ESG-повестка в цифрах, фактах и планах компаний
Контекст
ESG
Это аббревиатура от Environmental, Social, (corporate) Governance. ESG представляет собой набор характеристик, по которым можно оценить экологическое, социальное и корпоративное поведение бизнеса.
Ответственное инвестирование
Это покупка ценных бумаг компаний, которые соответствуют принципам ESG. Вкладывая свои средства в подобные активы, инвесторы не только получают доход, но и вносят вклад в развитие экологических и социальных проектов.
Цифры
64% миллениалов (18–37 лет) опираются на анализ ESG-факторов при выборе финансовых инструментов. В поколении X (38–50 лет) подобных инвесторов 54%, среди беби-бумеров (51–70 лет) — 42%.
77% людей хотят вкладывать средства в активы, не противоречащие их убеждениям.
91% от 162 частных инвестиционных компаний в 35 странах мира приняли или уже разрабатывают политику в области социально-экологической ответственности и корпоративного управления.
До $30,7 трлн выросли к 2018 году мировые активы устойчивого инвестирования на пяти основных рынках (Европа, США, Япония, Канада, Австралия / Новая Зеландия).
На 33% увеличивается объем капитала ответственного инвестирования каждые два года.
83% руководителей высшего звена и специалистов по инвестициям думают, что ESG-программы через пять лет будут иметь большую акционерную стоимость, чем сегодня.
$20 трлн может составить рост активов в фондах ESG в течение следующих двух десятилетий. Эта цифра сравнима с размером суммарной капитализации всех компаний из списка S&P 500. Частью «демографических драйверов» этой тенденции станут женщины и представители миллениалов.
Принципы ESG
Речь идет о действиях компаний, направленных на предотвращение изменения климата и выбросов парниковых газов, сокращение отходов и загрязнений, на рациональное природопользование, обеспечение достойных условий труда, охрану здоровья и обеспечение безопасности, устранение гендерного неравенства, искоренение взяточничества и коррупции, развитие бизнес-этики, предоставление прозрачной отчетности и т.д.
Факты
Microsoft за 2020 год сократила выбросы углекислого газа на 6% (730 тыс. метрических тонн). К 2030 году компания планирует стать углеродно-отрицательной, а к 2050-му — «забрать» из окружающей среды весь СО2, который «выбросила» с момента основания в 1975 году.
NVIDIA создает инклюзивную рабочую среду. В 2020 году доля женщин, занимающих руководящие должности в компании, выросла до 25% (с 12% в 2016-м). NVIDIA входит в список 100 лучших фирм для работы (по версии журнала Fortune), включена в списки Glassdoor's Culture 500 и Employees' Choice: Best Places to Work, занимает второе место в Just 100 — рейтинге ответственных компаний (по версии Forbes). Также к 2025 году NVIDIA планирует получать 65% электроэнергии из возобновляемых источников — сегодня этот показатель составляет 34%.
Danone обязалась перейти на 100% возобновляемую электроэнергию к 2030 году, в 2020-м доля альтернативных источников в общем объеме закупок электричества уже составляла 54,3%. Также Danone планирует отказаться от полистирола в упаковке к 2025 году, активно работает над переходом к перерабатываемым материалам и сокращением других типов отходов — за период с 2019 по 2020 год количество пищевой фракции на производственных площадках снизилось на 19,4%. Помимо этого, компания сокращает потребление водных ресурсов, поддерживает инициативы по устойчивому использованию почв и помогает развитию сельского хозяйства: с 2018 года благодаря Danone 2800 фермеров прошли обучение по вопросам защиты животных и биоразнообразия.
Adobe ставит перед собой цель — к 2035 году полностью обеспечивать себя электричеством за счет альтернативных источников энергии, к 2022 году этот показатель должен достичь 70%. Также в Adobe развита социальная повестка: 55% их совета директоров — женщины и люди из недопредставленных сообществ. Цифровые продукты компании помогают другим бизнесам переосмыслить деловые процессы и перейти от неэффективных решений, потребляющих большое количество природных ресурсов, к более устойчивым диджитал-технологиям.
