«Финансовая устойчивость позволяет нам поддерживать экспорт»
О ситуации с финансированием в сфере несырьевого неэнергетического экспорта рассказала руководитель Росэксимбанка Татьяна Сахарова.
Как вы можете охарактеризовать уровень активности российских экспортеров на сегодняшний день?
С позиции банка, основная задача которого — поддержка несырьевого неэнергетического экспорта, мы видим, что бизнес в этой сфере очень активен, есть большой запрос на кредитные ресурсы. За прошедшие месяцы этого года наш портфель вырос на 45% к прошлому году, прошлогоднее падение мы полностью отыграли. Экспортеры нуждаются в финансах, в том числе на реализацию своих обновленных стратегий внешнеэкономической деятельности, выстраивание новых товарно-логистических цепочек, маркетинг. Новые связи — это всегда и повышенные затраты, и повышенные риски.
Конечно, столь быстрый рост нашего портфеля в этом году в значительной степени обусловлен тем, что в прошлом году экспортеры на некоторое время, скажем так, вставали на паузу. Бизнесу нужно было адаптироваться, найти новые рынки сбыта, наладить альтернативные схемы проведения финансовых операций с зарубежными контрагентами.
На этом фоне отмечалось и снижение спроса на финансирование экспорта. Под конец прошлого года у нас сократился кредитный портфель — но это был осознанный процесс, поскольку мы стремились к погашению активов, находящихся за рубежом. Замечу, что до весны прошлого года кредитование иностранных покупателей российских товаровбыло одним из наиболее популярных продуктов Росэксимбанка.
Если структура спроса изменилась, то за счет чего удалось заполнить новые ниши?
Мы перестроили свою линейку, адаптировали ее под текущие реалии, при этом ни один выпавший продукт не остался без замены.
Что кардинально поменялось? Почти все наши продукты предоставляются в рублях. Валютные активы у нас уходят из портфеля.
Также мы начали оказывать поддержку критически важному импорту. Напомню, что в марте прошлого года государство наделило Российский экспортный центр (РЭЦ), в группу которого входит Росэксимбанк, а также страховое агентство ЭКСАР соответствующими полномочиями — ввиду того что импортеры необходимых для российской экономики товаров, комплектующих, оборудования столкнулись с новыми политическими рисками, отказами поставок, сложностями в логистике, задержкой грузов в портах, сложностями в международных расчетах. Все это снижало эффективность импортных операций, в связи с чем со стороны государства импортерам тоже стала оказываться поддержка.
Какие продукты в новых условиях пользуются наибольшей популярностью у бизнеса? В первую очередь отмечу экспортный факторинг. Мы предоставляем экспортерам финансирование под те сделки, где у них предусмотрена отсрочка платежа со стороны иностранного покупателя: как краткосрочная — до года, так и более длительная. При этом в коллаборации с ЭКСАР мы принимаем на себя риски экспортера, связанные с возможностью неплатежа со стороны покупателя, — это так называемый факторинг без регресса. И в дальнейшем уже сами разбираемся с этим покупателем — без участия экспортера. В отличие от кредита такая схема не отягощает баланс компаний-экспортеров, обеспечивает их более устойчивое финансовое состояние.
Мы также создали максимально облегченный новый продукт «Деньги на экспорт» для малых и средних предпринимателей (МСП), для которых получение экспортных кредитов традиционно было связано с определенными сложностями в части подготовки документов и поиска залогов. «Деньги на экспорт» можно получить без залога по льготной ставке с предоставлением сокращенного пакета документов. Основное требование к заемщику — он должен иметь устойчивое финансовое положение и предоставить проект или подписанный экспортный контракт с иностранным покупателем.
То есть на финансовую помощь от Росэксимбанка могут рассчитывать в первую очередь экспортеры, имеющие готовую экспортную сделку?
Это так. Поскольку мы используем под такой кредит государственную субсидию, то у нас есть ряд жестких критериев по обеспечению эффективного и целевого использования соответствующих средств. Все наши кредитные продукты — как для МСП, так и для крупного бизнеса, которые позволяют предприятиям оперативно получить деньги на исполнение обязательств по экспортному контракту, — также рассчитаны на компании, уже имеющие заключенные контракты.
У экспортной деятельности есть свой цикл — от принятия решения о том, что хорошо бы начать торговать с заграницей, до выстраивания устоявшихся отлаженных каналов поставок. И возможность воспользоваться финансовыми услугами Росэксимбанка, в том числе в совокупности со страховыми продуктами ЭКСАР, наступает именно тогда, когда экспортер уже полностью сформировал проект, нашел иностранного контрагента, заключил контракт. Для тех, кто пока только начинает пробовать себя в международной торговле, есть другие — нефинансовые — механизмы поддержки от группы РЭЦ, есть «Школа экспорта», где научат создавать экспортные проекты, под которые потом можно будет привлекать финансирование.
А если деньги нужны для реализации каких-то стартовых решений?
Стартапам во все времена нелегко найти финансирование, но если бизнес уже функционирует и предприятие решило начать экспортную деятельность, то оно всегда может воспользоваться программами коммерческих банков, где оно обслуживается, которые предусматривают финансирование на пополнение оборотных средств, в том числе для экспортных целей.
У вас же есть партнерские программы с коммерческими банками?
Да, есть. Но они в конечном счете тоже рассчитаны на состоявшихся экспортеров. У банков-партнеров есть клиенты, которых они хорошо знают, которым в этих банках уже открыты лимиты или по которым банки могут быстро принять решение о кредитовании, готовы дать гарантийное обязательство. Мы, в свою очередь, через этот партнерский продукт делаем меры государственной поддержки экспорта, предусматривающие кредитование по льготной процентной ставке, доступными большему числу экспортеров высокотехнологичной продукции.
То есть они вам предоставляют свою клиентскую базу. А как же конкуренция?
Нужно понимать, что мы не конкурируем с коммерческими банками в классическом понимании. У нас нет борьбы за клиента, мы не требуем перехода к нам на расчетно-кассовое обслуживание, заведения счетов. Перед Росэксимбанком, как перед институтом развития, стоит задача наращивания несырьевого неэнергетического экспорта. Это наша основная миссия — чтобы больше экспортных контрактов заключалось, больше выручки поступало в нашу страну. Конечно, мы так же, как и другие банки, находимся под регулированием ЦБ РФ, у нас есть свои целевые показатели эффективности, прибыли, достаточности капитала. И они у нас, надо сказать, находятся на достойном уровне. Но главное, что финансовая устойчивость позволяет нам увеличивать объемы поддержки несырьевого неэнергетического экспорта и критического импорта, который с прошлого года тоже стал нашей приоритетной задачей.
Фото: Игнат Козлов для РБК