Большая мечта
Сможет ли Mundfish сделать игру Atomic Heart глобальной франшизой
В мае 2018-го Twitter взорвался перепостами трейлера игры Atomic Heart производства российской студии Mundfish. «Продано!», «Абсолютно дикая штука», «Так должны сегодня выглядеть игры», — трейлер понравился и пользователям, и западным игровым СМИ. Позже к восторгам добавилась изрядная доля скепсиса: сможет ли юная студия, как обещала, выпустить свою первую игру к 2020 году, и будет ли она так же хороша, как ее трейлер?
В трейлере — альтернативная история СССР: 1930-е годы, страна переживает техническую революцию, которая сопровождается повальной роботизацией. Всюду советская эстетика: плакаты вроде «Мирный атом — сердце робота!», ковры-дорожки, чайный сервиз в горошек, саундтреком идет танго «Утомленное солнце», и на словах «расстаемся, я не стану злиться, виноваты в этом ты и я» герой трейлера протыкает зомби чем-то вроде арматуры.
Atomic Heart — первая игра студии Mundfish, которую в 2016 году основали выходцы из рекламного бизнеса Роберт Багратуни (президент компании), Евгения Седова (финансовый директор) и Артем Галеев (арт-директор). Журналу РБК Багратуни заявил, что в начале января 2019 года Mundfish выпустит первый геймплейный трейлер игры, для которого уже отснято около шести часов игры.
Из рекламы в геймдев
Вселенную игры и ее ключевых персонажей Артем Галеев придумал около семи лет назад: среди графических работ и шоу-рилов на его сайте можно обнаружить, что эскизы некоторых персонажей были отрисованы в 2012 году. «Под гнетом российского общественного менталитета и табу на игры, которые воспринимаются как что-то схожее с мастурбацией или максимальным тунеядством, я скрывал, что разрабатываю игру, — говорил всем, что сделаю киношку», — объясняет Галеев.
С Багратуни они знакомы около 17 лет. В начале 2000-х, еще студентом МФТИ, Роберт случайно попал на передачу «Модель для сборки», познакомился с сотрудниками Муз-ТВ и позже устроился дизайнером на телеканал. Там он увидел работы Галеева, который тогда занимался видеодизайном, создавая оформление передач. «Я увидел, что это настоящий арт, и понял, что хочу развиваться в направлении компьютерной графики», — рассказывает Багратуни.
Но большую часть 2000-х друзья работали в разных компаниях, занимающихся рекламой, в основном для FMCG-брендов. В кризис 2008 года рекламный рынок обвалился, заказов почти не стало, рассказывает Багратуни. Зато начал расти сегмент игр в социальных сетях и мобильных игр, поэтому Роберт, сам увлекающийся играми, ушел в их разработку. В частности, пробовал силы в создании экшена и логических игр для iPhone в Pulsar Galaxy, работал в компании Newmedia Stars (выпускала игру «Дозоры. Запрещенная игра»). В последней познакомился с Евгенией Седовой: Багратуни занимался видеодизайном, а Седова возглавляла отдел компьютерной графики. В 2011 году Роберт стал креативным директором компании Drimmi Никиты Шермана, позже работал в маркетинговой команде игрового подразделения Mail.Ru Group.
Со временем из рекламной индустрии в геймдев ушел и Артем Галеев, который решил, что этот бизнес может стать источником прибыли на ближайшие десятилетия, и позволит «творческую гордыню трансформировать в тихую прибыльную гавань».
Еще до создания в 2016 году компании Mundfish Седова и Багратуни сделали несколько совместных проектов. Вместе с еще одним партнером Глебом Никитиным и командой минских разработчиков Belprog (сейчас BP Mobile) работали над игрой аудиомикшером для iPad MixxMuse. По словам Седовой, в первый год пользователи скачали приложение более 1 млн раз, но для роста нужно было много лицензионного контента: купить его у музыкантов было невозможно, договариваться с лейблами — долго и дорого, поэтому проект перестали поддерживать новыми обновлениями.
Зато «полетел» проект мобильной платформы брокерских услуг «Источник», который разрабатывали с 2014 года. В 2016-м «Открытие Брокер» и неназванный инвестор вложили в проект $1 млн. Позже проект был переделан для работы с криптовалютами и, как сказала Седова, продан одной из корейских криптобирж. В «Открытии Брокер» РБК подтвердили, что вышли из проекта во 2-м втором полугодии 2017 года. «Участие в нем перестало соответствовать целям развития бизнеса компании», — пояснил PR-директор брокера Александр Лебедев. Покупатель и цена продажи не разглашались.
Еще во время работы над «Источником» Багратуни лелеял идею открыть игровую компанию, вместе с Седовой они искали проекты. «Когда я увидел концепты Артема, у меня, скажем так, немножко отвисла челюсть. Мы поняли, что именно это и станет новой игрой», — вспоминает Роберт.
