Бизнес-кейс: «Краснополянская косметика»
- О компании: «Краснополянская косметика»— бренд уходовых продуктов с натуральными составами, которые уже более 15 лет производятся в горах Красной Поляны неподалеку от Сочи. Производство работает на возобновляемой энергии, бренд также придерживается принципов регенеративного земледелия. Почти вся упаковка пригодна для переработки, а косметика не тестируется на животных.
- Число сотрудников: февраль 2022 года—57; февраль 2023 года—84.
- Годовой оборот за 2022 год: около 300 млн руб. (рост в два раза по сравнению с 2021-м)
- Объем производства за 2022 год: 1 304 920 единиц продукции (в 2021-м—781 тыс.)
Как на ваш бизнес повлияли кризис и санкции?
Дмитрий Серов и Кристина Судеревская, основатели марки «Краснополянская косметика»: За 2022 год бренд вырос в два раза, но рост происходил не благодаря, а вопреки. Мы рассчитывали на больший прирост, так как компания расширила производственные мощности.
После 24 февраля начался дефицит ингредиентов, были разрушены все логистические цепочки. Чтобы не попасть в простой, нам пришлось выкупать ингредиенты по тройной цене.
Мы заполнили склады впрок на несколько месяцев и начали выстраивать новые логистические цепочки. Например, начали сами возить тару из Китая. К осени на рынке ингредиентов появился более-менее доступный ассортимент. Тем не менее цены на сырье выросли, что привело к подорожанию себестоимости продукции и повышению цен. Очевидно, за год снизилась покупательная способность.
Этот год добил специализированную розницу—каналы реализации сильно поменялись в сторону маркетплейсов и работы с сетями, хотя в доковидные времена этот канал был сильным и развивающимся.
Сильно отвлек нас еще иск от Генеральной прокуратуры. Пришлось отложить выпуск около 15 новинок.
Летом 2022 года компания получила иск от Генпрокуратуры о расторжении договора аренды из-за использования земли не по назначению. Претензия состояла в том, что на территории нет фермы. В качестве ответчиков по делу выступали более ста фермеров, которым нужно было доказать, что они ведут сельхоздеятельность на своих участках. Прокуратура требовала от нас выкорчевать растения, вернув земле первоначальный вид, и вернуть землю в сельскохозяйственный оборот, хотя из этого оборота она и не выходила.
Тем не менее нестабильность на рынке поставок функциональных ингредиентов (основные ингредиенты, без которых невозможно сделать косметику, такие как ПАВы и эмульгаторы) подтолкнула нас к разработке четырех собственных эмульгаторов для производства кремов. Для небольшого производителя косметики это огромный прорыв, так как обычно подобными разработками занимаются целые научные институты и огромные химические концерны.
Три эмульгатора, которые мы разработали, заменили нам те, что поставляла в Россию компания BASF,—они попали под санкции. Аналогов четвертого эмульгатора пока нет в мире, поэтому наша новая продукция благодаря ему будет иметь оригинальную консистенцию и сенсорику.
Как вы видите перспективы вашего бизнеса на ближайший год?
Д. С., К. С.: В этом году нас ждут большие продуктовые запуски, которые произведены на основе активных ингредиентов, выращенных на нашей ферме.
Мы построили большую улиточную ферму, на которой проживают 600 тыс. улиток. Таким образом мы добываем собственный муцин, на основе которого разработали линейку косметики. Эта линия будет расширяться и пополняться.
Мы также запускаем серию на основе кактуса опунция—эта линия полностью реализует нашу первоначальную задумку производства «от выращенного ингредиента до финального продукта». Средства сделаны из натурального компонента, выращенного локально, а не из сухого сырья.
Главное, чтобы ингредиенты продолжали поставляться в Россию, потому что мы все равно зависим от иностранных компонентов. Поэтому надеемся, что санкции не будут ужесточаться и некоторые каналы будут работать по-прежнему. Тем временем мы продолжаем развивать собственные технологии, вкладывать деньги в наши лаборатории и новое оборудование.
Фото: пресс-служба