Дмитрий Крутов: «Карьерный путь человека будет максимально релевантным его способностям»
Как изменится обучение в ближайшие 30 лет, какую роль будет играть в нем искусственный интеллект и какие сферы и профессии станут популярными, рассказывает гендиректор Skillbox Дмитрий Крутов
Виртуальная реальность как норма в образовании
РБК Каким будет онлайн-образование в ближайшие 30 лет? Какие технологии будут задействованы?
Д. К. Во-первых, произойдет увеличение количества программ строго утилитарного характера, которые будут гарантировать людям минимальный доход. В этой реальности внимание к высшему образованию будет уменьшаться.
Во-вторых, произойдет значительное снижение стоимости технологий, что позволит внедрять их на разных уровнях образования, в том числе и массовом школьном. Особенно это будет заметно в странах с развивающейся экономикой, где замена учителя на искусственный интеллект произойдет быстрее и интенсивнее, поскольку это намного дешевле для таких государств. Качественное образование будет становиться все более элитарным, и это один из главных вызовов современности.
В-третьих, технологии виртуальной реальности, которые еще недавно казались чем-то недостижимым, станут нормой в образовании. Уже сейчас эти инструменты используются и меняют образование, но в ближайшем будущем они станут массовым и доступным инструментом. Это поможет достигать большей эффективности обучения через погружение и вовлечение.
В-четвертых, конечно же, внедрение искусственного интеллекта полностью изменит понимание гибридных форматов обучения. Если раньше гибридный формат понимался как совмещение офлайна и онлайна, то теперь к этому прибавится взаимодействие человека с ИИ.
ИИ в обучении и вопросы этики
РБК Какую роль будет играть ИИ в обучении? Станет ли оно проще благодаря новым технологиям?
Д. К. Самые успешные образовательные программы будут зависеть от эффективной интеграции и использования искусственного интеллекта с точки зрения двух направлений. С одной стороны, это внедрение ИИ в платформы для создания адаптивных и персонализированных треков обучения. С другой стороны, это хорошие обучающие программы, которые будут готовить специалистов с высокой экспертизой в технологиях ИИ в конкретных сферах.
В развитии ИИ в сфере образования можно выделить четыре тенденции.
- Гибридная среда. Под этим я понимаю соприкосновение физического мира и технологий ИИ, когда границы между этими двумя реальностями полностью сотрутся.
- ИИ-экспертиза. Один из навыков будущего — высокий уровень владения ИИ-инструментами. Так, наука об использовании искусственного интеллекта станет ключевым элементом обучения.
- Единый датасет. В настоящее время одной из главных задач в сфере искусственного интеллекта является создание единого датасета (набора данных. — РБК). Это позволит человеку погружаться в единую среду и пользоваться различными инструментами в одном месте, что сделает обучение и работу более эффективными. Среда в таком случае будет более умной, а набор инструментов — шире.
- Этика. По мере расширения использования ИИ люди чаще будут сталкиваться с этическими дилеммами — в частности, в вопросах приватности, дезинформации и социальной политики. Уже сегодня компании массово увольняют работников, а создатель ChatGPT Сэм Олтмен призывает государства контролировать ИИ. Это говорит о наступлении нового этапа взаимодействия с технологиями. В скором времени людям будет необходима гуманитарная экспертиза, способная примирить коллективные опасения и невозвратное развитие технологий, чтобы общество с наименьшими потерями прошло этот этап.
Космос как центр притяжения и другие популярные направления
РБК Какие отрасли для обучения перспективны сейчас?
Д. К. Люди всегда озабочены тремя вопросами — «Кто я такой? Что я ем? Что я делаю?». Исходя из них формируются основные большие направления.
«Кто я такой?» — это вопрос о природе человека, то есть о биологических процессах. Чем дольше человечество живет, тем больше оно стремится узнать о себе: о внутренних процессах организма и среде. Поэтому совершенно точно прогрессивной сферой будет биоинженерия. Вместе с развитием ИИ эта сфера также будет трансформироваться, поэтому стоит уже сейчас обратить внимание на учебные программы, готовящие специалистов на пересечении направлений ИИ и биоинженерии/биомедицинской инженерии.
«Что я ем?» также описывает базовое измерение жизни, а именно еду. Что бы ни случилось, люди всегда будут питаться. Поэтому эксперты в области всей цепочки — от производства до дистрибуции — будут оставаться востребованными, а новые технологии позволят оптимизировать эти процессы. Очевидно, что в будущем мы сможем накормить все большее число людей, но встанет вопрос о качестве этой продукции — нужны будут специалисты, способные сбалансировать затраты на производство, поставку и качество еды.
«Что я делаю?» отсылает к сфере мобильности и энергии, которую люди тратят на осуществление своей деятельности. В будущем компании, занимающиеся космической индустрией, станут центром притяжения специалистов с высоким уровнем технологической экспертизы. Развитие программ по изучению и путешествиям в космос будет сопровождаться построением IT-инфраструктуры. Это связано с необходимостью сбора, обработки и передачи огромного объема данных, собираемых в процессе исследований космоса. Сюда точно будут привлекаться лучшие умы, но не стоит думать, что это непостижимая область. Нужно всегда оценивать «живучесть» сферы, и космос — именно то поле, где еще долго будут проводиться наиболее прогрессивные исследования и технологические разработки. Сюда же можно отнести сферу энергетических разработок, а именно поиск альтернативных (возобновляемых) источников энергии.