Большая франшиза
Багратуни решил, что целью студии будет создание большой франшизы, которая встанет в ряд с такими играми, как BioShock и Fallout. «Мы не рассматривали мобильные или казуальные игры, не потому что они плохие или мы какие-то особенные, просто мне нравится делать то, во что я бы сам хотел играть. Ни одной мобильной игры у меня нет», — рассказывает Багратуни.
Большая игра требует больших инвестиций: сколько денег будет вложено в Atomic Heart, команда не раскрывает. Седова лишь говорит, что «речь идет о нескольких миллионах долларов». Роман Горошкин из EpicGames оценивает стоимость разработки в подобный проект в вилке от $5 млн до $15 млн. Где новая компания возьмет такие деньги?
По словам Багратуни и Седовой, в компанию они вложили собственные средства. У Mundfish также есть акционер, не принимающий участия в операционном управлении. По данным СПАРК, 50,5% компании контролирует Татьяна Корчагина, остальные доли принадлежат Седовой. Муж Татьяны, Сергей Корчагин, владеет «Майма-Молоко», одним из крупнейших молокоперерабатывающих предприятий Алтая, раньше он был миноритарием «АйМаниБанка». Корчагин также основной владелец российского юрлица «Источника». С основателями Mundfish Корчагины знакомы давно. «Периодически мы делаем совместные проекты», — сообщила Седова без подробностей, сославшись на то, что партнеры не публичные люди. Связаться с ними журналу РБК не удалось. У Mundfish есть еще один важный партнер, который вкладывается в создание Atomic Heart — правда, не деньгами.
Партнеры с Запада
Летом 2018 года к Mundfish с предложением о сотрудничестве обратилась американская Nvidia, один из крупнейших в мире производителей графических ускорителей и процессоров. Как сообщил журналу РБК вице-президент по разработке Nvidia Джон Спитцер, они сами вышли на российскую компанию. Для команды это было полной неожиданностью, говорит Багратуни.
Atomic Heart будет работать на платформе RTX, которая поддерживает технологию трассировки лучей в реальном времени. Для разработки Mundfish получил от партнера «железо», доступ к специальной версии движка Unreal Engine 4 и инструменты для имплементации. Инженеры компании консультируют игровую студию в Москве. Nvidia также частично взяла на себя маркетинговое продвижение игры. На игровой выставке Gamescom в Кельне компании выпустили обновленный трейлер Atomic Heart, демонстрирующий возможности RTX, планируются новые совместные маркетинговые мероприятия, говорит Спитцер. «Нам нравится работать с разработчиками инди-игр: они предлагают свежие идеи, полны энтузиазма и готовы к прорывам, что нечасто встречается в больших студиях», — пояснил он.
Основатели Mundfish говорят, что у компании уже есть западное представительство, но отказываются назвать его и даже страну регистрации. «Не все хотят взаимодействовать с компаниями из России, у некоторых зарубежных холдингов страна под запретом для сотрудничества, в одном ряду с Ираном и Ираком», — объясняет Седова.
Но на англоязычной версии сайта в документах, касающихся пользовательских соглашений и правил коммьюнити, фигурировала компания Mundfish Media с адресом в городе Роквилл, штата Мэрилэнд. В реестре округа Монтгомери, к которому относится Роквилл, регистрации такой компании нет. Тем удивительнее, что полный адрес, который Mundfish указала на сайте, полностью совпадает с адресом компании Zenimax media, владельца Bethesda — разработчика серии игр Fallout и The Elder Scrolls. После вопросов о том, что означает эта информация, Mundfish удалил все данные, касающиеся Mundfish Media из Роквилла (скриншоты старых версий сайта есть в распоряжении РБК). Игроки индустрии сообщили РБК, что среди инди-разработчиков практика использования документов крупных компаний как шаблона не редкость. Багратуни не прокомментировал ситуацию. В ZeniMax не ответили на запрос РБК.
Планы и VR
Бета-версия Atomic Heart должна быть готова в декабре 2019-го, релиз должен выйти позже на интернет-платформе Steam. Во втором квартале команда примет решение о порядке и сроках выпуска релиза игры на других площадках.
Предпродажи игры, которые компания открыла около двух месяцев назад, показали большой интерес со стороны азиатских рынков, отмечает Седова. Большинство покупок идет из Японии и США, на третьем месте Корея, затем Германия, Канада и Россия. В первый год после выхода игры команда рассчитывает продать около 1 млн копий.
Mundfish уже удалось продать небольшой сайд-проект — VR-игру Soviet Lunapark, на которой тестировали технологию VR, используя некоторые материалы Atomic Heart. В 2017-м году проект был продан за несколько десятков млн руб. российской компании District Zero, VR-парку развлечений. Экспериментируя с VR, команда хотела проверить емкость этого рынка и уникальные технологические особенности, но, как отмечает Багратуни, ее не устроила низкая скорость разработки, и дальше небольшой аркады разработчики не пошли.
Фото: Mundfish