Франчайзи отвечают сиюминутным запросам потребителей
Пандемия стала драйвером роста для отдельных сегментов рынка франчайзинга
Пандемия застала российский рынок в разгар бума предпринимательской активности. В 2019 году, согласно результатам «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM) Высшей школы менеджмента СПбГУ и «Сбера», в России было зарегистрировано рекордное количество людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями. Индекс раннего предпринимательства ТЕА (Total Entrepreneurship Activity Index) в стране достиг 9,3% взрослого трудоспособного населения, общий уровень предпринимательской активности — 14,4%. По сравнению с началом 2000-х годов, когда в создание нового бизнеса был вовлечен лишь каждый двадцатый гражданин страны, сегодня уже каждый десятый может быть отнесен к ранним предпринимателям.
Развитие бизнеса по франчайзингу стало одним из самых распространенных способов открытия бизнеса в последние несколько лет.
Антикризисные франшизы
По словам исполнительного вице-президента Российской ассоциации франчайзинга Юрия Михайличенко, наиболее востребованы сейчас «антикризисные» франшизы: бизнесы, ориентированные на удаленную работу с потребителями (информационные технологии, службы доставки), предприятия, которые смогли оперативно разработать и внедрить востребованные онлайн-продукты (образовательные услуги, детские языковые центры), а также услуги, спрос на которые вырос из-за пандемии, — медицинские лаборатории, аптеки, клининговые компании.
Рынок франчайзинга чутко реагирует на сиюминутный спрос и готов развивать те товары и услуги, которые популярны в данный момент времени, отмечает руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская: «Во время кризиса покупатели сосредоточены на удовлетворении базовых потребностей: продукты, интернет-заказы, здоровье, лекарства. И бизнес спешил эти потребности закрыть».
Впрочем, традиционно активные сегменты франчайзинга, такие как фастфуд, после снятия карантинных ограничений в большинстве городов постепенно восстанавливают долю на рынке. Кроме того, спрос инвесторов сместился в сторону более бюджетных франшиз с инвестициями до 1–1,5 млн руб.
Спрос в сегменте недорогих франшиз стимулируют и региональные программы поддержки бизнеса, которые предлагают льготные кредиты или гранты на открытие своего дела, рассказывает Анна Рождественская.
Пункты выдачи заказов
Самоизоляция увеличила аудиторию российских сервисов онлайн-торговли не менее чем на 10 млн новых пользователей, по данным аналитического агентства Data Insight. Большинство новых покупателей после завершения изоляции продолжат совершать покупки через интернет, говорится в исследовании. Этот фактор, а также рост частоты покупок сверх ожидаемого, переход на удаленную работу на постоянной основе 5–7 млн россиян, рост онлайн-продаж FMCG (товаров повседневного спроса) увеличит совокупный объем онлайн-продаж в 2020– 2024 годах до 23,4 трлн руб., а доля e-commerce в 2024 году достигнет 19% всей розницы.
Развитие географии интернет-торговли и прогнозируемый в ближайшие четыре-пять лет рост e-commerce вызвал интерес франчайзи к пунктам выдачи заказов (ПВЗ) в партнерстве с крупными маркетплейсами. В августе запросы на франшизы ПВЗ, по данным Franshiza.ru, выросли на 35% по сравнению с началом 2020 года. Сегмент впервые вошел в топ-3 самых привлекательных франшиз, став популярнее общественного питания.
Более 45% запросов на такие франшизы, по данным каталога Franshiza.ru, приходит от владельцев пустующих коммерческих помещений. Владельцы магазинов непродовольственного ретейла во время пандемии перепрофилировали их под пункты выдачи, рассказал директор по развитию франчайзинговой сети Ozon в регионах Алексей Лоборев. Больше половины из порядка 4 тыс. пунктов выдачи Ozon по всей стране — партнерские. Инвестиции в открытие ПВЗ в городе-миллионнике в среднем составляют примерно 150 тыс. руб.
