Игроки рынка красоты разрушают гендерные стереотипы

РБКBiznes

Хай-тек и природа в одном флаконе

Игроки рынка красоты разрушают гендерные стереотипы и соревнуются в технологической гонке.

Текст Ирина Лаврова

Россиянам уход за собой позволяет «ощущать контроль в том числе над своими страхами», объясняют в исследовании рынка аналитики GfK Consumer Life.

Например, рынок салонов красоты и парикмахерских услуг в России рос даже в кризис на 10–15% в год в деньгах, свидетельствуют данные российской маркетинговой компании NeoAnalytics. Сокращение наблюдалось лишь в 2016-м, когда объем рынка в материальном выражении просел сразу на 7,6%, до 94,1 млрд руб. Однако количество салонов продолжало расти на 3,4% и достигло 88,1 тыс., отмечают в NeoAnalytics. Ротация на рынке довольно динамичная: ежегодно прекращает работу 20–25% салонов и примерно столько же открывается.

Люди экономят сначала на турпоездках, потом на еде в ресторанах и только потом — на своей красоте, отмечает создатель онлайн-выставки Cosmo-Expo.ru и руководитель консалтингового объединения «Фабрика бизнеса» Александр Ходаков.

Главные потребители услуг салонов красоты и эстетической медицины по-прежнему женщины, однако регулярный уход за своей внешностью становится привычным и для мужчин. По оценкам GfK, доля мужской аудитории салонов красоты достигает примерно 30%.

Мужское поведение

Один из трендов последних лет — барбершопы. Парикмахерские залы для мужчин активно возрождаются в формате мужских клубов со специфическим набором услуг. По данным «РБК Исследования рынков», в 2017 году этот сегмент вырос на 48%. Количество барбершопов за последние пять лет увеличилось почти в 40 раз и в 2017 году превысило тысячу. 60% приходится на 16 крупнейших сетей. Аналитики «РБК Исследования рынков» прогнозируют, что и в этом году темпы роста составят более 39%.

«Барбершопы уже не ограничиваются созданием эксклюзивных интерьеров с бильярдом или Playstation, а ориентируются на производство парфюмерно-косметических линеек под маркой своего бренда», — отмечает генеральный директор ООО «Парфюмерный дом моды» Ирина Ваганова. Так, по ее словам, барбершопы реанимировали фасовку одеколонов во флаконы с «грушей» и делают мужскую косметику и парфюмерию индивидуальной, под заказ.

В ряде западных стран барберинг и брутальность уже уступают место длинным волосам и естественной мужественности, но у нас мода еще продержится не менее двух-трех лет, уверена маркетолог академии «Май» (учебный центр готовит парикмахеров, визажистов и косметологов) Софья Быстрова.

Мужчины больше не будут прежними, говорится в отчете американской CB Insights «13 Trends Shaping the Face of Beauty in 2018». Социальные медиа, в том числе Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и YouTube, позволяют брендам развивать привычку мужчин ухаживать за собой. Компании Asos, Calvin Klein, Yves Saint Laurent, Clinique и другие предлагают специальный мужской макияж, а стартапы, такие как Context, и ряд действующих брендов, включая MAC, Tom Ford и Marc Jacobs, начали создавать гендерно нейтральные линии декоративной косметики.

Ориентация на мужскую аудиторию — один из основных трендов этого года, указывает в своем отчете CB Insights: «Бренды не просто включают мужчин в свою аудиторию, они делают мужчин основным целевым рынком». По прогнозам американских аналитиков, именно на мужской аудитории сосредоточатся бренды d2c (direct to consumer).

Гендер не помеха

Гендерные границы и вовсе отступят под натиском индивидуализации производств, отмечают в базирующейся в Лондоне Mintel. Продвинутым потребителям нужны beauty-продукты, отвечающие их конкретным потребностям. Это заставляет бренды вводить адресность и инклюзивность, что в дальнейшем приведет к персонализации косметических продуктов, говорится в аналитическом отчете компании Beauty & Personal Care «Global trands 2018»: «Производители перестанут делать средства, ориентируясь на возраст, пол и конституцию потребителей». L'Oréal's Founders Factory, например, в 2017 году инвестировала в индивидуальный натуральный бренд InsitU по уходу за кожей.

Диджитализация — еще один глобальный тренд, который позволяет производителям расширять аудиторию и фактически добиваться эффекта тет-а-тет в коммуникациях с потребителем. «Умные» гаджеты, как, например, зеркало HiMirror, и приложения типа Neutrogena Skin360 и SkinScanner, анализирующие состояние кожи и определяющие программы ухода или макияжа, — способ для брендов приблизиться к покупателям, войти в их дома, отмечают в CB Insights. Устройства замыкают потребителя на косметических продуктах родительского бренда и могут в дальнейшем регулировать их потребление.

Уход за собой превращается в увлекательную игру для всей семьи. Например, на выставке Consumer Electronics Show (CES) в США была представлена детская зубная щетка (разработка Colgate и группы Baracoda) с дополненной реальностью и 15 различными играми в арсенале.

Продолжает расти спрос на органику. Рынок органической и натуральной косметики, по прогнозам международной Transparency Market Reserch, в этом году достигнет $13,2 млрд. По мнению аналитиков, возрастающий спрос объясняется главным образом ростом осведомленности потребителей о побочных эффектах синтетических продуктов личной гигиены. Информация в Сети распространяется мгновенно. Блогеры — основные трендсеттеры и авторитеты. 51% самых популярных роликов на YouTube — видеоуроки макияжа, в России 40% — видеоблоги (сочетаются элементы всех форматов — видеоуроки, покупки, комментарии и каталоги). За последние годы темп роста популярности видеороликов о красоте и косметике на российском YouTube составил 50% в год, а в количественном измерении — более 45 млрд просмотров в год, по данным американской Pixability.