Также будут активно развиваться профессии внутри виртуальных экосистем, поэтому стоит задумываться о статусе цифрового рабочего, а именно: какая работа, например, в метавселенной будет наиболее востребованна и уникальна в ближайшее время.
Профессии и навыки для успешного будущего
РБК Какие навыки будут цениться в будущем?
Д. К. Мы находимся в ситуации, когда сильно меняются паттерны поведения. Большинство известных нам крупных компаний формировались в конце XX века, когда происходили радикальные изменения в привычках людей — от коммуникации до транспорта. Сейчас такие микрореволюции будут совершаться не в интервале десяти лет, а постоянно. Ценность специалиста будет определяться исходя из его способности совершать эти микрореволюции или хотя бы мыслить в их масштабе. Она определяется четырьмя факторами: кросс-функциональность, междисциплинарность, эмпатичность, лидерство.
РБК Какие профессии будут популярны?
Д. К. Инженер является синтезом этих четырех качеств. Это специалист, который способен предложить новую идею, несмотря на ограничение в ресурсах, скорость реализации или доступность, и знает, как ее реализовать. Ближе всего к этой роли в современной экономике находятся продакт-менеджеры. С моей точки зрения, профессия инженера-продакта будет востребованна больше, чем профессия программиста. Продакт — это кросс-функциональный специалист, который владеет экспертизой из нескольких сфер, умеет слушать и коммуницировать с людьми и управлять командой, чтобы на выходе получить продукт, который работает.
Что отличает продакт-менеджера?
- Способность вдохновляться и вдохновлять.
- Аналитическое мышление и системность (нахождение решений и последовательное достижение результатов).
- Коммуникационные и управленческие навыки для работы с разнообразными командами.
РБК А какие профессии могут исчезнуть?
Д. К. Я бы предположил, что многие профессии не исчезнут, а просто количество людей в них снизится. Например, вместо миллиона бухгалтеров или SMM-специалистов понадобится 200 тыс. Здесь очень важно понимать, что ИИ скорее не заменит специалистов как таковых. Он сделает более актуальными тех, кто умеет им хорошо пользоваться. Поэтому бояться надо не технологии, а конкуренции между людьми, которые вооружатся ею.
Многие профессии, которые не включают в себя четыре фактора, упомянутых выше, дойдут до пика и потом пойдут на спад — в том числе и программирование. Я думаю, что пика эта профессия достигнет через десять лет, а затем рабочих мест будет становиться меньше и меньше, потому что функционал программиста также отчасти выполняется искусственным интеллектом. Таким образом, чем более уникальны вы как личность с профессиональной точки зрения, тем больше шансов оставаться востребованными.
РБК Какими навыками должен будет обладать топ-менеджмент?
Д. К. Проблема современных топ-менеджеров состоит в формализме и нежелании выходить за пределы существующих идей и решений. С моей точки зрения, будущие топ-менеджеры должны будут совмещать навыки изобретения — создания больших идей — и гиперэмпатии. Под этим я понимаю умение навигировать большие команды не просто в рамках внутренних процессов, но и с точки зрения выхода за пределы существующих моделей. Топ-менеджер должен быть дирижером сложного оркестра, где каждый занимает нужную роль, чтобы достичь инновационного результата.
EdTech и инвестиции в таланты
РБК Как будут развиваться EdTech-компании в ближайшие 30 лет?
Д. К. Технологические решения в области EdTech сыграют ключевую роль в трансформации процессов обучения. Они не только изменят образ программы вузов, колледжей и школ, но и станут неотъемлемой частью рефлексии всего рынка образования над своими методами.
Однако отношение к EdTech в мире может стать поляризованным, поскольку компании стремятся получить детальную информацию о человеке для увеличения эффективности обучения. Некоторым государствам это может не понравиться, так как они хотят иметь монополию на такую информацию. Там, где государства позволят EdTech-компаниям быть независимыми, будут происходить положительные трансформации в области образования — как в ДПО, так и в СПО, вузах, школах, дошкольном образовании и т.д.
EdTech также будет способствовать омоложению трудоспособного населения. Уже сейчас благодаря различным курсам мы наблюдаем в России, что лидерские должности стали занимать люди, которым по 19–20 лет. Благодаря инструментам скоринга в EdTech мы сможем обнаруживать скрытые таланты на ранних этапах. Чем раньше рынок получит данные о талантливых детях, тем раньше он сможет инвестировать в их развитие и поддержку.
РБК Какие технологии и ноу-хау будут использовать EdTech-компании?
Д. К. Что касается основных передовых технологий в EdTech, то все они будут основываться на работе с данными о студентах, анализ которых позволит не только повысить качество самого обучения, но и сделать карьерный путь человека максимально осмысленным и релевантным его способностям и навыкам. Такие технологии можно разделить на четыре направления: скоринг студентов, предиктивный анализ как углубленная профориентация, оценка соответствия текущей работе и технологии сопровождения карьеры.
Фото: Андрей Любимов для РБК