О перспективах развития платных дорог в РФ

РБКBiznes

Как платная трасса увеличивает экономический потенциал Самарской области

О перспективах развития платных дорог в РФ и социально-экономическом эффекте от запуска 100-километровой тольяттинской автомагистрали рассказал гендиректор концессионной компании «Обход Тольятти» Алексей Ерыгин

В России насчитывается 3 тыс. км платных дорог. Вице-премьер Марат Хуснуллин в апреле 2024 года анонсировал планы нарастить их протяженность до 10 тыс. км. Какой эффект для развития регионов и в целом экономики страны дает строительство платных трасс?

Дорожная сеть страны работает как кровеносная система организма: чем больше сосудов, тем он лучше снабжается и развивается. Каждая новая дорога позволяет экономить время в пути и быстрее доставлять грузы, а вокруг дороги появляются площадки для развития складских, производственных комплексов, туристические объекты и жилые комплексы. Таким образом, строительство дорог стимулирует развитие не только конкретной территории, но и экономики региона и страны в целом.

У платных дорог здесь особая роль. Они обычно строятся на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), когда часть средств в проект вкладывают инвесторы и банки. Благодаря участию частного капитала при одинаковых затратах со стороны госбюджета удается построить, скажем, не 2 тыс., а 3–4 тыс. км дорог. Получается, что 108 механизм ГЧП дает возможность развивать инфраструктуру ускоренными темпами.

В июле 2024 года был запущен 100-километровый обход Тольятти, а в сентябре трасса стала платной. Сколько машин за это время воспользовались обходом, насколько отличается цена проезда от других платных дорог?

С момента запуска прошло два с половиной месяца, и за это время по магистрали проехали почти 1 млн автомобилей. При этом мы на втором месте среди платных дорог России по дешевизне проезда легковых автомобилей (2,7 руб. за 1 км), а также входим в аналогичный топ-6 для грузовиков.

Тольяттинская трасса стала самым крупным проектом в истории ГЧП в России. Как шло строительство дороги и какой социально-экономический эффект ожидается от проекта?

Во время строительства было много сложностей, связанных с макроэкономической ситуацией: ковид, рост стоимости стройматериалов и процентных ставок в банках, а в последние годы еще и изменение цепочек поставок. Технические и производственные вопросы удалось решить благодаря сильнейшим подрядчикам. Дорогу строил холдинг «Автобан», выступающий акционером трассы, а мостовое сооружение — компания «Дороги и мосты». Финансовые вопросы решали совместно с региональным и федеральным правительствами. Чтобы нивелировать рост процентных ставок, удалось привлечь льготный заем от «Дом.РФ» и сформировать окончательную структуру частного и бюджетного финансирования при стоимости строительства объекта 140 млрд руб.

Социально-экономический эффект от дороги первыми почувствовали, конечно, водители. Например, этим летом ремонтировали плотину на Жигулевской ГЭС, что вызвало транспортный коллапс — в пробках во время ремонтных работ можно было простоять до пяти часов. Нам совместно с правительством Самарской области удалось открыть дорогу раньше срока и, по сути, принять на себя этот трафик, да еще и в бесплатном тестовом режиме, что разгрузило дамбу и снизило количество пробок.

В более глобальном смысле строительство платной трассы приводит к увеличению туристического и инвестиционного потенциала региона — у пользователей появляется возможность с комфортом и безопасно проехать по маршруту, где расположены туристические и логистические объекты.

Как при реализации проекта соблюдаются интересы не только пользователей дороги, но и жителей близлежащих населенных пунктов?

Конечно, строительство любой дороги создает дискомфорт. Перед запуском движения мы создали каналы общения с потенциальными пользователями и местными жителями. 1 сентября 2024 года совместно с правительством Самарской области открыли съезд на небольшую дорогу, сделанный по просьбе местных жителей. Получаем много обращений от граждан и рассматриваем их все, в том числе критику и претензии.

Сейчас мы перешли в режим эксплуатации трассы на срок до 2039 года. Сегодня на содержании дороги в компании «Автобан-Эксплуатация» уже работают 70 сотрудников, к зиме их штат увеличат, все это будут местные жители. Так что речь идет еще и о создании новых рабочих мест в регионе.

Какие технические решения были применены при строительстве дороги?

Особенность проекта — строительство внеклассного моста через Волгу. Погодные условия во время стройки на реке были изменчивы. Чтобы обеспечить непрерывность строительства, использовались особые технологии. Так, для сооружения опор готовились опускные ящики (полые кубы весом 1700 т каждый). Основы ящиков собирали на берегу, потом доставляли баржами к местам обустройства опор, опускали на 12-метровую глубину, откачивали из ящиков воду и уже внутри них сооружали железобетонные опоры — практически так же, как на суше. Возведение опор с помощью опускных ящиков не зависит от погоды на реке, где могут бушевать шторма, сильные ветры или начаться ледоход. Использование такой технологии позволило непрерывно работать и запустить по мосту движение через 3,5 года с момента начала строительства.

Строительство обхода Тольятти идет в рамках возведения транспортного коридора «Европа — Западный Китай». А в «Автодоре» сообщили о включении трассы в Юго-Западную хорду. Каково значение этих транспортных коридоров, что даст компании вхождение в эти проекты?

