кризиса 2014 года рынок автокаско показал рост

РБКAvtomatik

Автокаско завелось

Впервые после кризиса 2014 года рынок автокаско показал рост. Однако говорить о выходе сегмента из многолетнего пике пока рано, считают страховщики: отрасль может снова потерять в сборах из-за тарифной политики компаний и ослабления рубля.

Текст Олег Юдин

Банк России в сентябре опубликовал итоги работы страхового рынка за полугодие. По его данным, страховщики собрали по автокаско 80,1 млрд руб. премий, что на 3,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В структуре рынка этот вид страхования занял четвертое место (или 11%), лидерство по доле рынка автокаско утратило еще в 2015 году, который стал переломным для отрасли после начала экономического кризиса в стране годом ранее. Тогда добровольный вид автострахования не только уступил многолетнее лидерство по взносам ОСАГО (обязательный вид страхования в отличие от каско), объем премий упал на 14,6%, до 187,2 млрд руб., против роста на 3%, до 218,6 млрд руб., в 2014-м.

На сжатие рынка повлияло сокращение продаж новых автомобилей (по данным «Автостата», минус 35% к 2014 году) и повышение страховщиками тарифов: средняя премия выросла на 7,2 тыс. руб., до 49,1 тыс. руб., что на 17% больше, чем в кризисный 2014 год. Ответ автовладельцев не заставил себя долго ждать — количество проданных полисов в 2015-м сократилось на 27,2%, до 3,8 млн договоров.

С тех пор автокаско так и не удавалось вырасти, однако размер падения сборов сокращался. В 2016 году взносы по автокаско уменьшились на 8,8%, в 2017 году — на 4,8%.

Причиной нынешнего роста взносов стало в первую очередь увеличение продаж новых автомобилей, уверен управляющий директор по автострахованию группы «Ренессанс страхование» Сергей Демидов. В январе—июне продажи новых машин действительно выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. Поддержало автокаско и оживление рынка кредитования населения, считает руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. При покупке автомобиля в кредит оформление полиса автокаско обычно является обязательным, напоминает Евгений Шарапов, замдиректора группы рейтингов финансовых институтов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Он обращает внимание на увеличивающуюся долю кредитных автомобилей в общем объеме проданных машин. Если в 2014 году на кредитные автомобили приходилось 35%, то в 2017 году этот показатель достиг 49%. Данных за текущий год пока нет, тем не менее за пять месяцев 2018 года сумма выданных банками автокредитов выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, приводит данные Национального бюро кредитных историй Евгений Шарапов. В свою очередь, вклад в поддержку автокредитования внесло правительство, продлив государственную программу льготного кредитования на покупку машин, произведенных в России, отмечает ЦБ в своем обзоре ключевых показателей страховщиков за первый квартал 2018 года.

Директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Андрей Ковалев считает, что, несмотря на рост рынка автокаско по итогам полугодия, говорить о полноценном выходе сегмента из кризиса нельзя. Сборы по страхованию автокаско физических лиц снизились на 2,6%, в корпоративном блоке сборы, напротив, выросли на 3,1%. «Таким образом, можно сказать, что только каско в корпоративном сегменте выходит из кризиса, а на рынке каско физлиц продолжается ситуация предыдущих лет — число договоров растет, но средняя премия снижается», — уточняет Андрей Ковалев. По данным ЦБ, количество заключенных договоров за полгода выросло на 24,2%, до 2,175 млн, средняя премия упала на 17,1%, до 36,842 тыс. руб.

Курс на снижение

Во втором квартале размер средней премии по автокаско продолжал снижаться, достигнув минимального значения за последние шесть лет — 34,8 тыс. руб., рассказывает директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний RAEX («Эксперт РА») Ольга Скуратова. Она считает, что наметилась устойчивая тенденция к перезаключению автомобилистами более дешевых полисов каско, в большинстве своем покрывающих только часть рисков. Если раньше автовладельцы предпочитали покупать полисы с полным покрытием, то сейчас наблюдается устойчивый интерес к франшизным программам страхования, соглашается начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга дирекции развития страхования СК «МАКС» Евгений Попков. Широкое распространение полисов каско с франшизами приводит к падению средней премии, добавляет Сергей Демидов.

Франшиза в автокаско — это определенный договором размер ущерба, который автомобилист возмещает самостоятельно при наступлении убытка. В портфеле «Согласия» за последний год доля каско с франшизой выросла на 10 п.п. и сейчас приближается к трети, утверждает Андрей Ковалев. В «Ингосстрахе» уже сейчас более 50% портфеля приходится на полисы каско с франшизой, а в докризисный период доля таких полисов составляла 10–15%, добавляет Виталий Княгиничев. В группе «Ренессанс страхование» доля таких полисов автокаско также превышает 50%.

