«Экспортеры — одна из наиболее дисциплинированных категорий заемщиков»
О специфике финансирования экспортно ориентированного бизнеса в России РБК+ рассказал председатель правления Росэксимбанка Азер Талыбов.
Как сегодня с позиций банка, который специализируется на экспортном кредитовании, можно оценить состояние российских компаний-экспортеров?
В целом экспортеры, несмотря на коронакризис и связанные с пандемией COVID-19 ограничения, чувствуют себя достаточно неплохо, если судить по стабильно растущему спросу на кредитные продукты. В прошлом году мы предоставили финансирование на сумму 90 млрд руб., а за девять месяцев текущего года объемы уже достигли 100 млрд руб., что на 20% больше год к году. Это также подтверждают данные Российского экспортного центра (РЭЦ), в структуру которого входит банк: по итогам января—сентября несырьевой неэнергетический экспорт вырос на 49%, до $135 млрд по сравнению c аналогичным периодом прошлого года. В прогнозе на весь 2021 год — рекордные $180 млрд.
Я даже признаюсь, что спрос на экспортные кредиты в отдельные периоды опережает наши возможности.
Вместе с тем, конечно, это направление требует особого внимания в связи с его спецификой. Для нас экспортное финансирование, торговое финансирование — это основной профиль деятельности, где мы являемся высококлассными экспертами. Выбор экспортерами Росэксимбанка в качестве кредитора во многом обусловлен тем, что мы являемся государственным специализированным институтом с банковской лицензией — наша деятельность закреплена в федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Как институт поддержки, мы становимся особенно нужны бизнесу в периоды кризисов, повышенной волатильности, что сейчас и происходит в мировой экономике и мировой торговле.
Это создает повышенные риски и при кредитовании?
Конечно. Однако нужно заметить, что экспортно ориентированные компании — одна из наиболее дисциплинированных категорий заемщиков: они внимательнейшим образом относятся к выполнению своих обязательств по обслуживанию экспортных кредитов. Мы практически не видим дефолтов, а процент просрочек держится на минимальных значениях, как и в предыдущие годы.
Вы сказали, что запросы бизнеса превышают ваши возможности. Как вы выходите из положения?
Как для части группы РЭЦ (входит в ВЭБ.РФ. — РБК+), нашей задачей является максимальное покрытие потребностей всех участников экспортного рынка вне зависимости от того, в каком регионе они находятся и к какой сфере деятельности относятся. Для повышения доступности наших продуктов мы создали ряд партнерских программ с другими банками. В частности, уже успешно работает совместный продукт со Сбербанком. Также мы активно ведем переговоры с десятью крупнейшими банками страны, и уже порядка 20 сделок находятся в работе. В планах — дальнейшее расширение сотрудничества со всеми ведущими кредитными организациями в России. Мы готовы, обмениваясь информацией, предоставлять свою экспертизу в части экспортного и торгового финансирования, а также формировать совместные кредитные продукты. Важно отметить, что торговое финансирование требует быстрой реакции со стороны банка и партнерские программы смогут решить данную задачу.
Насколько могут вырасти объемы экспортного финансирования с учетом таких программ?
В разы. Мы запустили эту программу только в этом году и уже провели пять пилотных сделок, в ходе которых как мы, так и банки-партнеры адаптировали свои информационные системы для совместной работы. Сейчас механизм для внедрения таких продуктов практически готов, и совсем скоро мы начнем активно кредитовать экспортеров при участии других игроков рынка.
Какие у бизнеса в принципе есть пути для получения финансирования экспортных проектов? Какие у Росэксимбанка есть решения для экспортно ориентированых компаний?
Один из основных наших продуктов — предэкспортное финансирование. Мы предоставляем экспортеру ресурсы для исполнения обязательств по экспортному контракту. Также мы обеспечиваем финансирование дебиторской задолженности, возникшей при исполнении экспортного контракта, и финансирование через подтвержденный аккредитив.
Кроме того, в продуктовой линейке банка есть продукты для иностранных партнеров российских экспортеров, которые помогают реализовать экспортные проекты: это кредит иностранному покупателю и кредит банку иностранного покупателя. Плюс у нас есть опыт и богатая экспертиза работы с механизмом экспортного факторинга: мы осуществляем кредитование иностранных покупателей наших клиентов на срок до пяти лет. Это существенным образом меняет положение российских экспортеров за рубежом: повышается конкурентоспособность отечественных товаров на внешних рынках. Сегодня на зарубежных рынках российские производители конкурируют не только качеством товара и ценой, но и финансовым предложением.
Сделать финансирование доступным Росэксимбанку помогают страховые продукты ЭКСАР. Благодаря нашей совместной работе в рамках группы РЭЦ российские экспортеры могут получить более выгодные условия кредитования и реализовать более сложные комплексные проекты. Важно при этом заметить, что к структурированию подобных сделок привлекаются различные направления банка и агентства, что существенным образом снижает риски по экспортному контракту, так как задействуется максимальное число компетентных специалистов при формировании сделки, проверки контрагента и оценке рисков.
А что есть для экспортеров из сферы малого и среднего бизнеса?
Для малого и среднего бизнеса есть специальный продукт «Экспортный стандарт» для покрытия предэкспортных расходов, связанных с поставкой несырьевых товаров за рубеж. Этот продукт мы будем развивать с участием банков-партнеров. У нас нет своей филиальной сети, и партнеры помогут сделать наши решения доступными для экспортеров, в том числе в отдаленных регионах.
А цифровые каналы?
Безусловно, мы, как и практически все участники финансового рынка, сегодня находимся в тренде всеобщей цифровизации. Значительная часть взаимодействия с клиентами у нас происходит в онлайне, в цифровом формате, с соблюдением всех установленных требований по кибербезопасности, идентификации и аутентификации. Однако при экспортном кредитовании на определенных этапах пока все же нужен физический контакт с клиентом. Хотя я думаю, что оцифровка всех рабочих процессов — это вопрос краткосрочной перспективы.
Росэксимбанк сегодня реализует целый комплекс мероприятий по цифровизации внутренних процессов, бизнес-процессов, каналов коммуникации, мы полностью перешли на электронный внутренний документооборот.
При этом опять же в составе группы РЭЦ мы участвуем в реализации одного из наиболее амбициозных на глобальном уровне, на мой взгляд, цифровых проектов для экспортеров — информационной системе «Одно окно», где бизнес может получить широкий спектр услуг в части сопровождения экспортной деятельности: оформить справки, выписки, всю разрешительную документацию, информацию от различных организаций и пр. В перспективе в эту систему будут встроены и сервисы Росэксимбанка.
Пандемия, конечно, непосредственным образом влияет на то, чтобы цифровизация происходила быстрее. Локдауны, к сожалению, будут вводиться еще не раз. Это наша новая реальность, в которой нужно учиться жить и работать.
Фото: пресс-служба