«Готовы к работе в любых условиях»
Чего ждут от конца 2020 года участники рейтинга РБК 500
Руководители компаний, вошедших в очередной рейтинг РБК 500, рассказали о своих ожиданиях от последнего квартала 2020 года. Пока одни отрасли продолжают расти даже на фоне коронакризиса, другим остается только уповать на господдержку.
Сергей Студенников, основатель сети «Красное & Белое» (входит в «ДКБР Мега Ритейл Групп»; 17-е место)
Четвертый квартал текущего года не будет принципиально отличаться от 2019-го. Надежда, как всегда, на декабрь — это высокий сезон продаж, который обычно дает рост 35%. Но в ситуации общей угрозы заболевания потребители нашего сегмента (продажа алкоголя. — РБК) стали делать более здоровый выбор — с марта (в разрезе оборота одного магазина) продажи вина выросли в 1,5 раза, виски — на 40%, а в категориях водки и коньяка, напротив, снизились. Такое резкое переключение обеспечили закрытые во время режима самоизоляции бары и рестораны — их потребители пришли в розницу. Но большой вклад в изменение покупательских вкусов вносят также и производители, которые предоставляют продавцам более качественное предложение. Я наблюдаю, что даже среди моих знакомых люди безвозвратно переключаются с крепкого алкоголя на вино, и эта тенденция в целом сохранится и в будущем.
Владимир Воронин, президент ГК «ФСК» (130-е место)
Рынок недвижимости уже восстановился после падения спроса, которое было связано с пандемией. Ключевую роль в этом сыграла господдержка. Рекордно низкие ипотечные ставки хорошо выровняли спрос и позволили многим компаниям не уйти в минус. По моим прогнозам, четвертый квартал 2020 года по активности не будет уступать аналогичному периоду 2019-го.
Если говорить только о ФСК, то четвертый квартал и год в целом мы планируем закрыть с теми показателями, которые были в планах до пандемии. До конца года выведем на рынок ряд новых проектов, в том числе в Москве и Московской области, причем столичные проекты будем реализовывать в высоком ценовом сегменте.
Тарас Демура, генеральный директор TUI Travel Russia (451-е место)
Сейчас в туристической отрасли оживление. С июля поэтапно снимали ограничения на путешествия по России. С августа начали открывать границы: возобновилось чартерное авиасообщение с Турцией, что стало хорошей поддержкой для туркомпаний. В сентябре открылись ОАЭ и Мальдивы. Зима будет непростой. Мы ожидаем, что туристические компании — те, у кого исчерпан запас прочности, — продолжат уходить с рынка. В то же время те, кто останется на плаву, получат шанс увеличить долю и укрепить свои позиции. Туристическую отрасль здорово бы сейчас поддержало возобновление чартерных программ на популярных зимних направлениях — Таиланд, Куба, Доминиканская Республика, Египет и т.д. Море, солнце, свежие фрукты способствуют укреплению иммунитета — надеемся, власти, принимая решение о восстановлении сообщения, учтут и этот аспект.
Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group (6-е место)
Мы рассчитываем и очень надеемся, что к концу года в ретейле укрепятся уже наметившиеся позитивные тренды. В частности, мы видим рост спроса относительно прошлого года и ожидаем, что он продолжится. На этом фоне мы намерены поддерживать высокие темпы роста выручки и сопоставимых продаж, сокращая вместе с тем потери и оптимизируя инвестиции в цены. Кроме этого, позитивный эффект операционного рычага поможет нам обеспечить высокий уровень маржи. Пандемия, конечно, подтолкнула тренды, связанные с ростом цифровых сервисов в торговле, и мы ожидаем, что покупатели сохранят и закрепят до конца года привычки пользования этими сервисами.
Александр Шевелев, генеральный директор компании «Северсталь» (28-е место)
Российская металлургическая отрасль продемонстрировала большую устойчивость по сравнению с зарубежными производителями. Например, несмотря на резкое падение глобальных цен в апреле—мае, средневзвешенные цены «Северстали» снизились всего на 4% благодаря высокой доле «премиальных» продуктов, гибким решениям в структуре продаж, грамотной экспортной политике, а также трансформационным инициативам, в особенности — фокусу на клиента и его потребностям. Нам удалось сохранить практически полную загрузку мощностей.
