«Дома перестанут зависеть от внешних источников энергии»
Как ESG-технологии становятся фундаментом строек будущего
ESG-технологии востребованы в девелопменте, но новым решениям сложно пробиться на рынок, отмечают основатель Realtex Борис Фадеев и управляющий партнер фонда Fund4SE Денис Муратов. РБК поговорил с ними о том, на какие технологии с интересом смотрят девелоперы и инвесторы за рубежом, что мешает внедрять ESG-практики в России и какие тренды будут в строительстве через 10–15 лет.
Штрафы растут — активы дешевеют
РБК: Как вы оцениваете уровень развития ESG-практик и технологий в девелопменте?
Б.Ф.: ESG-решения востребованы на рынке. Но я, как девелопер, вижу нехватку таких технологий. Хотелось бы, чтобы их было больше. Им очень тяжело пробиваться на рынок и доживать до той стадии, когда их готовы покупать.
Д.М.: Мы смотрим на ESG прежде всего с точки зрения охраны окружающей среды, карбонового следа зданий и сооружений. Сейчас это очень важная и интересная тема. К примеру, в Нью-Йорке действует закон об ограничении выбросов углерода. В нем предусмотрены очень жесткие штрафы для владельцев зданий, которые не занимаются повышением энергоэффективности, сокращением выбросов СО2.
Чем это грозит индустрии или владельцу отдельного здания? Стоимость конкретного актива будет снижаться по мере увеличения штрафных санкций, владение зданием может стать убыточным. То есть технологии по учету и снижению карбонового следа, объема потребляемой энергии становятся обязательными.
РБК: Что, помимо штрафов, стимулирует вкладываться в «зеленые» технологии в девелопменте?
Б.Ф.: Применять ту или иную технологию девелоперов мотивирует три вещи.
Во-первых, закон. Например, в Калифорнии для окончательного согласования проекта нужно представить подробный расчет по энергопотреблению. В этих расчетах учитывается, какая у здания крыша, теплоизоляция, окна, сколько света проникает внутрь. И если по каким-то параметрам вы не вписываетесь в нормативы штата, то просто не получите согласования. Во всех штатах свои законы, но нормативы все время ужесточаются. Поэтому девелопер заинтересован делать здания энергоэффективными.
Второе, что может мотивировать, — это деньги. Если ты поставишь LED-лампочку вместо обычной, то начальные твои затраты будут выше. Но затраты на электроэнергию снизятся, и ты заработаешь больше.
Третья мотивация для девелоперов — получить конкурентное преимущество при продаже или сдаче объекта в аренду. Привлечь потребителя новой технологией, которая его заинтересует. К примеру, на здании стоит крыша Tesla с солнечными панелями, и покупатель считает, что это хорошо.
Фундамент для «зеленых» зданий
РБК: Можете назвать топ-5 технологий, которые решают эти задачи?
Б.Ф.: Солнечные панели и все, что связано с окнами, их энергоэффективностью, защитой от ультрафиолета. Я бы не сказал, что таких технологий очень много. Очень активно развивается направление по обращению с мусором. Сейчас все сортируется по контейнерам, но, думаю, вскоре мы увидим появление здесь каких-то новых технологий.
Д.М.: Я бы выделил пять основных направлений.
Первое: изоляция фасадов, ретрофитмент (модернизация и повышение эффективности с минимальными затратами. — РБК), замена изоляционных материалов с изменением оптических качеств фасада. Недавно мы проинвестировали в технологию, которая позволяет быстро модернизировать старые здания начиная с 1960-х годов постройки. При этом потери тепла сокращаются на 40%.
Второе: многие инвесторы гонятся за технологиями, связанными с улучшением вентиляции, кондиционирования, обогрева зданий. На все это уходит около 40% затрат на электроэнергию.
Третье направление — управление освещением и энергопотреблением в зависимости от наполняемости здания. Тебе не надо заранее охлаждать или прогревать все комнаты. Можно делать это точечно и тогда, когда в помещении появятся люди.
« Энергоэффективные технологии не то чтобы никому не нужны в России. Но их отсутствие никак не штрафуется»
На перспективу трех-пяти лет мы смотрим решения для накопления и перераспределения тепла — это четвертое направление. Например, уже сейчас есть замечательные технологические решения, позволяющие перераспределять и запасать тепло и холод в самом здании.
И, наконец, из того, что можно брать уже сейчас, я бы выделил технологии управления зданиями. Если объект оснащен разнообразными датчиками, сенсорами влажности, температуры, потока воздуха, то можно в автоматическом режиме выставлять параметры для систем охлаждения, отопления и так далее. А в итоге — оптимально расходовать ресурсы и экономить.
Ретрофиты как инструмент девелопера
РБК: То есть перспективных технологий много. Откуда тогда дефицит решений на рынке?
Б.Ф.: Главное, что убивает технологии, — это время. Чтобы технология попала в проект, она должна быть известна инженеру. У компании, которая ее продает, должен быть опыт работы на рынке и какие-то гарантии. От момента, когда технологию закладывают в проект, до внедрения может пройти до восьми лет. И если речь идет о стартапе, который только начал работать, к тому времени его может уже не быть.
РБК: У каких компаний и решений выше шансы выйти на массовое внедрение?
Б.Ф.: Самые удачные — так называемые ретрофиты. Это технологии, которые можно использовать на старых системах. Например, LED-лампочки, которые можно вкрутить в старый патрон. А при необходимости — заменить на обычные. Если новая технология незаменима, девелопер брать ее не будет.