Рядом с домом
По данным Минпромторга, в России дефицит торговых площадей: на тысячу человек приходится 750 кв. м. Это почти в два раза меньше, чем в странах Европы, Азии и США. Для решения проблемы в ведомстве в 2015 году утвердили обновленную стратегию развития торговли, которая предполагает создание приоритетных условий работы для малых торговых форматов.
Период самоизоляции показал, что проблема по-прежнему актуальна: далеко не во всех населенных пунктах и районах провинциальных городов был удовлетворен спрос потребителей на магазины в формате «у дома». Это направление будет развиваться, полагает Анна Рождественская: «Потребителю проще и безопаснее сходить в магазин рядом с местом проживания, чем идти в места массового скопления народа».
До сих пор сегмент продуктовых магазинов небольшого формата, чаще всего размещавшихся на первых этажах жилых домов, работал в основном в несетевом формате. Однако весной этого года каталог Franshiza.ru зафиксировал увеличение спроса на франшизы «магазинов у дома» на 27%. Metro Cash & Carry с 2012 года развивает формат «Фасоль», «Дикси» в прошлом году запустил отдельный формат «Первым делом». Кроме того, большинство крупных производителей мясной, молочной продукции развивают форматы небольшой фирменной розницы, напоминает Анна Рождественская.
Сдать тест и лечиться
На франшизы аптек количество заявок в апреле 2020 года выросло в три раза по сравнению с этим же периодом прошлого года, по данным Franshiza.ru. О том, что аптеки, медицинские центры и лаборатории входят в топ-3 самых привлекательных франшиз с точки зрения франчайзи, говорят и в Российской ассоциации франчайзинга.
Хотя и временное — лишь до 31 декабря 2020 года — послабление на онлайн-торговлю рецептурными препаратами сделало этот рынок еще более привлекательным. Продавать любые лекарства онлайн, согласно действующему законодательству, могут только аптечные организации, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение от федерального органа исполнительной власти.
Учитывая специфику бизнеса, открытие аптеки по франшизе облегчает задачу для предпринимателя, говорит Анна Рождественская: «Франчайзер помогает партнеру собрать все необходимые документы правильно и осуществить эту процедуру максимально быстро». По данным каталога франшиз, пик интереса к франшизам аптек пришелся на апрель 2020 года, одномоментный рост составил 90%, но уже в июне вернулся к своим стандартным докризисным показателям. В августе произошел второй серьезный подъем интереса к сегменту, но уже только на 40%. «Это весьма уверенный рост по сравнению с интересом инвесторов к другим сегментам франчайзинга», — считает Анна Рождественская.
Еще один растущий сегмент — рынок лабораторной диагностики. По данным BusinesStat, в 2020 году его динамика составит 2,6% относительно прошлого года. По мере стабилизации ситуации в следующем году эксперты ожидают рост на 1,4–1,9% ежегодно. Стимулировать спрос на услуги лабораторий будет потребность в проведении лабораторных исследований для правильной постановки диагноза. Да и рынок лабораторной диагностики все еще далек от насыщения и в перспективе будет расти как количественно, так и качественно, отмечают в компании «Инвитро». Интерес к франшизе этой компании, в частности, в январе— августе 2020 года вырос в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В целом количество предприятий, работающих по франшизе, продолжит расти даже в сложной экономической ситуации, прогнозируют в Российской ассоциации франчайзинга: в 2021 году рост рынка составит 20–25%, а в ближайшие десять лет можно ожидать утроения сегмента до 200 тыс. объектов и 4 млн занятых.
В России только 1,5% всех МСП работают по франшизе. На развитом рынке США каждый восьмой бизнес (12,5%) работает по франшизе, это более 900 тыс. предприятий и 18 млн занятых. «Перспективы роста франчайзинга в нашей стране очень большие», — говорит Юрий Михайличенко.
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