iFixit. Мануал на любой случай: от починки ноутбука до замены лампочки

РБКBiznes

Как с помощью мануалов помогать людям, воевать с корпорациями и менять законы

Текст Павел Карасев

Мы боремся с энтропией, уверен Кайл Уинс, один из основателей компании iFixit и портала с тем же названием, на котором можно отыскать руководство, мануал на любой случай: от починки ноутбука до замены лампочки. В прошлом году компания Уинса и его партнера Люка Соулса заработала $20 млн, собрала аудиторию 100 млн человек и продолжала оказывать большое влияние на индустрию электроники.

Туалетное сиденье и ядерные боеголовки

В 2003-м у Кайла сломался ноутбук — популярный среди студентов iBook G3 от Apple, из-за дизайна получивший прозвище «туалетное сиденье». Кайл тогда учился в Политехническом университете штата Калифорнии и делил комнату в общежитии как раз с Люком Соулсом. Починить ноутбук друзья решили самостоятельно, тем более что у Кайла был опыт ремонта электроники, но столкнулись с проблемой: ни в интернете, ни в продаже они не нашли ни одного руководства инструкции или чертежа не только iBook G3, но и любой другой продукции Apple. «Мы перерыли весь интернет, библиотеки и онлайн-аукционы — ничего нигде не было», — вспоминает Кайл.

Оказалось, есть простое объяснение: производители скрупулезно следят, чтобы внутренняя документация не попала в открытый доступ. Речь идет не только о подробных чертежах устройств, но и о диагностическом софте: все это попадает под действие американского закона об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA, Digital Millennium Copyright Act). В США ремонт электроники или автомобилей — огромные рынки, на которых производители зарабатывают существенную часть выручки. Например, только американский рынок ремонта мобильных телефонов и смартфонов специалисты из IBIS World в 2017 году оценили в $4 млрд, и он стабильно растет — примерно на 5% в год. Ситуация разозлила Кайла: «Я купил устройство, а теперь, чтобы его починить, мне нужно еще раз заплатить производителю».

Интерес к технике появился у Уинса в детстве: вместе с братом он постоянно ковырялся в старых радиоприемниках и бытовых устройствах, которые их дед покупал в комиссионном магазине. В прощальном эссе, которое в 2013-м опубликовал The Atlantic, Кайл вспоминает, как дед рассказывал ему про второй закон термодинамики и отправил в колледж с набором инструментов и паяльником. Кроме того, начать «ремонтный» проект Кайла сподвигло путешествие в Москву, Минск и Киев, в которое он отправился после университета.

«Я искал нечто, чего не хватало в потребительской культуре Штатов», — говорит он. Приехав в бывший СССР, он заметил две вещи: «много талантливых инженеров» и «культуру пользования и хранения». Его также поразило качество многих вещей, произведенных в Союзе: они были сделаны так, словно должны выдерживать прямое попадание ядерной боеголовки, говорит Кайл. Удивило и желание потребителей пользоваться товаром «вечно», постоянно его чиня и модернизируя: «Я понял, что именно этого и не хватает в США».

Отмычки и отвертки

Первое название компании — PowerBook Fixit — партнеры позже поменяли на iFixit из-за опасений иска со стороны Apple за использование торговой марки PowerBook. Изначально они планировали зарабатывать на платном доступе к собственноручно написанным инструкциям, но быстро поняли, что за такую информацию почти никто не готов платить. Переосмыслив стратегию, Кайл и Люк решили сделать упор на продаже запчастей и комплектующих. «Мы подумали: если предлагаешь потребителю инструкцию, у него возникает вопрос: где взять запчасти? — объяснял в интервью американскому Inc. Кайл. — Но, продав ему запчасти, мы не решим проблему — все еще нужны подходящие инструменты».

Первый офис — комната в общежитии — был завален деталями, которые партнеры покупали в магазинах электроники и заказывали в других странах. Закупали и инструменты: отвертки, шила, гаечные ключи и прочие приспособления для ремонта стали основой бизнеса. Дополнительных средств не привлекали, компания до сих пор существует на собственные средства и не планирует искать инвесторов. Первая прибыль появилась уже через два месяца работы, с тех самых пор iFixit остается прибыльной компанией, уверяют основатели. Сейчас у iFixit два офиса — в Калифорнии и Германии, они же служат складами.

Сначала сотрудниками новой компании были только Кайл и Люк, но вскоре они наняли помощников. Один из них однажды забыл ключ от офиса, не растерялся и взломал замок: это впечатлило предпринимателей, и в компании приняли за правило обучать всех сотрудников полезному навыку. Некоторое время они даже продавали наборы для взлома замков, но из-за юридических сложностей их пришлось убрать из ассортимента. Каждому новому сотруднику компания выделяет $400 на покупку велосипеда, а во время собеседования соискатели проходят тест по грамматике английского. «Если вы считаете, что апостроф — это один из последователей Иисуса, то вам не место в нашей компании», — объяснял Кайл в 2012 году в заметке для Harvard Business Review. Он уверен, что неграмотная коммуникация может существенно снизить эффективность работы, а сотрудник, который не следит за грамматикой, не придает значения мелким ошибкам и работает спустя рукава. Исключение Кайл готов сделать для тех, кто еще осваивает язык или испытывает сложности из-за расстройств вроде дислексии.