В целом мы верим, что текущий кризис — это скорее внешняя история, а не внутренний структурный кризис металлургической отрасли. И ожидаем, что выход из него будет относительно быстрым, конечно, при условии, что не будет существенного роста числа заболевших коронавирусной инфекцией и новых локдаунов, очень болезненных для любого бизнеса.
Татьяна Филева, первый заместитель генерального директора по производству S7 Group, председатель совета директоров S7 Airlines (70-е место)
За первое полугодие 2020 года авиакомпании накопили большие убытки, а летом не удалось заработать из-за закрытых границ и высокой конкуренции на внутреннем рынке. Низкий осенне-зимний сезон станет серьезным вызовом для рынка. Сейчас важно с осторожностью относиться к существующим механизмам регулирования отрасли, чтобы не навредить авиакомпаниям. Например, сегодня ставка НДС на внутренние рейсы в обход Москвы составляет 0%, через Москву — 10%. Разница в ставках полезна для развития регионального авиасообщения, но с января 2021 года ставка НДС на внутренние рейсы через Москву вырастет в два раза — до 20%. В обычное время авиакомпании справились бы с дополнительной налоговой нагрузкой и отвлечением средств из оборота, но не сейчас. Верным решением было бы не ухудшать условия деятельности авиакомпаний и продлить действующую ставку на два-три года.
Юрий Ильин, вице-президент ГК «ПИК» (53-е место)
Перевод бизнес-процессов на рынке недвижимости в онлайн продолжит набирать обороты, поэтому очень важно сохранить возможность дистанционного заключения ипотечных сделок. Среди факторов, которые окажут влияние на рынок, будет и сам уровень ипотечных ставок. Мы ожидаем, что фундаментальный спрос на жилье останется высоким в связи с сокращением числа качественных проектов на рынке и снижением предложения. Дополнительное преимущество получат те компании, которые помимо качественного продукта смогут предложить самые выгодные на рынке условия для покупки жилья, используют в своей деятельности инновационные технологии, в том числе искусственный интеллект и нейронный сети.
Екатерина Соколова, финансовый директор Группы «М.Видео-Эльдорадо» (38-е место)
Мы видим несколько очевидных трендов, которые активно проявлялись в первой половине 2020 года и концу года станут нормой, — дистанционные форматы работы, онлайнпокупки, новые формы коллабораций и совместных проектов в ретейле. Оперативная трансформация Группы «М.Видео-Эльдорадо» в онлайн-бизнес стала возможна благодаря стратегическим проектам, которые мы запускали на протяжении последних лет, — от совершенствования процессов самовывоза в магазинах и мобильной платформы для продавцов до развития систем финансовой аналитики и планирования. Доля онлайн-продаж в нашей выручке превысила 50% и остается на постоянно высоком уровне и в третьем-четвертом квартале. Мы рассчитываем, что продолжится дальнейшая цифровизация всех процессов в рознице, будет расти роль мобильных приложений и смартфона как инструмента покупок.
Сергей Скуратов, генеральный директор АК «Уральские авиалинии» (160-е место)
Мы прошли нижнюю точку кризиса в апреле—мае, когда обслуживали по 41 тыс. пассажиров в месяц, — 4% от объемов прошлого года. В августе мы перевезли уже 930 тыс. пассажиров, или 85% от прошлогоднего показателя. В сентябре надеемся снова выйти на этот же уровень, а летом 2021 года — достичь антикризисного уровня. Но ряд проблем остается: растет курс доллара, от которого зависят наши лизинговые платежи, в то время как мы получаем доходы в рублях. Стали расти цены на авиакеросин. К тому же из-за падения доходов населения мы были вынуждены снизить тарифы по каждому направлению на 2,5 тыс. руб. В целом «Уральские авиалинии» плавно выходят из кризиса и готовы к работе в любых условиях.
Опрос провели: Елизавета Анохина, Елена Антонова, Анна Вальцева, Маргарита Кудрявцева, Анна Левинская, Мария Шелестун
Фото: Юрий Чичков для РБК; Wikipedia, TUI Россия; Владислав Шатило / РБК, Александр Шевелев / Ведомости / ТАСС; Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС, из личного архива; Группа «М.Видео-Эльдорадо», АК «Уральские авиалинии»