Протяженность Юго-Западной хорды составляет более 2 тыс. км, этот маршрут свяжет Тюмень с Краснодарским краем. Транспортные коридоры пройдут через десятки субъектов Федерации, в которых проживает более 50 млн человек — треть населения страны. Конечно же, в связи с этим мы ждем роста интенсивности движения и сокращения сроков окупаемости объекта. Сейчас этот срок указан — до 2039 года.

Как трасса будет развиваться? Откроются ли новые съезды с шоссе, будут ли совершенствоваться сервисные функции?

Конфигурация обхода Тольятти будет определяться собственником — Самарской областью. Что касается придорожной инфраструктуры, то спрос на нее явно будет увеличиваться с ростом интенсивности движения. Вместе с местными властями мы прорабатываем организацию многофункциональных зон с магазинами, пунктами общепита и АЗС.

В 2025 году планируется строительство первых таких зон. Создание подобной сервисной инфраструктуры увеличит комфорт поездок, с ее появлением трасса будет привлекать еще больше пользователей. А у водителей появится дополнительный стимул выбрать именно маршрут в обход Тольятти.

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

С огоньком: что стимулирует рынок внутреннего туризма С огоньком: что стимулирует рынок внутреннего туризма

Поездки на уик-энд, отдых на природе и фестивали — рецепт успешного турсезона

РБК
Вечная мания завоеваний Вечная мания завоеваний

Александр Великий: «разорванный» портрет героя

Знание – сила
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Как сумчатые подделали хищников Как сумчатые подделали хищников

В Южном полушарии у саблезубых кошек были крайне экзотические аналоги

Наука и техника
Фирма веники вяжет Фирма веники вяжет

Вяжем веники в Суздале — центре притяжения адептов русской бани

КАНТРИ Русская азбука
Кто в океане правит бал Кто в океане правит бал

На земле всё начинается с растений, а как обстоят дела в морях и океанах?

Наука и жизнь
Кофейно-чайная зависимость страны Кофейно-чайная зависимость страны

Есть ли возможность увеличить долю сырья на рынке горячих напитков России

Агроинвестор
Вирусы: из врагов в союзники Вирусы: из врагов в союзники

Новые методы борьбы с онкологическими заболеваниями

Наука и техника
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Увидеть новый Ford и умереть? Ну, почти умереть – на обратном пути, от усталости

Автопилот
Кто изобрел науку Кто изобрел науку

Разбираемся в почти детективной истории зарождения науки

Вокруг света
Андрей Пискунов: «Караван ESG, несмотря ни на что, идет вперед» Андрей Пискунов: «Караван ESG, несмотря ни на что, идет вперед»

Как IT-компании учатся быть устойчивыми и почему финансовый сектор не «зеленеет»

РБК
Ильич раздора Ильич раздора

Фреска Риверы, которая должна была воспевать бурный научно-технический прогресс

Вокруг света
Северный путь Северный путь

Какое кино снимается в Якутии, Бурятии и Тыве

Знание – сила
Восток заходит с Запада Восток заходит с Запада

Geely, но только Belgee

Автопилот
Город Геркулеса Город Геркулеса

Геркуланум уничтожило – и сохранило для нас – то же извержение Везувия

Вокруг света
Сергиев Посад Сергиев Посад

Сергиев Посад и его доминанта — Свято-Троицкая Сергиева лавра

КАНТРИ Русская азбука
Все краски бизнеса Все краски бизнеса

В чем отставание от времени красных организаций и каковы перспективы бирюзовых

РБК
Станция «Кузнечное» Станция «Кузнечное»

Кузнечное дело во Владимире с инструкцией по выковке гвоздя

КАНТРИ Русская азбука
Ихтиологическая филателия Ихтиологическая филателия

Завораживающая коллекция рыб на почтовых марках

Наука и жизнь
Тока этого мало Тока этого мало

Электроэволюция в одной отдельно взятой стране

Автопилот
Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане

Количество бороздящих морские просторы судов растет год от года

Наука и техника
Коллекция осень-зима Коллекция осень-зима

Урок пейзажной фотосъемки — чтобы подойти к путешествиям во всеоружии

КАНТРИ Русская азбука
Переславль-Залесский Переславль-Залесский

Славный городок, уютно расположившийся на берегу Плещеева озера

КАНТРИ Русская азбука
Академики на букву К Академики на букву К

Почему многих советских научных героев миновала премия Нобеля?

Знание – сила
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять? Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять?

Все чаще рекламные ролики банков кредитным картам. Для чего же банки это делают?

Наука и техника
«Дорожная карта будущего» «Дорожная карта будущего»

Как страны будут разрабатывать устойчивое авиационное топливо

РБК
История развития морских беспилотников. Часть 3 История развития морских беспилотников. Часть 3

О создании подводного беспилотника Судного дня и о других морских беспилотниках

Наука и техника
Бедный Павел Бедный Павел

О драматической судьбе Павла Первого и о его отношениях с матерью

Знание – сила
Инновации в закрытом контуре Инновации в закрытом контуре

Что дают бизнесу частные сети связи PrLTE

РБК
Открыть в приложении