Банки и НЭП: финансовый сектор в новой экологической повестке
О роли, которую банки могут играть в ESG-повестке, и о том, как применять доступные им инструменты с пользой для общества и бизнеса, говорит предправления Банка Хоум Кредит Дмитрий Пешнев-Подольский
Дмитрий Пешнев-Подольский, председатель правления Банка Хоум Кредит, руководитель бизнеса группы «Хоум Кредит» в России. Работает в банке с 2020 года. Ранее возглавлял БКС Банк, занимал должность первого вице-президента в Газпромбанке и руководящие позиции в Альфа-банке и ФК «Уралсиб».
Доступные продукты, ответственный бизнес и финграмотность
ESG-подход постепенно становится краеугольным камнем современного бизнеса. И банки не исключение. Их роль, на первый взгляд, может показаться неочевидной, но банки оказывают колоссальное влияние на экологию, социальное и финансовое благополучие. Ключи от финансирования большинства промышленных и транспортных объектов находятся в руках банков. Именно они, принимая решение о предоставлении финансирования, во многом определяют, какому проекту дать зеленый свет, а какому остаться нереализованным. Доступность кредитов и финансовых услуг в целом, их понятность и прозрачность влияют на жизнь миллиардов людей.
Банки, помимо кредитных рейтингов, по всем своим корпоративным клиентам уже какое-то время оценивают рейтинги ESG, которые также влияют на принятие решений. Достаточно вспомнить угольную отрасль, в первую очередь энергетический уголь, которая испытывает сложности с банковским финансированием. А «зеленые» проекты, такие как построение станций на возобновляемых источниках энергии, наоборот, получают финансирование на льготных условиях.
ESG-влияние банков в b2b-сегменте уже очень велико. А что происходит в розничном банкинге? Есть ли возможность при помощи банковских инструментов делать жизнь людей более экологичной?
Мы в Банке Хоум Кредит видим свою задачу в том, чтобы предлагать продукты и услуги, способствующие благополучию клиентов. На сегодняшний день 80% нашего POS-портфеля — это беспроцентные рассрочки, которые не перегружают бюджет и повышают доступность кредитования. Несколько лет назад Банк Хоум Кредит первым в России запустил маркетплейс товаров в рассрочку и одним из первых — карту рассрочки.
Мы считаем, что бизнес должен быть ответственным. В этом году мы провели три акции в поддержку вакцинации от коронавируса. Вакцинированные клиенты могли получить бонус (1000 баллов, которые конвертировались в рубли 1 к 1), снизить ставку по кредиту, получить повышенный кешбэк за покупки. Наши акции охватили больше 12 тыс. участников, причем около трети из них вакцинировались непосредственно в ходе кампаний.
Более десяти лет мы развиваем в России программу повышения семейной финансовой грамотности. Мы обращаемся не просто ко взрослым, а к родителям, и предлагаем им помощь в финансовом воспитании детей.
Наша программа включает книгу-самоучитель «Дети и деньги», портал MoneyKids.ru с курсами и статьями для детей и родителей. Также мы запустили обучающую игру для школьников «Полезные деньги», открыли «Клуб финансового воспитания». Регулярно проводим онлайн-лекции, размещаем посты. Только в 2021 году наши инициативы по финансовой грамотности в социальных сетях охватили более 7,4 млн человек.
Цифровые документы и биопластик
Мы заботимся об экологии. И считаем, что многие внутренние процессы в организации можно изменить с пользой для природы и бизнеса.
Самый простой пример — электронный документооборот, на который мы начали переходить в 2020 году. В 2021 году в Банке Хоум Кредит создали робота для обработки внутрибанковских клиентских платежей. В результате зачисление денежных средств для клиентов ускорилось. А банку больше не нужно каждый день формировать многостраничный бумажный реестр с проводками. Только до конца нынешнего года это позволит сэкономить почти 12 тыс. листов бумаги.
На окружающую среду могут влиять не только банковские процессы, но и продукты. Например, в 2018 году мы выпустили карту «Зеленая польза» из биоразлагаемого пластика. По ней клиенты получают повышенный кешбэк за покупки у «зеленых» партнеров.
Однако общий тренд — перевод карт в цифру. Уже сейчас 40% от оборота наших дебетовых карт токинизировано, т.е. платежи осуществляются при помощи мобильных телефонов без использования пластиковых карт. Можно предположить, что через год-два до половины карт на рынке будут цифровыми.
Стандарты и политика
Принципы ESG — это прежде всего долгосрочные ориентиры. Важно, чтобы компания внедряла их системно, на постоянной основе.
Весной 2021 года банк утвердил политику устойчивого развития, которая регулирует внедрение ESG-стандартов. Ее основные принципы — это финансовая доступность и ответственное кредитование, удовлетворенность клиентов, безопасность и конфиденциальность данных. Также в списке приоритетов — забота о сотрудниках и окружающей среде, социальная ответственность и партнерства.
Осенью 2021 года Банк Хоум Кредит присоединился к Финансовой инициативе программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme Finance Initiative, UNEP FI). Этот шаг выводит банк на принципиально новый уровень и ставит в один ряд с компаниями — лидерами международной ESG-повестки.
Судя по нашему опыту, российский банковский сектор может стать одним из лидеров на международной арене не только по цифровизации, но и по ESG. И наш банк активно участвует в формировании этого движения в России.
Фото: пресс-служба