Повышенный спрос автомобилистов на полисы автокаско с франшизой объясняется скидками. По расчетам Андрея Ковалева, наличие франшизы позволяет снизить стоимость полиса каско до 50%. «Если говорить об усеченных продуктах, в которых страхуются только некоторые риски, например только угон или полная гибель транспортного средства, то здесь экономия может быть больше — до 80%, но уже нельзя говорить о полной защите имущества клиентов», — рассказывает он.

Полное классическое каско оформляют владельцы дорогих машин, для которых размер премии не столь важен, как предлагаемый набор услуг, говорит Виталий Княгиничев. Кроме того, сторонниками полного каско являются владельцы новых автомобилей, замечает Сергей Демидов.

Несмотря на сокращение размера средней премии по автокаско, размер среднего убытка не уменьшается, так как стоимость ремонта и запчастей постоянно увеличивается, рассказывает Виталий Княгиничев. Средняя выплата выросла на 8,1%, до 89,3 тыс. руб., следует из данных ЦБ.

Андрей Ковалев считает, что если в 2016–2017 годах основным фактором снижения средней премии по автокаско было распространение урезанных и франшизных продуктов, то в этом году на первый план выходит «обострение конкурентной борьбы и масштабное снижение тарифов по каско физлиц». Например, в сентябре компания «МАКС» сообщила о существенном снижении тарифов на каско: в среднем до 30% (по данным ЦБ за полугодие, компания не входит в топ-10 по сборам в каско). Один из лидеров этого сегмента — компания «РЕСО-Гарантия» — на своем сайте обещает скидку на каско до 45% при переходе к ней из другой компании.

Снижение тарифов по каско зачастую является ценовым демпингом и попыткой нарастить портфель по данному виду страхования, считает Виталий Княгиничев: «Рынок автокаско — высококонкурентный, большая его часть поделена между топ-10 страховщиков». Более 85% рынка автокаско приходится на топ-10 компаний примерно из ста страховщиков, занимающихся этим видом страхования, свидетельствуют данные ЦБ за полугодие.

«Здесь нет никакого демпинга, только внимательный актуарно-андеррайтинговый расчет», — оправдывается Евгений Попков. Он полагает, что удешевлением полиса компания помогает части клиентов вернуться к практике страхования автокаско, от которой они вынуждены были отказываться «по причине высокой нагрузки на семейный бюджет».

Зона рентабельности

Увеличение доли усеченных и франшизных полисов автокаско приводит к снижению убыточности этого сегмента, говорит Виталий Княгиничев. «К примеру, в 2008 году аварийность по нашему портфелю составляла 106%, в 2018-м — около 60%», — продолжает эксперт. Автостраховщикам в целом удалось обуздать убыточность по каско и выйти в зону положительной рентабельности, соглашается Евгений Попков. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года убыточность по полисам каско без франшизы не изменилась, добавляет Сергей Демидов.

Страховщики в первом полугодии урегулировали 452,5 тыс. страховых случаев, что на 12,3% ниже аналогичного показателя прошлого года. Падение числа урегулированных убытков сказалось и на выплатах — одном из ключевых показателей рентабельности в страховании. За полгода выплаты снизились на 5,2%, до 40,4 млрд руб., приводит данные ЦБ. Наличие франшизы в договоре дисциплинирует клиентов — они реже заявляют страховщикам незначительные убытки, считает Виталий Княгиничев. Падение убыточности он также объясняет снижением аварийности на дорогах.

О рентабельности автокаско для страховщиков говорит и комиссионное вознаграждение, которое компании платят агентам за продажу своих продуктов. Сохраняется тенденция к его росту, замечает Евгений Шарапов. За шесть месяцев страховщики заплатили агентам 16 млрд руб. комиссионного вознаграждения, что на 14,3% больше аналогичного показателя прошлого года. Рост комиссионного вознаграждения объясняется обострением конкурентной борьбы, поясняет Андрей Ковалев. «Для привлечения дополнительных клиентов компании не только снижают тарифы, но также увеличивают вознаграждение посредникам», — считает он.

Перспективы рынка

Аналитики АКРА считают, что падение сборов по автокаско по итогам 2018 года может прекратиться. По их оценке, темпы роста сегмента по году составят 9,3% с увеличением до 178 млрд руб. В пользу такого сценария свидетельствует восстановление продаж новых автомобилей. Кроме того, прогнозируют в АКРА, в этом году замедлится сокращение средней премии. Автокаско с франшизой широко представлено на рынке, автомобилисты уже сделали выбор в пользу таких полисов, поэтому существенный рост доли этих продуктов маловероятен, полагают они. В дальнейший рост рынка автокаско верит и Сергей Демидов. Он считает, что падение продаж новых автомобилей завершилось, объемы автокредитования вышли на докризисный уровень.