Сейчас iFixit — это еще и «глобальный интернет-мануал», медиаплатформа, на которой сообщество пользователей делится опытом и создает руководства по ремонту, кажется, всего на свете. Сообщество сформировалось почти сразу, прежде всего из-за особенностей контента и открытости платформы для пользовательского редактирования, рассказывает Кайл. Пользователи платформы являются авторами большей части из 35 тыс. мануалов в библиотеке платформы.

В свою очередь, команда iFixit занимается самыми новыми устройствам: например, в ноябре 2017-го они первыми разобрали iPhone X, а в 2018-м проделали то же самое с флагманским устройством Samsung. Гонка с разборкой устройств началась после знакомства с японским техноблогером, известным под ником Kodawarisan, объясняет Кайл: в качестве хобби он собирал и публиковал в своем блоге фотографии разобранных устройств Apple. «Сегодня мы дружим и стали частью этого неформального соревнования», — рассказывает Кайл. По его словам, самым сложным для разборки устройством оказался ноутбук Surface от Microsoft. На основе своих мануалов в компании создают рейтинги «ремонтопригодности» — они дают примерное представление о потенциальной стоимости ремонта устройства. На эти рейтинги ориентируются большинство профильных и мейнстримовых СМИ, которые освещают выход нового гаджета.

iFixit начался в комнате общежития: будущие основатели хотели починить

Гаджеты для разборки компания покупает на собственные средства — сложные отношения с некоторыми производителями далеко не всегда позволяют делать спонсорские проекты. Главная задача — получить устройство раньше остальных, объясняет Кайл. Если не успели купить в магазине, приходится покупать у тех, кто успел, иногда переплачивая. Менее крупные производители электроники сами предоставляют свои устройства для разборки.

Инженеры компаний-производителей потом часто выкладывают фотографии разобранных устройств и отдельных деталей в своих блогах. «Как правило, они не могут сделать это из-за соглашений о неразглашении, но после того, как мы разобрали устройство и подробно описали весь процесс, их ничего не останавливает, они могут похвастаться перед коллегами результатами своей работы», — смеется Кайл.

Сайт iFixit работает на платформе Dozuki собственной разработки. Для внешних клиентов доступ к ней открыли в 2011 году, сегодня среди них Coca Cola, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и производитель компьютерных комплектующих Crucial. По сути, платформа предлагает клиентам те же возможности, которые используют в iFixit, — организацию и управление контентом на специально созданном для этого сайте или на сайте клиента. Но главным источником дохода компании является продажа брендированных наборов инструментов, на втором месте — продажа запчастей. Сам сайт практически не приносит прибыли, и на нем даже нет рекламы. В 2017 году число зарегистрированных пользователей сообщества достигло 100 млн человек: они пишут мануалы, помогают переводом на языки, отличные от английского, и делятся опытом на форуме. Около 500 тыс. из 100 млн — русскоязычные, говорит Кайл, и iFixit надеется увеличить их количество.

Занимаясь коммерческой деятельностью, iFixit также активно работает в сфере политики. Свою миссию компания формулирует просто — обеспечить правом самостоятельного ремонта каждого американца. В 2016 году, поставив целью реформировать закон DMCA, несколько ремонтных объединений слились в Ассоциацию ремонта (The Repair Association).

Культовым набором инструментов от iFixit пользуются почти все техноблогеры

Право на ремонт

Ассоциация хочет распространить на все США практику, принятую в штате Массачусетс, где производители обязаны продавать запчасти и давать доступ к руководствам по ремонту реализуемых товаров конечным пользователям. В совет директоров The Repair Association входит Кайл Уинс, который активно продвигает интересы пользователей и своей компании, которая считается неформальным флагманом всего движения.

Ассоциация работает еще и как лоббист, хотя ее исполнительный директор Гэй Гордон-Берн от такого определения деятельности организации открещивается. The Repair Association отстаивает интересы небольших ремонтных компаний, в штате которых обычно числятся не более пяти сотрудников и которые страдают от недостатка информации и необходимых запчастей. А главное — права заниматься ремонтом гаджетов, тракторов, автомобилей и прочих сложных технических устройств.

