Как цифровые технологии трансформируют рынок труда
Искусственный интеллект уже помогает бизнесу сохранять производительность и наращивать эффективность. Новые технологии при этом корректируют требования к навыкам и экспертизе сотрудников

Безработица в 2024 году достигла исторического минимума 2,3%, который удерживался и во втором квартале 2025 года, по данным Росстата. На этом фоне более 90% компаний сталкивались с нехваткой сотрудников, отмечают в Институте развития предпринимательства и экономики. Наибольший дефицит кадров фиксируется в сфере IТ, торговле, строительстве, ЖКХ, а также в обрабатывающем производстве.
В этих условиях цифровые инструменты помогают бизнесу компенсировать нехватку специалистов, особенно в операционных и рутинных направлениях, отмечают эксперты.
Наибольший потенциал в решении проблемы дефицита квалифицированных кадров — у человекоцентричных технологий, таких как искусственный интеллект (ИИ), симуляция процессов, дополненная реальность и другие инновационные решения, считает партнер, руководитель группы по трансформации промышленных компаний «ТеДо» Алексей Нестеренко.
Интеллектуальные помощники и чат-боты, например, снижают нагрузку на службы поддержки, а инструменты RPA (robotic process automation) позволяют автоматизировать типовые задачи бэк-офиса — от обработки заявок до ведения документации, говорит HR-бизнес-партнер MD Audit (ГК Softline) Евгения Солонина.
Как работают человекоцентричные технологии
Внедрение человекоцентричных технологий в целом, по данным «ТеДо», приносит эффект в виде роста EBITDA (прибыль компании до вычета процентов, налогов, амортизации и износа) более чем на 5% и повышения производительности не менее чем на 10%.
«Автоматизация логистики помогает нам не увеличивать нагрузку на рынок труда по мере роста инфраструктуры и не испытывать дефицита складских работников: один грузовой подъемник позволяет сократить число сотрудников на два-три человека», — рассказали в пресс-службе Ozon.