Доплата за переработку
Как мусорная реформа чуть не выбросила на свалку истории мелкие компании
С 1 января 2019 года в России в рамках нацпроекта «Экология» стартовала мусорная реформа. Теперь ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) лежит на региональных операторах, но работать на этом рынке продолжают и небольшие частные компании. Как им живется в новых условиях?.
«Реформа поставила большинство региональных операторов, а их сейчас около 206 по всей стране, на грань выживания, — говорит Андрей Заутер, партнер консалтинговой компании Strategy Partners. — На рынке остались те, кто имел большой запас прочности». Сначала были разыграны конкурсы и заключены соглашения, а потом, столкнувшись с социальной напряженностью, власти начали менять ключевые параметры этих соглашений: схемы обращения с отходами, нормативы накопления отходов и тарифы. Из 85 схем, утвержденных к началу 2019 года, уже в первом полугодии изменениям подверглись 32. В большинстве регионов постфактум были снижены тарифы, что не учитывалось в ранее разработанных экономических моделях операторов и сильно сказалось на бизнесе их компаний. Также в регионах операторы столкнулись с проблемой сбора платежей. Как следствие, многие мелкие и средние компании либо оказались на грани банкротства, либо уже прекратили свою деятельность.
Игра по новым правилам
Нелегко приходится и тем, кто нацелился стать крупным игроком на рынке, но понимает, что без поддержки правительства достигнуть планов, заявленных в нацпроекте «Экология», будет проблематично. «Мы создавали предприятие с нуля, искали и нанимали специалистов, которые могли бы в короткий срок освоить новую для всех сферу, — инженеров по охране окружающей среды (экологов), менеджеров договорной группы по юридическим и физическим лицам, логистов, территориальных представителей, — рассказывает Семен Земсков, генеральный директор башкирского регоператора «Эко-сити». — На старте команда насчитывала 35 человек, сейчас в компании 110 сотрудников».
Сначала всю работу по вывозу мусора компания проделывала, заключая договоры подряда, но скоро стало ясно, что этим направлением нужно заниматься самостоятельно, то есть закупать технику, так как существовавшие на рынке перевозчики не справлялись с растущей нагрузкой. «Раньше централизованный вывоз мусора осуществлялся в городах, райцентрах и крупных селах, — поясняет Земсков. — Мы же, работая с 18 районами Башкирии, охватили практически все населенные пункты республики».
Он признает, что заниматься мусороперерабатывающим бизнесом нелегко. Неопределенности с началом запуска реформы подорвали планы многих, кто хотел работать на этом рынке. Закон «Об охране окружающей среды» был подписал в декабре 2015 года. Предполагалось, что с января 2017 года страна перейдет на новую систему обращения с коммунальными отходами, но этого не произошло. Мусоросортировочных комплексов не хватало, реформу откладывали. В итоге датой назначения региональных операторов стало лишь 1 января 2019 года.
К этому времени Земсков построил с партнерами на юге Башкирии сортировочный комплекс мощностью 200 тыс. т в год, вложив в него 600 млн руб. Но загружен он был всего на 10%. «Компании отказывались иметь дело с переработкой, так как дешевле было возить мусор на свалки», — поясняет руководитель «Эко-сити».
С начала прошлого года правила игры поменялись, однако риски банкротства для тех, кто вкладывается в современные технологические решения в мусорной отрасли, остаются. «Объемы отходов, поступающие на сортировку, увеличились, но наш комплекс все равно загружен лишь наполовину», — не скрывает Земсков. Причину этого он видит в том, что в Башкирии установлена самая низкая плата за мусор по сравнению с другими регионами ПФО (на период 2019–2020 годов — 58,9 руб. с человека; для сравнения: в Самарской области — 117,1 руб.). В силу этого везти отходы издалека нецелесообразно. К тому же у многих перевозчиков устаревшая техника, рассчитанная на небольшие объемы.
Но главная проблема в том, что далеко не все государственные и частные компании стремятся заключать договоры с регоператором. Еще в декабре 2018 года «Эко-сити» сделала рассылку более 15 тыс. типовых договоров по адресам разных учреждений, однако в январе следующего года подписала меньше тысячи контрактов. Самыми добросовестными оказались бюджетники и крупные компании. «А вот средний и малый бизнес, как правило, старается уйти от исполнения закона», — сетует Земсков.