Споры об этом во многих штатах нередко заканчиваются судом. К примеру, в 2006 году в интервью британскому изданию The Register основатель форума Something Awful Ричард Кьянка рассказывал, что Apple пыталась его засудить за публикацию ссылки на чертежи MacBook Pro. Ссылку опубликовал один из пользователей, но дело в том, что по закону США эта информация является интеллектуальной собственностью компании и публикация без ее ведома ведет к нарушению авторских прав. «Я сразу сказал Apple отвалить, мы ничего не нарушили. Видимо, их юристы не понимают, как работает интернет», — рассказывал Ричард. Подобные казусы случались у других производителей, а однажды злополучная ссылка оказалась и на официальном форуме Apple. Судиться сами с собой в компании не стали.

За последние несколько лет отношение технологических гигантов к ремонту своих девайсов изменилось, они стали чаще делиться информацией, рассказывает Кайл. В этом он видит в том числе и заслугу своей компании, считая, что благодаря их борьбе в Apple изменили мнение об интеллектуальной собственности. Он признает, что миссию iFixit можно назвать политической, но отрицает наличие у себя амбиций в этой сфере. Тем временем все больше американских штатов принимают или обсуждают закон о «праве на ремонт». Сейчас их всего восемь, но Кайл надеется, что со временем все американские потребители США смогут полностью распоряжаться купленными устройствами.

100 млн пользователей — аудитория сайта в 2017 году

Источник: Данные компании
Фото: Getty Images; DR

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Лучшее решение — блокировка сайтов с незарегистрированными БАДами» «Лучшее решение — блокировка сайтов с незарегистрированными БАДами»

Хакан Эртюрк о трендах и регулировании российского рынка БАДов

РБК
Родительский дом Родительский дом

Хозяйка этого дома на Французской Ривьере хорошо его знает

AD
Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения» Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения»

Что позволит сделать системы труб для подачи газа более удобными в использовании

Наука и Техника
Переехали! Переехали!

Как российские специалисты работают в NASA

РБК
Стальное упорство Стальное упорство

Владимир Лисин упрямо и решительно берется за любое дело

Forbes
Рояль в кустах Рояль в кустах

Трехкомнатная квартира площадью 48 м²

AD
Франсис Ольдер и макаронная фабрика Франсис Ольдер и макаронная фабрика

Как булочник из французского Лилля завоевал мировой рынок пирожных «макарон»

Forbes
Казанский Илон Маск Казанский Илон Маск

Надир Багавеев переехал в США, чтобы заработать миллионы и покорить звезды

РБК
Тайные комнаты Тайные комнаты

Шато во Франции, отреставрированное без финального плана интерьера

AD
Дезире Дезире

Зайти к Дезире Стендеруп нам посоветовала керамист Ана

Seasons of life
Джульетта и Ромео Джульетта и Ромео

Анна Дэвис и Даниэль Руэда — архитекторы, романтики и звезды Instagram

Seasons of life
Viva, Valencia! Viva, Valencia!

Всю Валенсию можно обойти пешком за пару часов

Seasons of life
Прототипы Прототипы

«Умная» камера от московского стартапа учит трюкам сноубордистов из США

РБК
Конфетно-букетный Конфетно-букетный

Нью-йоркский пентхаус актрисы Бетт Мидлер

AD
Чисто сработал Чисто сработал

Интерьер квартиры в Нью-Йорке в стиле современной классики

AD
Римский профиль Римский профиль

Выразительность архитектуры состоит из множества слагаемых

Seasons of life
Ласточка с весною Ласточка с весною

Дом Lalique в этом году отмечает 130-летний юбилей

AD
Салат “Весенний” Салат “Весенний”

Бельгийский замок в ярких весенних оттенках от дизайнера Жеральда Ватле

AD
Картина весны Картина весны

В его блюдах честность и глубина Nordic Cuisine и узнаваемые русские архетипы

Seasons of life
Собрать совком Собрать совком

Сергей и Дмитрий Хотимские создали четвертый по размеру активов частный банк

Forbes
Американская мечта Американская мечта

Жилая резиденция в Москве — воплощенная мечта любителей американского стиля

AD
Городские легенды Городские легенды

Нью-йоркская квартира певца и композитора Джона Ледженда

AD
Книга перемен Книга перемен

Нью-йоркская квартира актрисы Джулианн Мур

AD
Сумеречная зона Сумеречная зона

Как устроен рынок коммерческой слежки и торговли пользовательскими данными

РБК
Темная сторона Темная сторона

55‑метровая московская квартира, которая принадлежала антикварам

AD
Правильный сплав Правильный сплав

Евгений Петров начинал с торговли импортными сейфами

Forbes
Одежный партнер Одежный партнер

Торговля готовым платьем изменила не только облик, но и экономику России

Forbes
Local Local

Квартира Константино Хуртадо наxодится рядом с Mercado Central

Seasons of life
Гостиная Гостиная

Наше досье — о том, как сделать гостиную универсальной

AD
Тайнопись Тайнопись

Александр Александрович Андроханов о технологии русской мозаики по малахиту

Seasons of life
Открыть в приложении