Факты
Пластик попал в оборот
Во время последнего Всемирного экономического форума в Давосе несколько крупнейших международных корпораций договорились выпускать товары в многоразовой упаковке, а главное — нашли новый способ продавать ее и возвращать в производство. Проект, получивший название Loop, — очередная попытка остановить бесконечное воспроизведение пластика.
Идея выпускать товары в многоразовой упаковке не нова, многие производители создают ее только из перерабатываемого пластика. Однако станет упаковка в итоге многоразовой или нет — зависит пока не от производителя, а от потребителя. Проект Loop нашел решение проблемы. Сразу несколько крупных концернов — Procter & Gamble, Unilever, Nestle, PepsiCo, Danone — договорились продавать свою продукцию на единой площадке, а за его упаковку придется оставить депозит. Деньги вернутся после возвращения упаковки. Процесс возврата устроен точно так же, как и доставка: за упаковкой приедет курьер UPS (партнер программы в США). Все продумано: вместо полиэтиленового пакета или картонной коробки с заказом — многоразовая сумка, в которой товары и доставляются, и возвращаются.
На первом этапе в каталоге интернет-магазина loopstore будет присутствовать более 300 наименований — от стирального порошка до мороженого. Размер залога варьируется от 25 центов за бутылку Coca-Cola до $47 за контейнер для использованных Pampers. Важно, что заниматься чисткой и сортировкой отходов пользователям Loop не придется — все берет на себя переработчик. Сервис станет доступен нескольким тысячам избранных покупателей в Нью-Йорке и Париже уже в мае. В 2020 году его также смогут протестировать жители Торонто, Токио и Сан-Франциско.
Идея Loop принадлежит основателю компании TerraCycle — еще одному партнеру проекта — Тому Саки. Говорят, он был вдохновлен опытом американских молочников 1960-х годов: те меняли пустые бутылки из-под молока на новые полные.
Компания TerraCycle основана в 2001 году. Поначалу она занималась апсайклингом — креативным использованием отходов, которые обычно отправляют на мусорный полигон. Спустя десять лет TerraCycle начала приносить прибыль. Сегодня TerraCycle работает в 21 стране, а в ее деятельности, включая волонтеров, задействованы более 40 млн человек. Общее число собранного силами TerraCycle мусора уже превысило 7,7 млрд единиц. Согласно открытым данным в 2016 году чистая прибыль компании составила около $500 тыс. при выручке $19,4 млн. Компания остается частной, но на этапе создания Loop в число ее акционеров вошла одна из корпораций-участниц — Procter & Gamble. Стороны не раскрывают всех подробностей сделки, известно лишь, что гиганту достались 2% компании, а TerraCycle получила $25 млн на реализацию проекта.
Как подкупить экологию
Американский онлайн-ретейлер Etsy решил возместить ущерб, наносимый атмосфере за сутки деятельности всех американских интернет-магазинов.
Последний день зимы 2019 года можно считать историческим для американской онлайн-торговли: отрасль впервые, пусть и формально, не причинила вреда окружающей среде. Ущерб, который наносят интернет-магазины в США, составляет ежедневно около 55 тыс. т углекислого газа — это то, что отправляют в атмосферу грузовики и самолеты с товарами. Нейтрализовать этот вред удалось усилиями крупнейшей в США витрины независимых интернет-магазинов Etsy. Ретейлер взял на себя обязательство приобрести так называемые квоты на выброс в атмосферу CO2, равный объему, образовавшемуся в результате всех интернет-перевозок в этот день.
Такие квоты — «зеленая» санкция для бизнеса за загрязнение окружающей среды. В обмен на свои инвестиции компания получает гарантию того, что на ее деньги будут профинансированы проекты, нейтрализующие или ликвидирующие объем углекислого газа, наносящий удар окружающей среде. Для Etsy эту проблему взялась решить влиятельная в этой сфере компания 3Degrees. Деньги пошли на поддержку расширения площади лесов в Миннесоте, развитие ветряной и солнечной энергетики в Индии и на разработку инновационных энергоэффективных двигателей.
Etsy не раскрывает, во сколько обошлась компании эта акция, однако известно, что в течение года интернет-портал потратит на подобные «зеленые» цели до $1 млн. «Для бизнеса с квартальной выручкой более $200 млн это позволительная роскошь», — считает гендиректор Etsy Джош Сильверман. Он также призвал коллег и конкурентов последовать примеру своей компании.
«Мясо» из принтера
Компания Nova Meat в начале марта представила технологию, позволяющую печатать вегетарианское «мясо» на 3D-принтере. В состав съедобных чернил входят рис, горох и морская капуста.
Благодаря принтеру удалось достичь схожей с настоящим мясом текстуры, на печать уходит всего десять минут. Цена 100 гр пока составляет около $3. Основатель стартапа Джузеппе Скионте ожидает, что после масштабирования производства цена снизится. По его словам, технология по печати мышечной ткани доступна специалистам в сфере биомедицины более десяти лет. Ее используют для создания искусственной сетчатки глаза, кожи и даже ушей. Его инновация — применение технологии на новом рынке. В планах — печать стейков из филе тунца и курицы.
Самые «зеленые» креветки
В ресторанах Западного побережья США в продаже появились «креветки», приготовленные из так называемых съедобных водорослей. Таким образом стартап New Wave Foods пробует решить проблему негативного влияния коммерческой добычи морепродуктов и разнообразить меню вегетарианцев.
По данным Американского института рыболовства, в 2017 году каждый американец съел не менее 7 кг морепродуктов. Креветки — в лидерах с показателем 2 кг на душу населения. Однако добыча этих морепродуктов наносит существенный вред окружающей среде. Основатели New Wave Foods инженер-биохимик Мишель Вульф и океанолог Доминика Барнс взялись решить эту проблему. Кроме того, они уверены, что в отрасли часто используют детский и рабский труд. В 2015 году они с помощью акселератора Indie Bio получили $250 тыс. на реализацию своего проекта. И за три года успели разработать не только продукт, но и меню. Сегодня попробовать «зеленые» креветки — в панировке или сыром виде — могут посетители нескольких ресторанов в Нью-Йорке, НьюДжерси, Коннектикуте, Филадельфии и на Лонг-Айленде. Также блюда с «зелеными» морепродуктами доступны в университетских столовых и закусочных. Самый именитый клиент стартапа — Google.
На «креветках» в компании не планируют останавливаться: уже сейчас в разработке растительная замена крабу, лососевым, лобстеру и тунцу. Сырье для новых продуктов доставляется из Нидерландов.
Рок без пластика
Фестиваль в Гластонбери, одно из самых значительных музыкальных мероприятий в мире, отказывается от использования одноразовых пластиковых бутылок.
Ежегодный рок-форум «Гластонбери» проводится летом в Великобритании, его посещают до 200 тыс. меломанов со всего мира. Фестиваль длится неделю, и за это время на месте проведения площадью 400 га скапливаются тонны отходов. Мусорная статистика прошлого мероприятия — 500 тыс. мешков отходов. Волонтеры отсортировали в них 57 т мусора, пригодного для повторного использования (одежду и электронику), и 1000 т других отходов, пригодных для переработки, в том числе 1,3 млн пластиковых бутылок из-под питьевой воды. В этом году организаторы решили не продавать воду в такой упаковке и продемонстрировать своим гостям, что в реальной жизни можно существенно уменьшить использование пластика. В качестве альтернативы они предлагают захватить с собой или купить на месте многоразовые емкости для воды.
Это не первый шаг: в 2017 году на фестивале отказались от пластиковых браслетов для посетителей (они были заменены тканевыми) и от пластиковых контейнеров для еды.