О перспективах развития платных дорог в РФ

РБКBiznes

Как платная трасса увеличивает экономический потенциал Самарской области

О перспективах развития платных дорог в РФ и социально-экономическом эффекте от запуска 100-километровой тольяттинской автомагистрали рассказал гендиректор концессионной компании «Обход Тольятти» Алексей Ерыгин

В России насчитывается 3 тыс. км платных дорог. Вице-премьер Марат Хуснуллин в апреле 2024 года анонсировал планы нарастить их протяженность до 10 тыс. км. Какой эффект для развития регионов и в целом экономики страны дает строительство платных трасс?

Дорожная сеть страны работает как кровеносная система организма: чем больше сосудов, тем он лучше снабжается и развивается. Каждая новая дорога позволяет экономить время в пути и быстрее доставлять грузы, а вокруг дороги появляются площадки для развития складских, производственных комплексов, туристические объекты и жилые комплексы. Таким образом, строительство дорог стимулирует развитие не только конкретной территории, но и экономики региона и страны в целом.

У платных дорог здесь особая роль. Они обычно строятся на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), когда часть средств в проект вкладывают инвесторы и банки. Благодаря участию частного капитала при одинаковых затратах со стороны госбюджета удается построить, скажем, не 2 тыс., а 3–4 тыс. км дорог. Получается, что 108 механизм ГЧП дает возможность развивать инфраструктуру ускоренными темпами.

В июле 2024 года был запущен 100-километровый обход Тольятти, а в сентябре трасса стала платной. Сколько машин за это время воспользовались обходом, насколько отличается цена проезда от других платных дорог?

С момента запуска прошло два с половиной месяца, и за это время по магистрали проехали почти 1 млн автомобилей. При этом мы на втором месте среди платных дорог России по дешевизне проезда легковых автомобилей (2,7 руб. за 1 км), а также входим в аналогичный топ-6 для грузовиков.

Тольяттинская трасса стала самым крупным проектом в истории ГЧП в России. Как шло строительство дороги и какой социально-экономический эффект ожидается от проекта?

Во время строительства было много сложностей, связанных с макроэкономической ситуацией: ковид, рост стоимости стройматериалов и процентных ставок в банках, а в последние годы еще и изменение цепочек поставок. Технические и производственные вопросы удалось решить благодаря сильнейшим подрядчикам. Дорогу строил холдинг «Автобан», выступающий акционером трассы, а мостовое сооружение — компания «Дороги и мосты». Финансовые вопросы решали совместно с региональным и федеральным правительствами. Чтобы нивелировать рост процентных ставок, удалось привлечь льготный заем от «Дом.РФ» и сформировать окончательную структуру частного и бюджетного финансирования при стоимости строительства объекта 140 млрд руб.

Социально-экономический эффект от дороги первыми почувствовали, конечно, водители. Например, этим летом ремонтировали плотину на Жигулевской ГЭС, что вызвало транспортный коллапс — в пробках во время ремонтных работ можно было простоять до пяти часов. Нам совместно с правительством Самарской области удалось открыть дорогу раньше срока и, по сути, принять на себя этот трафик, да еще и в бесплатном тестовом режиме, что разгрузило дамбу и снизило количество пробок.

В более глобальном смысле строительство платной трассы приводит к увеличению туристического и инвестиционного потенциала региона — у пользователей появляется возможность с комфортом и безопасно проехать по маршруту, где расположены туристические и логистические объекты.

Как при реализации проекта соблюдаются интересы не только пользователей дороги, но и жителей близлежащих населенных пунктов?

Конечно, строительство любой дороги создает дискомфорт. Перед запуском движения мы создали каналы общения с потенциальными пользователями и местными жителями. 1 сентября 2024 года совместно с правительством Самарской области открыли съезд на небольшую дорогу, сделанный по просьбе местных жителей. Получаем много обращений от граждан и рассматриваем их все, в том числе критику и претензии.

Сейчас мы перешли в режим эксплуатации трассы на срок до 2039 года. Сегодня на содержании дороги в компании «Автобан-Эксплуатация» уже работают 70 сотрудников, к зиме их штат увеличат, все это будут местные жители. Так что речь идет еще и о создании новых рабочих мест в регионе.

Какие технические решения были применены при строительстве дороги?

Особенность проекта — строительство внеклассного моста через Волгу. Погодные условия во время стройки на реке были изменчивы. Чтобы обеспечить непрерывность строительства, использовались особые технологии. Так, для сооружения опор готовились опускные ящики (полые кубы весом 1700 т каждый). Основы ящиков собирали на берегу, потом доставляли баржами к местам обустройства опор, опускали на 12-метровую глубину, откачивали из ящиков воду и уже внутри них сооружали железобетонные опоры — практически так же, как на суше. Возведение опор с помощью опускных ящиков не зависит от погоды на реке, где могут бушевать шторма, сильные ветры или начаться ледоход. Использование такой технологии позволило непрерывно работать и запустить по мосту движение через 3,5 года с момента начала строительства.

Строительство обхода Тольятти идет в рамках возведения транспортного коридора «Европа — Западный Китай». А в «Автодоре» сообщили о включении трассы в Юго-Западную хорду. Каково значение этих транспортных коридоров, что даст компании вхождение в эти проекты?