В агентстве RAEX прогнозируют, что по страхованию автокаско падение премий в 2018 году по сравнению с 2017 годом замедлится до 3% или даже до нуля, объем рынка составит порядка 155–160 млрд руб.

По мнению Ольги Скуратовой, внедрение франшиз и применение дополнительных тарифных опций окажет положительное влияние на динамику сегмента, с другой стороны — снижение средней стоимости полиса за счет этих факторов «будет сдерживать развитие этого рынка». Отсутствие роста реальных доходов населения также негативно отразится на темпах прироста премий по страхованию автокаско, полагает эксперт.

Остальные страховщики оптимизма коллег не разделяют. По мнению Виталия Княгиничева, преждевременно говорить о выходе из ситуации с падением сборов — полугодовой рост рынка автокаско на 3,1% не может изменить ситуацию. «Говорить о выходе из многолетнего пике пока рано», — соглашается Евгений Попков. Он отмечает, что продажи на автомобильном рынке начинают замедляться: в августе рынок вырос на 11% против 18% в январе. «Скачки курса валют вынуждают производителей поднимать цены, что тоже потянет продажи машин вниз. Поэтому не исключено, что к концу года каско перестанет расти и продолжит падение», — говорит он. Ослабление рубля негативно скажется и на сегменте: из-за роста стоимости запчастей в рублевом эквиваленте вырастут и объемы выплат, подорожает полис, «что может снизить потребительский спрос», добавляет Ольга Скуратова. Динамика сборов по автокаско будет во многом зависеть от конкурентной борьбы, уверен Андрей Ковалев. «Если продолжится дальнейшее агрессивное снижение тарифов на рынке, то сборы не будут расти», — констатирует он.

Статистика имен

Мужчины по имени Илья и женщины по имени Вера чаще других попадают в аварии — такие выводы по результатам анализа аварийности клиентов сделали специалисты «Согласия». На втором месте по частоте аварийности водители по имени Виталий и Анна, замыкают тройку аварийных имен Константин и Оксана. Мужчины чаще всего становятся участниками дорожно-транспортного происшествия в первый месяц после покупки автокаско, а женщины чаще всего попадают в ДТП на второй месяц страхования, выяснили в «АльфаСтраховании».

Дороже всего автокаско обходится жителям Пскова и Великого Новгорода, считают аналитики компании ERGO, которые проанализировали стоимость услуги в 85 регионах России. Напротив, наиболее дешевое автокаско можно купить в Саратове, Екатеринбурге, Казани и Тюмени.

Фото: Getty Images Russia

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Необычные пейринги к вину: мнения сомелье Необычные пейринги к вину: мнения сомелье

Какие можно попробовать неожиданные и необычные пары к вину?

РБК
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Яркий кадр Яркий кадр

Заказчики этой квартиры оказались большими фанатами кино и поп-арта

Идеи Вашего Дома
Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов

Ученые создали 3D-модель мозга древних параллигаторов

Знание – сила
Жизнь вечная Жизнь вечная

Глагол — это жизнь как она есть

Seasons of life
«Ползи, улитка…» «Ползи, улитка…»

Куда деться от городской суеты? Создать город без суеты!

Вокруг света
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
Ключи от города Ключи от города

Мы даем несколько «точек входа» в Лиссабон, которые помогут понять его

Seasons of life
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
Артериальное движение Артериальное движение

Как прошли съемки фильма про зимние дороги и людей, которые по ним едут

Автопилот
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
Гибкость и координация Гибкость и координация

Пластика кроссовера Omoda C7

Автопилот
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Время биться Время биться

Как прошел один из съемочных дней фильма про «Руссо-Балт»

Автопилот
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Эстетика минимализма Эстетика минимализма

Интерьер в минималистской эстетике, монохромный, но стилистически выразительный

Идеи Вашего Дома
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
Жить интересно Жить интересно

О том, как можно найти решение, оглянувшись в прошлое

Вокруг света
Наука под знаком «Аненербе» Наука под знаком «Аненербе»

Наука может прекрасно себя чувствовать и в тиранических режимах

Знание – сила
С акцентом на бохо С акцентом на бохо

Современное пространство с элементами бохо, отражающее тенденцию к эклектике

Идеи Вашего Дома
Сплю и вижу Сплю и вижу

Зачем человеку сны и почему они иногда кажутся вещими?

Вокруг света
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
Открыть в приложении