Хай-тек и природа в одном флаконе
Игроки рынка красоты разрушают гендерные стереотипы и соревнуются в технологической гонке.
Россиянам уход за собой позволяет «ощущать контроль в том числе над своими страхами», объясняют в исследовании рынка аналитики GfK Consumer Life.
Например, рынок салонов красоты и парикмахерских услуг в России рос даже в кризис на 10–15% в год в деньгах, свидетельствуют данные российской маркетинговой компании NeoAnalytics. Сокращение наблюдалось лишь в 2016-м, когда объем рынка в материальном выражении просел сразу на 7,6%, до 94,1 млрд руб. Однако количество салонов продолжало расти на 3,4% и достигло 88,1 тыс., отмечают в NeoAnalytics. Ротация на рынке довольно динамичная: ежегодно прекращает работу 20–25% салонов и примерно столько же открывается.
Люди экономят сначала на турпоездках, потом на еде в ресторанах и только потом — на своей красоте, отмечает создатель онлайн-выставки Cosmo-Expo.ru и руководитель консалтингового объединения «Фабрика бизнеса» Александр Ходаков.
Главные потребители услуг салонов красоты и эстетической медицины по-прежнему женщины, однако регулярный уход за своей внешностью становится привычным и для мужчин. По оценкам GfK, доля мужской аудитории салонов красоты достигает примерно 30%.
Мужское поведение
Один из трендов последних лет — барбершопы. Парикмахерские залы для мужчин активно возрождаются в формате мужских клубов со специфическим набором услуг. По данным «РБК Исследования рынков», в 2017 году этот сегмент вырос на 48%. Количество барбершопов за последние пять лет увеличилось почти в 40 раз и в 2017 году превысило тысячу. 60% приходится на 16 крупнейших сетей. Аналитики «РБК Исследования рынков» прогнозируют, что и в этом году темпы роста составят более 39%.
«Барбершопы уже не ограничиваются созданием эксклюзивных интерьеров с бильярдом или Playstation, а ориентируются на производство парфюмерно-косметических линеек под маркой своего бренда», — отмечает генеральный директор ООО «Парфюмерный дом моды» Ирина Ваганова. Так, по ее словам, барбершопы реанимировали фасовку одеколонов во флаконы с «грушей» и делают мужскую косметику и парфюмерию индивидуальной, под заказ.
В ряде западных стран барберинг и брутальность уже уступают место длинным волосам и естественной мужественности, но у нас мода еще продержится не менее двух-трех лет, уверена маркетолог академии «Май» (учебный центр готовит парикмахеров, визажистов и косметологов) Софья Быстрова.
Мужчины больше не будут прежними, говорится в отчете американской CB Insights «13 Trends Shaping the Face of Beauty in 2018». Социальные медиа, в том числе Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и YouTube, позволяют брендам развивать привычку мужчин ухаживать за собой. Компании Asos, Calvin Klein, Yves Saint Laurent, Clinique и другие предлагают специальный мужской макияж, а стартапы, такие как Context, и ряд действующих брендов, включая MAC, Tom Ford и Marc Jacobs, начали создавать гендерно нейтральные линии декоративной косметики.
Ориентация на мужскую аудиторию — один из основных трендов этого года, указывает в своем отчете CB Insights: «Бренды не просто включают мужчин в свою аудиторию, они делают мужчин основным целевым рынком». По прогнозам американских аналитиков, именно на мужской аудитории сосредоточатся бренды d2c (direct to consumer).
Гендер не помеха
Гендерные границы и вовсе отступят под натиском индивидуализации производств, отмечают в базирующейся в Лондоне Mintel. Продвинутым потребителям нужны beauty-продукты, отвечающие их конкретным потребностям. Это заставляет бренды вводить адресность и инклюзивность, что в дальнейшем приведет к персонализации косметических продуктов, говорится в аналитическом отчете компании Beauty & Personal Care «Global trands 2018»: «Производители перестанут делать средства, ориентируясь на возраст, пол и конституцию потребителей». L'Oréal's Founders Factory, например, в 2017 году инвестировала в индивидуальный натуральный бренд InsitU по уходу за кожей.
Диджитализация — еще один глобальный тренд, который позволяет производителям расширять аудиторию и фактически добиваться эффекта тет-а-тет в коммуникациях с потребителем. «Умные» гаджеты, как, например, зеркало HiMirror, и приложения типа Neutrogena Skin360 и SkinScanner, анализирующие состояние кожи и определяющие программы ухода или макияжа, — способ для брендов приблизиться к покупателям, войти в их дома, отмечают в CB Insights. Устройства замыкают потребителя на косметических продуктах родительского бренда и могут в дальнейшем регулировать их потребление.
Уход за собой превращается в увлекательную игру для всей семьи. Например, на выставке Consumer Electronics Show (CES) в США была представлена детская зубная щетка (разработка Colgate и группы Baracoda) с дополненной реальностью и 15 различными играми в арсенале.
Продолжает расти спрос на органику. Рынок органической и натуральной косметики, по прогнозам международной Transparency Market Reserch, в этом году достигнет $13,2 млрд. По мнению аналитиков, возрастающий спрос объясняется главным образом ростом осведомленности потребителей о побочных эффектах синтетических продуктов личной гигиены. Информация в Сети распространяется мгновенно. Блогеры — основные трендсеттеры и авторитеты. 51% самых популярных роликов на YouTube — видеоуроки макияжа, в России 40% — видеоблоги (сочетаются элементы всех форматов — видеоуроки, покупки, комментарии и каталоги). За последние годы темп роста популярности видеороликов о красоте и косметике на российском YouTube составил 50% в год, а в количественном измерении — более 45 млрд просмотров в год, по данным американской Pixability.
В России, как и на Западе, тренд на естественность и натуральность, на продукты, которые позволяют человеку оставаться таким, каким его задумала природа, прослеживается и в косметических средствах, и в питании, говорит Софья Быстрова. Международная консалтинговая компания Kline & Co прогнозирует, что в ближайшие два года сектор синтетической косметики снизится, а естественный сегмент ухода будет расти.
Развитие агро- и биотехнологий укрепит позиции органических косметических брендов, считают в CB Insights. По данным исследовательской компании, и изначально специализирующиеся на производстве продуктов из натуральных компонентов бренды, и традиционный бизнес инвестируют в развитие фермерских хозяйств, агронауку и производство популярных натуральных ингредиентов, в том числе масла жожоба, масла шиповника и др. Например, американские марки органической косметики Juice Beauty, Tata Harper, Beekman 1802 и другие арендуют или покупают фермы, чтобы контролировать производство сырья. А основанный в Новой Зеландии бренд Te Mana Skincare сотрудничал с AgResearch (крупнейший исследовательский институт Новой Зеландии) для разработки органических ингредиентов.
Российские производители тоже делают ставку на натуральность: «Биобьюти» продает сухую косметику новосибирской научно-производственной лаборатории «ЛН-Косметика», «Клеона» позиционирует «растительную космецевтику», на полезности природных ингредиентов строит маркетинг семейная мыловарня «Краснополянская косметика». Компания Natura Siberica выращивает редкие сибирские растения на экофермах в Хакасии, на Сахалине и Камчатке. Ее продукты имеют международные сертификаты (ECOCERT, ICEA, Soil Association, COSMOS-Standard AISBL) и поставляются на зарубежные рынки.
Фото: Getty Images Russia