Протяженность Юго-Западной хорды составляет более 2 тыс. км, этот маршрут свяжет Тюмень с Краснодарским краем. Транспортные коридоры пройдут через десятки субъектов Федерации, в которых проживает более 50 млн человек — треть населения страны. Конечно же, в связи с этим мы ждем роста интенсивности движения и сокращения сроков окупаемости объекта. Сейчас этот срок указан — до 2039 года.

Как трасса будет развиваться? Откроются ли новые съезды с шоссе, будут ли совершенствоваться сервисные функции?

Конфигурация обхода Тольятти будет определяться собственником — Самарской областью. Что касается придорожной инфраструктуры, то спрос на нее явно будет увеличиваться с ростом интенсивности движения. Вместе с местными властями мы прорабатываем организацию многофункциональных зон с магазинами, пунктами общепита и АЗС.

В 2025 году планируется строительство первых таких зон. Создание подобной сервисной инфраструктуры увеличит комфорт поездок, с ее появлением трасса будет привлекать еще больше пользователей. А у водителей появится дополнительный стимул выбрать именно маршрут в обход Тольятти.

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

50 самых быстрорастущих компаний России 50 самых быстрорастущих компаний России

11-й рейтинг лидеров роста российского бизнеса

РБК
Срединный путь Срединный путь

Бюджетный кроссовер DFSK 500 пока на уровне топ-версий

Автопилот
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Российские дороги повернули на Восток Российские дороги повернули на Восток

Как будет развиваться транспортная инфраструктура страны

РБК
Кострома: Личный опыт Кострома: Личный опыт

Впечатления автотуристов из Москвы, которые приехали в Кострому на уик-энд

КАНТРИ Русская азбука
Ярославль: А что вокруг? Ярославль: А что вокруг?

Интересные городки-спутники Ярославля

КАНТРИ Русская азбука
Ростов Великий: Личный опыт Ростов Великий: Личный опыт

Еще один взгляд на Ростов: сквозь автомобильное окно

КАНТРИ Русская азбука
Все краски бизнеса Все краски бизнеса

В чем отставание от времени красных организаций и каковы перспективы бирюзовых

РБК
Азбучные неистины Азбучные неистины

Перечислим несколько «азбучных истин» из учебников, опровергнутых временем

Вокруг света
Ешь, молись, люби Ешь, молись, люби

«Лапти» из картофеля по рецепту одной семьи из Иваново

КАНТРИ Русская азбука
«…яже прозвася грамота Словеньская» «…яже прозвася грамота Словеньская»

Судьба одной из древнейших славянских азбук — глаголицы

Знание – сила
Кострома Кострома

Кострома — квинтэссенция русской жизни

КАНТРИ Русская азбука
Иваново Иваново

Иваново — город «с тысячью лиц», который вас удивит

КАНТРИ Русская азбука
Переславль-Залесский: Личный опыт Переславль-Залесский: Личный опыт

Отправляясь в Переславль-Залесский, закиньте в авто доску для серфинга!

КАНТРИ Русская азбука
Там, где раки зимуют Там, где раки зимуют

Какие научные исследования ведутся в подмосковном заповедном озере Глубокое

Наука и жизнь
Буржуйка в изразцах Буржуйка в изразцах

Изразцы Ярославля как источник вдохновения для строительства печки на своей даче

КАНТРИ Русская азбука
Фирма веники вяжет Фирма веники вяжет

Вяжем веники в Суздале — центре притяжения адептов русской бани

КАНТРИ Русская азбука
Агродроны облетают российские поля Агродроны облетают российские поля

Как БПЛА помогают сельхозпредприятиям экономить

Агроинвестор
«Глупые катастрофы, умные катастрофы» «Глупые катастрофы, умные катастрофы»

Фрагмент из книги «Мертвый лев. Посмертная биография Дарвина и его идей»

Знание – сила
Малая авиация без мифов и предрассудков Малая авиация без мифов и предрассудков

Что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России?

РБК
Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным» Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»

Как меняются отношения между РФ и КНР, что нужно для выхода на китайский рынок

РБК
Ихтиологическая филателия Ихтиологическая филателия

Завораживающая коллекция рыб на почтовых марках

Наука и жизнь
Станция «Кузнечное» Станция «Кузнечное»

Кузнечное дело во Владимире с инструкцией по выковке гвоздя

КАНТРИ Русская азбука
Вирусы: из врагов в союзники Вирусы: из врагов в союзники

Новые методы борьбы с онкологическими заболеваниями

Наука и техника
Конго тьмы Конго тьмы

Король Бельгии Леопольд II и кровавая история Конго

Знание – сила
Новая физика рождается под землёй Новая физика рождается под землёй

Приключение за неуловимой нейтрино в недра Баксанской нейтринной обсерватории

Наука и жизнь
Из истории британской  Московской  компании Из истории британской  Московской  компании

В середине XVI века Ричард Ченслор открыл новый торговый путь

Наука и техника
На водах На водах

Хроника путешествия к минеральному источнику на новом H9

Автопилот
Эта контрастная планета Эта контрастная планета

«Аэлита» Якова Протазанова — первый большой фильм о космическом полете

Наука
Энергия для жизни Энергия для жизни

Комфортное, уютное и стильное пространство, способствующее релаксации

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении