Гречка против риса. Экономика российской каши

РБКBiznes

Экономика российской каши

Гречка и рис — бессменные лидеры отечественного рынка круп. Но если рис известен по всему миру, то гречневая каша — российское блюдо, малопонятное иностранцам. При этом в России все более модными становятся булгур, киноа и прочая экзотика.

Текст Карина Рахманова

В середине апреля этого года в Алтайском крае бушевал паводок. Соцсети заполнили видео сломанных мостов и ушедших под воду домов, в регионе объявили чрезвычайную ситуацию. Однако на пресс-конференции, посвященной предстоящим посевным работам, зампред краевого правительства Александр Лукьянов говорил совсем о другом «бедствии»: местные аграрии «слишком увлеклись гречихой».

«Такие объемы не то что Россия, но и другие территории не в состоянии потребить», — возмущался чиновник (цитата по ТАСС).

Эмоции Александра Лукьянова несложно понять: Алтайский край — «гречневая столица», посевы гречихи занимают здесь 750 тыс. га (44% от объема площадей под этой культурой по всей России, данные консалтинговой компании «НЭО Центр» за 2017 год). Два года подряд российские аграрии собирали небывалый урожай: 1,2 млн т в 2016-м и 1,5 млн т в 2017-м. При этом фактическое потребление этой крупы в нашей стране не превышает 750 тыс. т, а на экспорт отправляется незначительный объем. Избыточная часть этого урожая ушла в запасы, рассказывает партнер практики АПК в «НЭО Центре» Инна Гольфанд.

Драматично падали и цены. В июле 2016 года гречка в оптовом сегменте стоила 73,5 тыс. руб. за тонну, в июне текущего — 21,8 тыс. руб., продолжает эксперт. На прилавках, по данным Росстата, цена только за последний год снизилась с 64 руб. до 47 руб. за килограмм (сентябрь к сентябрю).

На апрельском совещании в Барнауле Александр Лукьянов ввел «ручной режим» — рекомендовал аграриям заняться другими культурами, отметив, что оптимально было бы сократить посевы гречихи в два раза. Зампреда услышали: в текущем году алтайцы засеяли только 495 тыс. га, а по всей России посевы уменьшились на 40%.

Вскоре это отразилось на ценах. «Разворот произошел осенью. Если летом гречка у производителей стоила 11–13 руб. за килограмм, то сейчас уже 17–21 руб. Правда, в магазинах этого пока не чувствуется в силу ряда особенностей ценообразования (об этом см. ниже. — РБК+), — говорит руководитель сельскохозяйственных проектов консалтинговой компании IPT Group Антон Зяблов. — Тренд продолжится, к марту 2019-го гречка у производителей будет стоить 35 руб. за килограмм. Следом потянется вверх и розница, о гречневом кризисе опять заговорят по телевизору».

В прошлый раз гречка попала в эфир телеканалов осенью 2014 года. Пакеты с крупой стремительно исчезали с прилавков, цены резко повышались — все это на фоне неурожая и разговоров о грядущем дефиците.

Впрочем, Инна Гольфанд призывает не драматизировать ситуацию, напоминая о запасах, сделанных еще в прошлом году. «Рост цен, конечно, будет, но не стоит говорить о скачке», — уверена эксперт.

Гречка против риса

В 2017 году россияне купили 1,75 млн т крупы (помимо гречки сюда относится рис, пшеничная, манная, перловая, овсяная и иная крупа), следует из данных BusinesStat. Это довольно спокойный рынок: с 2013 по 2017 год он вырос на 16%, а в ближайшую пятилетку прибавит еще 14%.

«Крупы всегда будут пользоваться спросом, — рассуждает независимый аналитик по продовольственному сегменту Леонид Хазанов. — Во-первых, они, как правило, недорогие, во-вторых, не требуют много времени на готовку».

У этого рынка есть два ярко выраженных лидера — рис и гречка. По данным исследовательской компании Nielsen (обзор датирован сентябрем 2017 года), на рис приходилось 37% в натуральном выражении и 41% в денежном, на гречку — 33 и 36% соответственно. Следом шло просо (пшеничная крупа) — 9%, бобовые — 7% и манка — 5% (все в натуральном выражении).

Компания Nielsen предоставила РБК+ более свежие данные, где позиции риса только укрепились. По итогам сентября 2018 года его доля составила 49% в натуральном выражении (против 44% в сентябре 2017 года). «По нашим подсчетам, россиянин в среднем съедает за год около 3,5 кг риса и 2,8–3,3 кг гречки», — добавляет Инна Гольфанд.

