Дерипаска под давлением
Санкции США больно ударили по бизнесу Олега Дерипаски. Сильнее всего пострадал «Русал». Правда, американские власти уже пошли на попятную — но с условием смены бенефициара алюминиевой компании
2018 год выдался непростым для Олега Дерипаски. В феврале бизнесмен оказался героем расследования Алексея Навального по материалам сотрудницы эскорт-услуг Анастасии Вашукевич (Рыбки). Потушить скандал удалось оперативным вмешательством: суд на малой родине миллиардера запретил распространение расследования буквально на следующий день после его публикации. Однако по-настоящему крупные проблемы, как оказалось, поджидали Дерипаску впереди. Журнал РБК собрал хронику пикирующего бизнеса.
6 апреля: ковровые санкции
Минфин США обнародовал черный список из 38 лиц и компаний, в отношении которых Штаты вводят санкции. Набор претензий привычный — Крым, восток Украины, Сирия, кибервойна. Особый упор чиновники сделали на «олигархах» — выгодоприобретателях «коррумпированной системы». К таковым Минфин США отнес и Дерипаску.
Под санкции угодил не только сам предприниматель, но и вся его бизнес-империя — «Русал», En+, группа ГАЗ и другие активы. Американским инвесторам предписывалось до 7 мая продать ценные бумаги компаний, а контрагентам — до 5 июня разорвать с ними все контакты.
Особенно болезненным удар получился для «Русала». Продажи за рубеж составляют 80% выручки компании (около $8 млрд), в том числе в США — 14% ($1,4 млрд). И хотя Дерипаска в комментарии «Интерфаксу» назвал ограничения «смехотворными», ковровая бомбардировка санкциями не могла пройти незаметно.
9 апреля: обвальные рекорды
Состояние Дерипаски начало стремительно таять — 7 апреля котировки En+ на Лондонской бирже (LME) обвалились на 20%, что сократило капитал миллиардера на $950 млн, до $5,3 млрд. А 9-го числа «Русал» разместил на Гонконгской бирже предупреждение о возможном техническом дефолте. После этого компания подешевела вдвое, до $4,8 млрд.
17 апреля: торговля в ступоре
За 10 дней «Русал» подешевел втрое — до $3 млрд. После этого LME, на которую приходилось до 20% продаж, приостановила торговлю алюминием компании. Так же поступили японские трейдеры. О форс-мажоре по контрактам с «Русалом» объявил и крупнейший продавец российского алюминия — трейдер Glencore. «Русал» на этом фоне сократил отгрузки на экспорт на 25%.
23 апреля: шанс на спасение
19 апреля пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков не исключил национализации компаний, пострадавших от санкций. Источники «Ведомостей» подтвердили, что сценарий обсуждается и для «Русала». А спустя трое суток Минфин США заявил о готовности смягчить санкции в случае, если Дерипаска «продаст часть активов или откажется от контроля» в «Русале». Одновременно американским партнерам компании продлили дедлайн по разрыву контрактов — до 23 октября. Позитивный сигнал привел к возобновлению закупок Glencore, но источники Bloomberg поспешили сообщить, что Дерипаска не собирается уступать американцам. Его состояние за время действия санкций при этом сократилось почти на $4 млрд (до $3,8 млрд по состоянию на середину мая — данные Forbes).
27 апреля: белый флаг
En+, через которую Дерипаска контролирует 48% «Русала», объявила о намерении бизнесмена снизить долю почти c 66% до менее чем 50% — миллиардер подчинился требованиям OFAC.
2 мая: новое послабление
Еще одна уступка от Минфина США — продление срока продажи американскими инвесторами бумаг компаний Дерипаски. С 7 мая дедлайн сдвинут на 6 июня.
Фото: Getty Images