В России, как и на Западе, тренд на естественность и натуральность, на продукты, которые позволяют человеку оставаться таким, каким его задумала природа, прослеживается и в косметических средствах, и в питании, говорит Софья Быстрова. Международная консалтинговая компания Kline & Co прогнозирует, что в ближайшие два года сектор синтетической косметики снизится, а естественный сегмент ухода будет расти.

Развитие агро- и биотехнологий укрепит позиции органических косметических брендов, считают в CB Insights. По данным исследовательской компании, и изначально специализирующиеся на производстве продуктов из натуральных компонентов бренды, и традиционный бизнес инвестируют в развитие фермерских хозяйств, агронауку и производство популярных натуральных ингредиентов, в том числе масла жожоба, масла шиповника и др. Например, американские марки органической косметики Juice Beauty, Tata Harper, Beekman 1802 и другие арендуют или покупают фермы, чтобы контролировать производство сырья. А основанный в Новой Зеландии бренд Te Mana Skincare сотрудничал с AgResearch (крупнейший исследовательский институт Новой Зеландии) для разработки органических ингредиентов.

Российские производители тоже делают ставку на натуральность: «Биобьюти» продает сухую косметику новосибирской научно-производственной лаборатории «ЛН-Косметика», «Клеона» позиционирует «растительную космецевтику», на полезности природных ингредиентов строит маркетинг семейная мыловарня «Краснополянская косметика». Компания Natura Siberica выращивает редкие сибирские растения на экофермах в Хакасии, на Сахалине и Камчатке. Ее продукты имеют международные сертификаты (ECOCERT, ICEA, Soil Association, COSMOS-Standard AISBL) и поставляются на зарубежные рынки.

Фото: Getty Images Russia

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000» «Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000»

Как мировая наука и бизнес борются со старением

РБК
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз

Сравнительная анатомия – старая наука, интеллектуальный опыт которой очень богат

Знание – сила
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
Зажигаем звезды Зажигаем звезды

Подборка историй о людях, которые двигают прогресс небывалым

ТехИнсайдер
Сошедший с орбиты Сошедший с орбиты

Как австралийцы изобрели «орбитальный» двигатель внутреннего сгорания

Наука и жизнь
Сарацинка, воительница, христианка Сарацинка, воительница, христианка

В эпоху джахилийи у разных племен бедуинов положение женщин различалось

Знание – сила
Система Юпитера: Ганимед и Каллисто Система Юпитера: Ганимед и Каллисто

Что делает Ганимед и Каллисто очень интересными космическими телами?

Наука и техника
Индейка на взлете Индейка на взлете

Российское производство мяса индейки выросло почти на 4%

Агроинвестор
Апрель: «нашествие» хохлаток Апрель: «нашествие» хохлаток

Хохлатки-эфемероиды — радостный вскрик пробуждающейся природы

Наука и жизнь
Новый поход ветеранов Троянской войны Новый поход ветеранов Троянской войны

Филистимляне и троянцы против египетских фараонов

Знание – сила
Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня? Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня?

Зачем каждому гражданину нужно выработать у себя привычку делать сбережения?

Наука и техника
Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса

Почему существует Вселенная? Почему существует мир, почему в нем есть мы?

Знание – сила
Техпарад Техпарад

Выстрел «Авророй», космос на 3D-принтере и тактильные виртуальные переживания

ТехИнсайдер
Монеты в восточной пыли Монеты в восточной пыли

Важным источником наших знаний об античной истории являются монеты

Знание – сила
Ушедшее в народ Ушедшее в народ

Как сон мастера картонажа прославил духов Мексики?

Вокруг света
Кочевая кузница Кочевая кузница

Путешествие в край шаманов за секретами якутских мастеров

Вокруг света
Бурялом Бурялом

Перед ним появилась огромная голова зверя с вытянутой мордой и острыми ушами...

Наука и жизнь
Созданы в России Созданы в России

Доля семян российской селекции в посевах приблизилась к 68%

Агроинвестор
Авианосцы ВМС Индии XXI века Авианосцы ВМС Индии XXI века

История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техника
Беззубый театр. Беседа на спорные темы Беззубый театр. Беседа на спорные темы

Продолжение статьи худрука Марка Розовского о современном театре

Знание – сила
Если на месте не сидится Если на месте не сидится

Все существа, начиная с самых первых, неустанно пытались обрести движение

Наука и жизнь
Водяные козлы – аристократы саванн Водяные козлы – аристократы саванн

«Водяных козлов я часто встречал в восточноафриканской саванне»

Знание – сила
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
Революция со счастливым концом Революция со счастливым концом

Рубеж XIX и XX веков отмечен бурными событиями в целом ряде наук

Знание – сила
Время спать Время спать

Хотите впасть в спячку до весны? Теоретически для этого нет никаких препятствий

ТехИнсайдер
Когда медицинские практики прошлого у нас в крови… Когда медицинские практики прошлого у нас в крови…

На протяжении почти 2000 лет для лечения болезней использовалось кровопускание

Знание – сила
Непростая материя Непростая материя

Секреты, которые скрывают узоры ивановских тканей

Вокруг света
Открыть в приложении