Операция по переквалификации
«Начинать бизнес по переработке мусора сейчас — все равно что пытаться прыгнуть в закрытые двери уходящего поезда, — признается 38-летний основатель компании MGS Group Георгий Малютин. — Иногда мне кажется, что и меня из этого поезда вот-вот выбросят на ходу». Георгий Малютин — бывший торакальный хирург. Мусорным бизнесом он занялся в 2014 году. К тому моменту у него уже были коммерческие проекты — Малютин развивал ремонтную компанию и частную скорую помощь. Перед тем как начать новое дело, он продал оба бизнеса. «Возникла идея заняться вывозом мусора, — рассказывает предприниматель. — Тогда это было очень доходное занятие, хотя в стране уже готовились перемены — вовсю обсуждали тему экологии и несанкционированных свалок. Проект казался рискованным, но я решил попробовать».
В 2013 году на балансе ремонтной компании Малютина оставалcя небольшой парк грузовиков, что очень помогло на старте. В день MGS Group развозила мусор по полигонам на десяти больших грузовиках, средняя выручка компании составляла 170 тыс. руб., а прибыль — 25–30 тыс. Ежемесячная выручка достигала 3–4 млн руб.
Все бы так же благополучно шло и дальше, но в 2019 году в России стартовала мусорная реформа. В регионах на конкурсной основе были отобраны операторы, которые сейчас контролируют работу с ТКО. Власти начали закрывать полигоны и поднимать тарифы. «В 2015–2016 годах за оказание услуг по захоронению отходов мы платили 400 руб. за тонну. Начиная с 2016 года тарифы росли. Сейчас они составляют от 1,2 тыс. до 1,8 тыс. руб. в зависимости от того, на каком расстоянии от Москвы находится полигон», — рассказывает Малютин.
Поскольку предприниматель неплохо выручал на вывозе мусора до реформы, он приобрел земельный участок недалеко от Троицка, где построил завод, который сортирует и перерабатывает отходы. Так он подготовился к грядущим переменам — сейчас курс взят на переработку, а не на утилизацию мусора. До конца 2024 года власти планируют ликвидировать свыше 190 незаконных свалок в границах городов, выявленных на 1 января 2018 года.
Летом 2019 года предприниматель построил в Москве уже второй завод. Инвестиции в оба предприятия составили около 200 млн руб. Компания отделяет органические отходы и отправляет их на компостирование, а также производит RDF-топливо (твердое вторичное топливо) и технологическую щепу. Сортировка пищевых отходов дает возможность платить по тарифам в два раза меньше. Сейчас на захоронение MGS Group отправляет 20–30% отходов от входящего объема мусора, а оставшаяся доля идет в переработку. Вторичное сырье компания продает: например, 1 т ПЭТ (полиэтилентерефталата, или термопластика) приносит компании 23 тыс. руб., стекла — 2,5 тыс. руб. Один завод может отсортировать 70 т ПЭТ-бутылок в месяц. Даже то, что продать не получается, позволяет компании снизить издержки. Например, завод в Троицке бесплатно поставляет RDF-топливо для Ферзиковского цементного завода группы «Лафарж» в Калужской области. MGS Group это сохраняет 86 млн руб. в год (экономия 50 тыс. т отходов, захоранивать которые пришлось бы по тарифу 1720 руб. за тонну).
Об объемах образовывающихся твердых бытовых отходов можно судить на одном конкретном примере — полигон «МАГ-1» в Нижегородской области, работающий с 2012 года. Ежедневно на него привозят более 12 тыс. кубометров отходов — это объем восьмиэтажного дома с основанием 23 на 23 метра. То есть каждые двое суток — типовая одноподъездная 16-этажка. Площадь же полигона составляет 70 га — почти 100 стандартных футбольных полей.
Отложенный спрос
Перестроиться пришлось не только тем, кто раньше отвозил мусор на полигоны, но и компаниям, которые еще десять лет назад озадачились разработкой современного оборудования для утилизации отходов. Так, первым проектом компании «Экомашгрупп», появившейся в 2009 году, стала разработка комплекса по термохимической переработке отходов с производством электроэнергии. «Мы привлекли ученых, сотрудников НИИ и профильных специалистов, — рассказывает Константин Майков, председатель совета директоров «Экомашгрупп». — В течение двух лет, вложив в проект около 15 млн руб., было произведено три опытных и четыре промышленных образца установок. Но очень скоро стало ясно, что сложные технологии переработки отходов мало кому нужны».
