ГК «Аскона»
Группа компаний «Аскона» (входит в Askona Life Group) — известный производитель товаров для здорового сна и участник рейтинга РБК 500 — запустил подписку на матрасы собственного производства
Askona Life Group — многопрофильный холдинг со штаб-квартирой в Доброграде Владимирской области. В его состав входят группа компаний «Аскона» (мебель и товары для сна), Первый клинический медицинский центр и целый город Доброград, строящийся на частные инвестиции. Группа компаний «Аскона» — крупнейший производитель и ретейлер товаров для здорового сна в РФ и Восточной Европе. По итогам 2020 года выручка группы превысила 30 млрд руб.
Задачи
- Создать принципиально новый для рынка продукт;
- сделать товары для сна доступнее;
- помочь потребителям поддерживать гигиену и качество спального места;
- сохранить конкурентоспособность компании.
Предпосылки и мотивация
По оценке экспертов «Асконы», россияне меняют матрасы в среднем раз в 17 лет, подушки — раз в три года. Ситуация постепенно улучшается: в начале 2000-х матрасы шли под замену раз в 35 лет. Это говорит о росте уровня осознанного потребления и понимании важности здорового сна, считают в компании.
Здесь также обращают внимание на результаты исследований Федерального научного центра гигиены имени Эрисмана. Они свидетельствуют, что домашняя пыль является средой обитания для бактерий, грибов и актиномицетов, из-за которых может начаться аллергия. А долгая эксплуатация матрасов и подушек даже при должном уходе ведет к появлению микроорганизмов.
По словам президента Askona Life Group Романа Ершова, разрабатывая новый продукт с учетом этих факторов, компания исходила из нескольких соображений.
Продукцию нужно было сделать доступной как можно большему числу потребителей. «Если говорить о действительно технологичных товарах для сна, их стоимость достаточно высокая», — отмечает Роман Ершов.
На потребительском рынке виден тренд на продажу товаров по подписке, с каждым годом спрос на такую модель потребления увеличивается. Игроки в других индустриях становятся сильнее, предоставляя клиентам подписочные сервисы. «Это наш способ противостоять появлению игроков, которые предложат те же продукты, что и у нас, но по подписке», — признается Ершов.
Решение
Запустить программу подписки на спальное место Askona Upgrade.
Реализация
Разработкой подписки на спальное место занялась Венчурная студия, сформированная в компании в конце 2020 года для создания прорывных продуктов и сервисов.
Раньше отдел R&D находился внутри бизнеса Askona Life Group. Но из-за этого возникал конфликт: на чем сфокусироваться — долгосрочных или краткосрочных целях? В итоге R&D-подразделение выделили в самостоятельное юридическое лицо, и студия сосредоточилась на инновационных продуктах. Весь процесс разработки и запуска сервиса Askona Upgrade занял около шести месяцев. Продукт вывели на рынок в октябре 2021 года. Оператором программы выступила компания Forward Leasing.
Подписка оформляется на веб-странице сервиса Askona Upgrade. Пользователю нужно дождаться одобрения заявки и подписать договор, который
затем оформляется автоматически. Комплект доставляют в течение 72 часов с момента создания заказа либо в дату и время, удобные клиенту.
На данный момент в сервисе Askona Upgrade доступно шесть комплектов. В четыре из них входят матрас, анатомические подушки и защитный чехол. Еще два оснащены дополнительным трансформируемым основанием — кроватями, которые могут менять угол наклона изголовья и изножья.
Стоимость товара по подписке составляет от 941 до 4337 руб. в месяц, а срок рассчитан на четыре года и 48 платежей. В этот период проводятся бесплатная замена и ремонт комплектов.
Если клиент решит сохранить товар и не продлевать подписку, он вносит остаточный платеж — 20% от первоначальной стоимости комплекта. Если же он остается в сервисе и заказывает новый матрас, то освобождается от платежа.
Старые матрасы компания может забрать на переработку. Из них производят сырье и технологические компоненты. Но использовать их для нового спального места невозможно по соображениям гигиены.
По словам Ершова, модель полностью оправдывает себя с экономической точки зрения. В дальнейшем Askona хочет построить специальный завод, который будет оказывать услуги по переработке сторонним организациям.
Результаты
Сейчас сервис запущен в формате MVP и доступен жителям Москвы и Московской области. За первые две недели с момента запуска сервисом подписки воспользовались несколько десятков клиентов. «Мы прошли все внутренние тесты. Сейчас отслеживаем, как работают все бизнес-процессы уже с реальными клиентами. Мы замеряем NPS (Net Promoter Score — индекс лояльности клиентов. — РБК), но пока выборка очень маленькая, в связи с чем выводы делать рано. Однако у первых нескольких десятков покупателей, которые воспользовались услугой, NPS очень высокий», — говорит Ершов.
Планы и перспективы
Askona планирует расширить действие подписки на все товары, которые продаются через сайт или в офлайн-магазинах. Возможность приобретать продукцию обычным способом или в кредит останется.
В компании прогнозируют, что подписочная модель потребления будет набирать популярность. По мнению Романа Ершова, в обозримом будущем около 80% товаров для сна, включая мебель, могут оформляться по подписке.
Параметры программы Askona Upgrade
- Срок 4
- Количество платежей 48
- Ежемесячная плата от 941 до 4337 руб стоимости комплекта не выплачивается в случае продления подписки 20%
Как часто россияне меняют комплекты для сна
- Замена матрасов 1 раз в 17 лет
- Замена подушек 1 раз в 3 года