Procter & Gamble к 2020 году удалось снизить абсолютные выбросы парниковых газов на 52% — в основном благодаря увеличению доли энергии, вырабатываемой за счет альтернативных источников (31% от общего объема). На 20% снизилось заводское энергопотребление на единицу продукции, а производственные площадки по всему миру достигли нулевого захоронения отходов. Практически вся бумажная упаковка P&G сделана либо из переработанного сырья, либо из первичной сертифицированной древесины. С 2010 года компания сократила на производствах расход воды на 27%.
МТС после перехода в 2019 году отделений компании на систему электронного документооборота снизила общее потребление офисной бумаги на 19,5%, а картриджей для принтеров — на 87,7%. Также в 2019 году МТС реализовала 480 проектов помощи локальным сообществам по всей стране: были собраны необходимые вещи для людей, оказавшихся в зонах затопления, оказана помощь многодетным и малоимущим семьям в подготовке к школе, обустроены спортивные площадки, восстановлены исторические здания и др. Значительная часть мероприятий была проведена с привлечением сотрудников компании — волонтеров МТС.
«Яндекс» более 15 лет выпускает образовательные проекты — только в 2020 году более 2 млн человек воспользовались бесплатными учебными возможностями компании. Старое сетевое оборудование продается компаниям-партнерам для повторного использования или уходит на переработку. Также в 2020 году на 2,2% улучшился средний показатель энергоэффективности дата-центров «Яндекса» относительно 2019 года. В некоторых офисах начинает появляться инфраструктура для раздельного сбора отходов, поддерживаемая клубом экоактивистов, который создали сами сотрудники. А 92% упаковки «Яндекс.Маркет» и 15% тары «Яндекс.Лавка» сделаны из вторичного сырья. За двухлетний период 67% отходов «Яндекс.Маркет» были переработаны или повторно использованы.
X5 Retail Group стремится сокращать пищевые отходы — в 2020 году фермерам на корм скоту было передано 87 тыс. т продуктов с истекающим сроком годности. 620 тыс. т материалов от собственных операций (картон, пленка и др.) были отправлены на переработку. Также в 2020-м торговая сеть «Пятерочка» перевела пять своих распределительных центров на зеленую энергию, выработанную гидроэлектростанциями. К 2030 году X5 планирует сократить выбросы парниковых газов и долю образования отходов на 30%.
«Сбер» ежегодно снижает бумажный документооборот на 30% за счет цифровизации процессов. 97% объема отходов I–III классов опасности и отработанного оборудования передаются на обезвреживание специализированным предприятиям. За последние пять лет общее энергопотребление основных объектов компании (офисов, серверов и точек обслуживания) снизилось на 20%. Также «Сбер» запускает образовательные проекты в области финансовой грамотности, поддерживает региональные социальные проекты и занимается благотворительностью.
«Полиметалл» уверенно удерживает первое место в ESG-рэнкинге российских компаний, регулярно составляемом независимым рейтинговым агентством RAEX-Europe. В 2020 году «Полиметалл» снизил на 4% интенсивность выбросов парниковых газов благодаря инициативам компании в области энергоэффективности, замене дизельного топлива сетевым электричеством или возобновляемыми источниками. Потребление пресной воды на производстве сократилось на 36%, при этом 89% ее объема используется повторно — помогают технологии очистки стоков. Также «Полиметалл» совместно с другими горнодобывающими компаниями и отраслевыми партнерами основал некоммерческую организацию «Женщины в горнодобывающей промышленности России». Сегодня 40% рабочих мест в компании занимают женщины.
Источники: «Полиметалл», «Сбер», «Яндекс», Adobe, Allianz Life Insurance Company of North America / Business Wire, Danone, Global Sustainable Investment Alliance (GSIA), McKinsey, Microsoft, NVIDIA, P&G, PwC, Schroders, X5 Retail Group, МТС
Фото: Jacob Kepler / Bloomberg via Getty Images, Ashley Cooper / Getty Images