Электроэнергия, которая получалась в результате переработки отходов, должна была заметно улучшать экономику проекта, однако потенциальные заказчики понимали, что продавать этот ресурс они не смогут — из-за монополии электросетевого хозяйства.
Если бы не мусорная реформа, неизвестно, как бы сложилась ситуация с поиском клиентов. Но как только заговорили об экологическом благополучии страны, стало ясно — нужно переориентироваться на разработку и производство оборудования для сортировки отходов, что «Экомашгрупп» и сделала. «Впрочем, одна технология не исключает другую, напротив, они дополняют друг друга, — говорит Майков. — Просто нецелесообразно термически утилизировать, например, ПЭТ-бутылки, которые можно собрать и продать по 20 руб. за 1 кг. Термически утилизировать можно то, что нельзя переработать, или опасные отходы: медицинские, нефтешламы и т.д.». Термическая переработка ТКО в настоящих рыночных условиях невыгодна — нужны повышенные тарифы или дополнительные субсидии, считает Майков.
По его словам, состав линий сортировки ТКО разрабатывается персонально под каждую задачу, стоимость комплекта оборудования начинается от 5 млн руб. за мини-линию сортировки или перегруза для небольшого поселка и может достигать 700–800 млн руб. за полноценный автоматический мусоросортировочный комплекс, обслуживающий территорию в 1 млн жителей. Срок окупаемости большого завода в среднем по стране составляет 6–10 лет.
Сейчас в группе компаний две производственные площадки, в штате — более 300 человек. «Автоматические мусоросортировочные комплексы позволяют практически без участия людей сортировать огромные потоки мусора на четыре составляющие: 15–20% — вторично перерабатываемые материалы (пластики, макулатура, металлы, стекло), 30–40% — пищевые отходы, проходящие процедуру компостирования, 20–30% — топливная фракция RDF, — рассказывает Майков. — Поэтому на полигонное захоронение может поступать всего 10–20% отходов».
Основная деятельность компании — разработка и производство сортировочного оборудования — обеспечивает в последние два года среднюю ежегодную выручку более 1 млрд руб. «Маржинальность такого бизнеса колеблется в диапазоне 12–14%, большего сейчас достичь сложно, — говорит Майков. — В Европе такие проекты работают с использованием субсидий и других мер стимулирования. В России этого нет, тарифы для населения за вывоз и утилизацию отходов в разы ниже, чем в Европе, поэтому наша задача показать эффективность наших технологических решений при работе в отечественных реалиях. Более дорогое оборудование наши партнеры и заказчики не смогут окупить».
Большие надежды
Если все основные проблемы будут решены в ближайшие два года, регоператоры продолжат инвестировать в отрасль. Так, «Эко-сити» готова вложить еще 2,2 млрд руб. в проектирование сортировочных комплексов для городов Кумертау и Мелеуз в Башкирии, а также планирует развивать экотехнопарк «Эко-Сити» с цехом компостирования органических отходов и производством RDF-топлива. А «Экомашгрупп» намерена выходить на международный рынок. «Наши заводы по сортировке ТКО в Московской области ничуть не уступают аналогичным производствам в странахлидерах со 100-процентной переработкой и нулевым захоронением, — объясняет Майков. — Сейчас мы ведем переговоры о поставках в Европу. Это непросто, но мы полны уверенности в успехе».
Вложения в «Экологию» на 4 трлн руб.
Национальный проект «Экология» включает в себя 11 направлений: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов» и «Внедрение наилучших доступных технологий».
Финансирование нацпроекта составит 4 трлн руб. на 2019–2024 годы, из них более 3 трлн руб. — внебюджетные средства. Из федерального бюджета должно быть выделено около 700 млрд руб., еще 300 млрд руб. — из бюджетов регионов.
По данным Минприроды, ежегодно в России образуется более 70 млн тонн ТКО, из них утилизируется всего 7%. Более 90% ТКО размещается на полигонах либо пополняет несанкционированные свалки, которых сейчас более 22 тыс. Как следует из нацпроекта «Экология», к 2024 году на переработку должно направляться 60% ТКО. К 2022 году должно быть введено в промышленную эксплуатацию 21,7 млн тонн мощностей по обработке ТКО, к 2024 году — 37,1 млн тонн.