Д.М.: Наш фонд имеет дело с большими финансовыми организациями, у которых в портфеле находится несколько тысяч зданий, и они совершенно четко знают, что им нужно. Например, выдают мандат на поиск универсальной технологии для установки солнечных панелей на крыше и фасадах зданий.
Это обязательно должна быть технология с сертификацией от нескольких уважаемых агентств, таких как UL (международная компания по сертификации безопасности. — РБК). Важно, чтобы она была совместима с существующими системами, то есть подходила для ретрофитмента. Если все критерии соблюдены, то мы знакомимся с компанией ближе, представляем ее клиентам.
РБК: Как разработчикам «зеленых» технологий для девелопмента дожить до стадии, когда ими заинтересуются крупные клиенты?
Д.М.: Мы просмотрели несколько десятков очень хороших стартапов, которые стали успешными за последние два-три года. Можем отталкиваться от этой короткой аналитики. Главное, чтобы каждое предлагаемое изменение в технологичности здания давало немедленный эффект для владельцев или пользователей.
Например, одна из немецких компаний сделала сенсорные системы освещения, которые реагируют на присутствие человека. Когда они выходили на рынок, то заявляли, что окупаемость решения составляет три-пять лет. Сейчас их продукт окупается за три года. Компания изначально шла через экономику и стала практически лидером в оснащении крупных зданий и сооружений, в том числе торговых центров.
Кроме того, многие начинающие компании в Европе и США проходили свою «долину смерти» за счет грантовой поддержки. Нередко стартап может развиваться за счет гранта в течение года. Разумеется, при бережной трате денег.
Б.Ф.: Все это нужно подталкивать законодательно либо сама технология должна давать серьезную экономию денег. Но в целом никто точно не знает, почему одни компании умирают, а другие продолжают развиваться. И как стартапу наверняка дорасти сначала до ретрофита, а потом до нового строительства — это открытый вопрос.
Никаких мотивирующих факторов
РБК: Возможно ли масштабное внедрение ESG-технологий в России?
Д.М.: Несколько лет назад мы вложились в Америке в компанию, которая занимается энергоэффективностью. И подумали, почему бы не сделать то же самое в России. Но, к сожалению, уперлись в законодательство.
Эти технологии не то чтобы никому не нужны. Но их отсутствие никак не штрафуется. А раз не наказывают, то зачем на эту тему думать? Снижение энергопотребления очень сложно монетизируется, потому что в России очень дешевые энергоносители. То есть никаких мотивирующих факторов для внедрения технологий мы не увидели.
Зато увидели колоссальное количество согласований. В итоге решили оставить эти попытки и больше не инвестируем в эту тематику в России. Но продолжаем инвестировать в компании, которые работают с энергоэффективностью на Западе.
Б.Ф.: Второй после законодательства важный вопрос — деньги. В Америке у меня cap rate (capitalization rate — показатель для оценки инвестиций в недвижимости. — РБК) составляет 3–4%. И если здесь я экономлю хотя бы доллар в год, например, за счет установки новой лампочки, то могу увеличить стоимость объекта на $25 (чтобы определить текущую стоимость актива, полученный доход или экономию можно поделить на cap rate. — РБК).
В России cap rate выше, порядка 9–10%. И ради экономии в 1 руб. в год ты можешь увеличить стоимость только на 10 руб. Это основная проблема: в России более дорогие деньги.
Тренды на будущее
РБК: Что нового и интересного увидит рынок в плане ESG в ближайшие 10–15 лет?
Д.М.: Объекты будут становиться все более независимыми от внешних источников энергии. У больших организаций, владельцев зданий и сооружений есть запрос на то, чтобы снизить до нуля потребление ископаемого топлива и полностью перейти на возобновляемые источники энергии, которыми могут послужить «зеленый» водород и аммиак. Это будущее «зеленой» энергетики.
Уже сейчас невозможно представить развитие комплекса, рассчитанного на большое количество людей, без солнечных панелей. Плюс обязательно должны быть батареи, которые эту солнечную энергию запасают и могут выдавать в пики энергопотребления.
Б.Ф.: На следующие 15 лет пандемия задаст еще один тренд. Многие стали избегать густонаселенных районов и зданий. Крупные компании переходят к удаленной работе. В результате люди все больше стремятся в таунхаусы, частные семейные дома, маленькие комьюнити. Если этот тренд сохранится, то будут интересны технологии для низкоэтажного строительства. Например, по очистке грязной воды, которую потом можно использовать для полива.
Д.М.: Пока я слушал ответ Бориса, у меня было дежавю. Совсем недавно мы смотрели стартап, который научился очищать воду с помощью нанопузырьков. Технология позволяет повторно использовать сточную воду для хозяйственных нужд, в том числе для полива.
Буквально только что мы рассматривали компанию, которая занимается созданием модульных конструкций. Такое жилье включает спальню, туалет и душ, небольшую кухню. Двое взрослых и ребенок могут спокойно в нем разместиться. Никакого фундамента нет, поэтому жилье можно перевозить с места на место, заключая краткосрочные соглашения с владельцами земли в живописных местах. Это хорошая бизнес-модель, компания полностью обеспечена заказами.
В целом мы видим, что тенденция на поддержку ESG-практик есть, огромное количество стартапов идут в эту тему. И нам тоже хочется, чтобы больше таких компаний выживало.
Фото: пресс-служба