«В ежедневном рационе россиян популярно сразу два продукта из одного сегмента, из сегмента круп. Это, конечно, уникальная ситуация, — говорит Антон Зяблов. — Например, в азиатских странах блюдо на каждый день — это рис, а в Европе крупы вообще не пользуются спросом, кроме знаменитой английской овсяной каши на завтрак».

Почему так сложилось? Традиционно в России ели гречку и другие каши, а рис хоть и выращивали на Кубани, но в небольших объемах. Однако с начала 2000-х годов одновременно с ростом благосостояния населения набирал популярность и рис, на него отводилось все больше посевных площадей. Сейчас наша страна даже экспортирует этот товар. «Так и возникло противостояние гречка — рис в сегменте простых гарниров», — подытоживает Леонид Хазанов.

Рынок круп считается довольно спокойным: с 2013 по 2017 год он вырос на 16%, а в ближайшую пятилетку прибавит еще 14%

Как киноа

По данным компании «НЭО Центр», в прошлом году в нашей стране вырастили 416 тыс. т риса, из них 150 тыс. т ушло на экспорт, а 243 тыс. т было импортировано. «Мы покупаем длиннозерный рис в Индии и Таиланде, а сами выращиваем среднезерный, — объясняет Инна Гольфанд. — Экспортируем его в Монголию, Турцию, страны Европы, главным образом в Бельгию». Длиннозерный рис считается более рассыпчатым, из него готовят гарниры и суши, добавляют в салаты, а среднезерный больше подходит для каши, добавляет Леонид Хазанов. Таким образом, мировые цены и курс рубля прямо влияют на цену пакета риса в российском магазине.

У главного конкурента — гречки — почти нет экспортного потенциала, считают эксперты. Исторически этот продукт не выращивали и не употребляли в пищу практически нигде, кроме России и стран СНГ. «В мире немного знают зеленую гречку, а наша российская, обжаренная, совершенно чужда зарубежному потребителю», — говорит руководитель Центра компетенции в АПК компании KPMG в России и СНГ Виталий Шеремет.

При этом, продолжает Виталий Шеремет, гречка могла бы стать имиджевым продуктом, примером национального блюда на международных выставках. Он напоминает историю киноа — хлебной зерновой культуры из Южной Америки. Все началось в 2013 году, который Международная продовольственная ассоциация объявила Годом киноа. Зерно было известно еще со времен инков, но, кроме Перу и соседних стран, оно мало кого интересовало. Однако теперь, после PR-кампании, киноа можно найти в супермаркетах по всему миру (по итогам сентября 2018 года на него приходилось 0,5% российского рынка круп, данные Nielsen). «Это не про массовый экспорт, не про деньги, а про имидж. Гречка как нацпродукт, возможно, «выстрелила» бы», — уверен Виталий Шеремет.

Бренд на 100%

Килограмм гречки стоит сейчас 17–21 руб. у производителей и 35–50 руб. в рознице, подчеркивает Антон Зяблов. Аналогичная ситуация, говорит Инна Гольфанд, с рисом: 28 руб. за килограмм на выходе с крупяного завода против 60 руб. на прилавке. Двукратная наценка — обычное дело для отрасли, утверждают эксперты.

«Главная особенность — торговые сети, как правило, не работают напрямую с производителями. Они сотрудничают с брендами, — объясняет Антон Зяблов. — Что такое бренды? Это компании, которые закупают крупы на разных заводах, иногда очищают, фасуют и продают под единой, обычно хорошо узнаваемой маркой».

Впрочем, в этой схеме есть исключения. Сети могут приобрести крупу у производителя, самостоятельно расфасовать и торговать под своей торговой маркой. «Собственные» рис или гречку можно найти у многих ретейлеров — например, «Ленты», «Ашана» (бренд «Дон Густо»), «Пятерочки» (бренд «Красная цена»), «Дикси». По словам руководителя PR-проектов пресс-службы ГК «Дикси» Юлии Чернышовой, крупы под собственной торговой маркой дешевле аналогов на 30–40%, а рис в среднем — на 15%.

Насколько потребителю важен бренд крупы? «Думаю, для риса он важнее, чем для гречки. Рис стоит немного дороже, и покупателю важно видеть знакомую упаковку. А в случае с гречкой главную роль играет цена», — рассуждает Леонид Хазанов. А вот по мнению Юлии Чернышовой, «основной критерий, которым руководствуется потребитель, — хорошее качество по разумной цене. Приверженность бренду в данной категории ярко не выражена».

Экзотика в моде

Супермаркет класса премиум в центре Москвы. В отделе круп привычные гречка, перловка и пшенка убраны на нижние полки. А на уровне глаз покупателей — булгур, кускус (виды крупы из пшеницы) и киноа. Под них отданы две престижные верхние полки. И дело не только в цене (кускус и булгур в пересчете на килограмм обойдутся дороже 500 руб., киноа — почти 1500 руб., а гречка — менее 100 руб.), но и в моде.

