Что повысит ответственность российского бизнеса
Как новые подходы к стандартизации в сфере устойчивого развития улучшат социальные, экологические и управленческие инициативы российских компаний, рассказала генеральный директор АНО «Общественный капитал» Асият Багатырова

Как вы сегодня в целом оцениваете уровень ответственности российского бизнеса?
Четких критериев для оценки вовлеченности бизнеса в устойчивое развитие в нашей стране на сегодня нет. Если судить по формальным признакам, а именно по количеству подаваемых российскими компаниями деклараций нефинансовой отчетности, то нам есть куда расти. Также в качестве критерия ответственности можно рассматривать участие компаний в ESG-рейтингах (от англ. environmental, social, governance — «окружающая среда, общество, управление». — «РБК Отрасли») или ренкингах, наличие различных сертификатов и соблюдение ГОСТов, которые относятся к экологической или социальной политике. Но и здесь активность отечественного бизнеса не очень высокая. Более того, она снизилась в последние годы.
В среднем в год, по нашим оценкам, публикуется примерно 300 нефинансовых отчетов, из них только около 13% получают аудиторское заверение, так как эта процедура дорого обходится бизнесу и не является обязательной. Это говорит о том, что сегодня среди российских компаний интерес к публичному раскрытию информации о своей деятельности в сфере устойчивого развития только формируется.
Для сравнения: с 2023 года совет по ценным бумагам и биржам Индии обязал тысячу ведущих листинговых компаний включать в свои годовые отчеты информацию о корпоративной ответственности и устойчивом развитии.
С другой стороны, если судить по неформальным признакам, то многие российские компании, в том числе из сегмента малого и среднего бизнеса, применяют те или иные принципы ESG для решения своих задач. Например, оказывают сотрудникам материальную и социальную поддержку, способствуют их профессиональному росту, участвуют в благотворительных проектах. Однако они могут не раскрывать эту информацию публично.