Как предприниматель с Гавайев подсадил Кремниевую долину на сырую воду
Кремниевая долина не первый год увлекается экзотическими методами продления жизни и улучшения состояния здоровья. На смену «медикаментозному» биохакингу и переливанию крови молодых доноров пришло новое поветрие — употребление сырой воды из водоемов без дополнительной обработки. Журнал РБК поговорил с одним из видных деятелей зарождающейся индустрии, основателем компании Live Water Макхунде Сингх, урожденным Кристофером Санборном.
Его стартап попал в прицел технологической прессы в сентябре 2017-го, когда предприниматель Дуг Эванс, создатель обанкротившегося производителя соковыжималок Juicero, выступил в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) с манифестом о преимуществах сырой воды над водопроводной и объявил, что все восемь дней фестиваля Burning Man будет пить исключительно продукцию Live Water. Для этого он предусмотрительно запасся почти 200 л жидкости.
Уроженец Гавайев Сингх на тот момент продавал воду уже три года. Но The New York Times обратила на предпринимателя внимание только после поста Эванса. В интервью газете Макхунде заявил, что водопроводная вода «мертва, поскольку в ней нет необходимых человеку бактерий». Более того, в воду из-под крана добавляют фтор и противозачаточные таблетки: чтобы «промывать американцам мозги и контролировать рождаемость», вещал основатель Live Water.
За своей продукцией он ездит на пикапе с прицепом и набирает воду в 20-литровые бутыли, «безвредные для окружающей среды» и пригодные для многократного использования. Эстетически упаковка Live Water действительно выглядит впечатляюще, так что часто становится «героем» Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, где работает сеть доставки.
Забор воды для продажи Сингх проводит в источниках Опал Спрингс, штат Орегон. Представитель местного департамента здоровья Джонатан Моди заявлял Men’s Health, что вода в источниках отвечает стандартам качества и пригодна для питья. Впрочем, никакого лицензирования Live Water власти штата не проводили, подчеркнул он. После этих комментариев на сайте компании появилось предупреждение: жители города Мадрас в Орегоне бесплатно пьют ту же воду, что продает Сингх, на протяжении более чем полувека.
Минимальная стоимость заказа в Live Water — $64. За эту сумму можно получить 38 л воды в четырех бутылках. 5% процентов от каждого заказа Сингх направляет в фонд Spring Foundation, якобы объединяющий энтузиастов употребления сырой воды. Предприниматель объясняет высокую стоимость продукции необходимостью использования специального оборудования для сохранения «живых» свойств воды. Финансовых показателей компании он не раскрывает. Live Water позиционирует себя как не просто очередного поставщика воды, а пропагандиста особого образа жизни: помимо питья сырой воды, в него входят вегетарианство, йога и «познание себя».
Диетологи, опрошенные СМИ, дружно предупреждают: регулярное употребление нефильтрованной воды ведет к проблемам со здоровьем — например к диарее. Но поклонников Live Water это не пугает, отзывы на сайте компании сплошь положительные. Обратная ситуация — на странице компании в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Один из пользователей признался, что сразу после употребления воды «почувствовал тепло сначала в животе, а потом и по всему телу». Позитив смазали следующие два дня, которые он провел «преимущественно в туалете».
Live Water яркий, но не единственный пример стартапа по «переупаковке» общественного восприятия воды. Например, аризонская Zero Mass Water монтирует в домах системы по забору воды «из атмосферы» для употребления: стартап привлек уже $24 млн инвестиций. А компания актрисы Гвинет Пелтроу Goop продает воду с минералами, прикрепленными ко дну бутылки, — в эту идею инвесторы вложили более $80 млн.
Фото: из личного архива Макхунде Сингха