Непривычные для большинства россиян крупы переживают настоящий бум, следует из данных компании Nielsen. Объем продаж булгура за год вырос на 171% в натуральном выражении и на 127% в денежном, киноа — на 82 и 55% соответственно, кускуса — на 63 и 59% (сентябрь 2018 года против сентября 2017-го). «Вероятнее всего, такая динамика обусловлена трендом на здоровое и сбалансированное питание, благодаря чему представленность этих круп в современной рознице растет», — говорится в комментарии Nielsen для РБК+. Другие эксперты тоже связывают популярность экзотических культур с модой на ЗОЖ. Впрочем, суммарно на них сейчас приходится лишь 2% рынка.

Структура российского рынка круп

Доли в натуральном выражении

Доли в денежном выражении

Источник: Nielsen (по состоянию на конец второго квартала 2017 года)

Фото: Photoxpress; Виталий Тимкив/ТАСС; ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Способность быстро получать новые знания более ценна, чем сами знания» «Способность быстро получать новые знания более ценна, чем сами знания»

Визионеры мира рассуждают о перспективах образования и профессиях будущего

РБК
Игра в пенсии Игра в пенсии

Кто придумал пенсионную реформу и как ее проводили

Forbes
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
Путеводные звезды Путеводные звезды

Тайны «галактики» «Мишлен», родившейся более ста лет назад во Франции

Вокруг света
All your base are belong to us All your base are belong to us

Как программист из Екатеринбурга Никита Шамгунов построил бизнес на $400 млн

РБК
Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

РБК
Профессия — стример Профессия — стример

Профессия — стример. Как зарабатывать на трансляциях игр

РБК
Чисто английское воспитание Чисто английское воспитание

Юных английских леди и джентльменов воспитывают сурово

Вокруг света
Торжество вкуса: 8 рождественских блюд Торжество вкуса: 8 рождественских блюд

Праздничная рождественская еда разных стран

Вокруг света
Большие переходы Большие переходы

10 самых важных бизнес-событий 2018 года в спорте

Forbes
«Киллеры госзаказа» «Киллеры госзаказа»

Как устроен бизнес профессиональных жалобщиков в сфере госзакупок

РБК
Эра Fortnite Эра Fortnite

Эра Fortnite. В чем феномен «королевской битвы» от Epic Games

РБК
Быстрее, легче, полезнее Быстрее, легче, полезнее

Крупа на здоровье. Главные из модных трендов в питании

РБК
Святые угодники Святые угодники

Старейшая школа Санта-Клаусов в мире — в американском штате Мичиган

Вокруг света
Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
5 дорожных инноваций 5 дорожных инноваций

Бетон вместо асфальта. 5 дорожных инноваций

РБК
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
Тонкая нить Тонкая нить

Могут ли подвешенные в небе кабинки стать полноценным городским транспортом

Forbes
Страховой случай Страховой случай

Как Данил Хачатуров обрел и потерял «Росгосстрах»

Forbes
Токсичность на миллиард Токсичность на миллиард

Санкции вывели противостояние Москвы и Вашингтона на новый уровень

Forbes
Внимание на дорогу Внимание на дорогу

Построить современные трассы и в разы снизить число жертв ДТП

РБК
Газовое сияние Газовое сияние

Проект «Ямал СПГ» переходил из рук в руки, в итоге его построил Леонид Михельсон

Forbes
Номиналы Номиналы

Почему бизнес зицпредседателей в России сокращается, но не исчезает

РБК
Хорошее время зима Хорошее время зима

Как прожить время до Рождества без суеты и марафона по магазинам и утренникам

Seasons of life
Здоровая эйфория Здоровая эйфория

Для тайцев ЗОЖ не просто модная аббревиатура — это реинкарнация при жизни

Вокруг света
Империя «Эркафарм» Империя «Эркафарм»

Как небольшой дистрибьютор стал одним из лидеров фармацевтической розницы

РБК
Внутренняя кухня Внутренняя кухня

Два бывших директора ресторанов McDonald’s в Крыму открыли свою сеть

Forbes
Взлет «Бристоля» Взлет «Бристоля»

Почему алкогольная сеть «Бристоль» растет в среднем на 114% в год

РБК
Голубая мечта Голубая мечта

Архитектор и дизайнер Штефан Рир с детства мечтал поселиться в амбаре

AD
В деньгах счастье В деньгах счастье

Для греков нет ничего более стабильного, чем василопита

Вокруг света
Открыть в приложении