Устойчивые инновации — Тенденции
Инвесторы взяли углеродный след
Отчетность по совокупным выбросам парниковых газов становится универсальным критерием экологичности компаний, влияющим на их инвестиционную привлекательность.
Все больше компаний в мире начинают отчитываться как о прямых выбросах парниковых газов, так и раскрывать данные об углеродном следе своей продукции по всей цепочке поставок — от добычи сырья до утилизации товара в конце его жизненного цикла. Для российских компаний понятие углеродного следа пока относительно новое, однако большинство экспертов полагают, что в ближайшее время углеродная отчетность станет значимой для бизнеса и в нашей стране.
«Угроза глобального потепления, вызванного накоплением в атмосфере парниковых газов антропогенного происхождения, является не только общепризнанным фактом, но и фактором, оказывающим существенное влияние на конъюнктуру рыночных отношений», — говорится в исследовании консалтинговой компании КПМГ, посвященном оценке и заверению углеродного следа продукции. Новым важным стимулом стало принятие в декабре 2015 года Парижского климатического соглашения. На данный момент 158 стран ратифицировали новый глобальный климатический договор, РФ планирует его ратификацию на 2019–2020 годы, как подтвердил в конце августа специальный представитель президента РФ по климату Александр Бедрицкий, выступая на Климатическом форуме городов в Москве.
Несмотря на то что администрация Дональда Трампа заявила о выходе из этого соглашения в начале июня (сама процедура выхода займет не менее четырех лет), говорить о сворачивании американской климатической политики пока рано — целый ряд штатов, городов и компаний заявил о продолжении программ по снижению выбросов парниковых газов (в том числе развитию возобновляемой энергетики). Углеродный след становится значимым фактором не только политики, но и экономики.
Инвестиции и дивестиции
Данные о выбросах компаний становятся все более интересны инвесторам, партнерам и потребителям. Как говорит старший менеджер отдела услуг в области устойчивого развития компании EY Сергей Дайман, инвесторы считают риски изменения климата стратегически важными, а более 60% из них уже учитывают их при принятии решений. «В целом учет нефинансовых аспектов при инвестициях становится мейнстримом, объем инвестиций с их учетом уже превысил четверть от всех активов, находящихся под управлением в мире», — заявил эксперт на Климатическом форуме.
Одновременно с ростом интереса инвесторов к устойчивым и низкоуглеродным инвестициям растут и планы так называемых дивестиций, то есть изъятия вложений прежде всего из секторов традиционного ископаемого топлива, — объем этих средств оценивается примерно в $5 трлн. По данным исследования КПМГ, более чем из 250 крупнейших мировых компаний около 80% регулярно отчитываются о выбросах парниковых газов, более половины берут на себя обязательства по снижению выбросов и регулярно отчитываются о них.
Представители частного сектора соотносят свои цели и заявления с обязательствами стран. По данным Всемирного банка, на середину 2017 года в мире уже работают более 40 национальных и 25 субнациональных (региональных) систем регулирования выбросов парниковых газов (в виде налога или системы квотирования и торговли выбросами). За прошедшие десять лет количество инициатив в области введения «цены на углерод» выросло в два раза. Согласно данным КПМГ, из 250 крупнейших компаний углеродную отчетность публикуют все компании, работающие в области пищевой промышленности и коммунальных услуг, 90% компаний нефтегазового и технологического секторов, 80% компаний, работающих в области химической промышленности, строительного и горнодобывающего секторов. «В соответствии с нашими собственными целям, такими как двойная энергетическая эффективность к 2030 году и сокращение половины удельных выбросов углекислого газа к 2025 году, мы оптимизируем углеродный след в своей деятельности. Эти данные являются общедоступными в наших годовых отчетах, — отмечает Ангелина Прокофьева, менеджер по устойчивому развитию бизнеса компании «Ковестро». — Углеродный след является одним из нескольких параметров оценки жизненного цикла, которые мы применяем для измерения воздействия наших продуктов на окружающую среду. При этом мы всегда рассматриваем жизненный цикл продукта в целом, включая сырье, собственное производство, последующие операции, использование наших продуктов и фазу конца жизни. Еще до публикации официальной информации эти данные рассматриваются независимыми экспертами». Растут и показатели привлечения внешних заверителей (верификаторов) для информации о выбросах парниковых газов — за последние пять-шесть лет число таких компаний в мире удвоилось. На Климатическом форуме городов в конце августа было заявлено, что и «Газпром» первым среди российских компаний нефтегазового сектора проведет стороннюю верификацию своих данных о выбросах парниковых газов.
Общий «зеленый» критерий
В дополнение к отчетности по выбросам парниковых газов и мерах в области их снижения все более популярным становится и отчетность об углеродном следе, то есть количественная оценка совокупных выбросов и поглощений парниковых газов на протяжении всего жизненного цикла производства, транспортировки, потребления и утилизации продукции в пересчете на единицу выпускаемой продукции. «Отчетность об углеродном следе должна включать в себя не только прямые выбросы парниковых газов, возникшие в процессе производства, но и косвенные выбросы, а именно эмиссию парниковых газов, возникшую в процессе производства электроэнергии и тепловой энергии, которая была потреблена компанией», — комментирует член генерального совета «Деловой России» Олег Плужников. При этом зачастую уровень косвенных выбросов оказывается выше прямых. По данным одного из ведущих международных рейтингов добровольной углеродной отчетности Carbon Disclosure Project (CDP), оценка углеродного следа является одним из наиболее быстро развивающихся видов углеродной отчетности. В частности, количество компаний, предоставляющих информацию о выбросах парниковых газов в цепочке поставок продукции, в мире с 2010 года возросло более чем в два раза. Раскрытие углеродной информации способствует повышению инвестиционной привлекательности компаний, открывает дополнительные возможности для тех корпораций, которые контролируют выбросы в цепочке поставок, предлагая своим потребителям продукцию, имеющую минимальный углеродный след, говорится в исследовании КПМГ. Еще один важный фактор — универсальность показателя углеродного следа в качестве инструмента для сравнения действий различных компаний (и их ранжирования). Зачастую разные виды производств довольно непросто сравнить друг с другом по показателям «зелености»: как, например, сопоставить целлюлозно-бумажный комбинат с металлургическим? Климатические усилия компании в этом смысле являются обобщенным показателем для различных секторов экономики. Здесь отражается и сокращение потребления топлива, и использование энергосберегающих технологий, и усилия компаний по снижению отходов.
Как рассказывают в EY, ряд российских компаний уже публикует данные о выбросах парниковых газов в рамках своей нефинансовой отчетности или отчетов об устойчивом развитии. Кроме того, каждый год около 10–15 российских компаний (в их числе «Газпром», Архангельский ЦБК, Красноярская ГРЭС, «Полиметалл», «Евраз») добровольно предоставляют информацию о выбросах в рамках проекта CDP. «Работу в области подсчета данных об углеродном следе уже начали «Норникель»,
«Русал», другие компании — их мотивация обусловлена как общемировыми «углеродными» тенденциями, то есть ростом требований к раскрытию подобных данных со стороны инвесторов и потребителей, так и возможными ограничениями для будущей работы на международных рынках», — считает Олег Плужников.