iFixit. Мануал на любой случай: от починки ноутбука до замены лампочки

РБКBiznes

Как с помощью мануалов помогать людям, воевать с корпорациями и менять законы

Текст Павел Карасев

Мы боремся с энтропией, уверен Кайл Уинс, один из основателей компании iFixit и портала с тем же названием, на котором можно отыскать руководство, мануал на любой случай: от починки ноутбука до замены лампочки. В прошлом году компания Уинса и его партнера Люка Соулса заработала $20 млн, собрала аудиторию 100 млн человек и продолжала оказывать большое влияние на индустрию электроники.

Туалетное сиденье и ядерные боеголовки

В 2003-м у Кайла сломался ноутбук — популярный среди студентов iBook G3 от Apple, из-за дизайна получивший прозвище «туалетное сиденье». Кайл тогда учился в Политехническом университете штата Калифорнии и делил комнату в общежитии как раз с Люком Соулсом. Починить ноутбук друзья решили самостоятельно, тем более что у Кайла был опыт ремонта электроники, но столкнулись с проблемой: ни в интернете, ни в продаже они не нашли ни одного руководства инструкции или чертежа не только iBook G3, но и любой другой продукции Apple. «Мы перерыли весь интернет, библиотеки и онлайн-аукционы — ничего нигде не было», — вспоминает Кайл.

Оказалось, есть простое объяснение: производители скрупулезно следят, чтобы внутренняя документация не попала в открытый доступ. Речь идет не только о подробных чертежах устройств, но и о диагностическом софте: все это попадает под действие американского закона об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA, Digital Millennium Copyright Act). В США ремонт электроники или автомобилей — огромные рынки, на которых производители зарабатывают существенную часть выручки. Например, только американский рынок ремонта мобильных телефонов и смартфонов специалисты из IBIS World в 2017 году оценили в $4 млрд, и он стабильно растет — примерно на 5% в год. Ситуация разозлила Кайла: «Я купил устройство, а теперь, чтобы его починить, мне нужно еще раз заплатить производителю».

Интерес к технике появился у Уинса в детстве: вместе с братом он постоянно ковырялся в старых радиоприемниках и бытовых устройствах, которые их дед покупал в комиссионном магазине. В прощальном эссе, которое в 2013-м опубликовал The Atlantic, Кайл вспоминает, как дед рассказывал ему про второй закон термодинамики и отправил в колледж с набором инструментов и паяльником. Кроме того, начать «ремонтный» проект Кайла сподвигло путешествие в Москву, Минск и Киев, в которое он отправился после университета.

«Я искал нечто, чего не хватало в потребительской культуре Штатов», — говорит он. Приехав в бывший СССР, он заметил две вещи: «много талантливых инженеров» и «культуру пользования и хранения». Его также поразило качество многих вещей, произведенных в Союзе: они были сделаны так, словно должны выдерживать прямое попадание ядерной боеголовки, говорит Кайл. Удивило и желание потребителей пользоваться товаром «вечно», постоянно его чиня и модернизируя: «Я понял, что именно этого и не хватает в США».

Отмычки и отвертки

Первое название компании — PowerBook Fixit — партнеры позже поменяли на iFixit из-за опасений иска со стороны Apple за использование торговой марки PowerBook. Изначально они планировали зарабатывать на платном доступе к собственноручно написанным инструкциям, но быстро поняли, что за такую информацию почти никто не готов платить. Переосмыслив стратегию, Кайл и Люк решили сделать упор на продаже запчастей и комплектующих. «Мы подумали: если предлагаешь потребителю инструкцию, у него возникает вопрос: где взять запчасти? — объяснял в интервью американскому Inc. Кайл. — Но, продав ему запчасти, мы не решим проблему — все еще нужны подходящие инструменты».

Первый офис — комната в общежитии — был завален деталями, которые партнеры покупали в магазинах электроники и заказывали в других странах. Закупали и инструменты: отвертки, шила, гаечные ключи и прочие приспособления для ремонта стали основой бизнеса. Дополнительных средств не привлекали, компания до сих пор существует на собственные средства и не планирует искать инвесторов. Первая прибыль появилась уже через два месяца работы, с тех самых пор iFixit остается прибыльной компанией, уверяют основатели. Сейчас у iFixit два офиса — в Калифорнии и Германии, они же служат складами.

Сначала сотрудниками новой компании были только Кайл и Люк, но вскоре они наняли помощников. Один из них однажды забыл ключ от офиса, не растерялся и взломал замок: это впечатлило предпринимателей, и в компании приняли за правило обучать всех сотрудников полезному навыку. Некоторое время они даже продавали наборы для взлома замков, но из-за юридических сложностей их пришлось убрать из ассортимента. Каждому новому сотруднику компания выделяет $400 на покупку велосипеда, а во время собеседования соискатели проходят тест по грамматике английского. «Если вы считаете, что апостроф — это один из последователей Иисуса, то вам не место в нашей компании», — объяснял Кайл в 2012 году в заметке для Harvard Business Review. Он уверен, что неграмотная коммуникация может существенно снизить эффективность работы, а сотрудник, который не следит за грамматикой, не придает значения мелким ошибкам и работает спустя рукава. Исключение Кайл готов сделать для тех, кто еще осваивает язык или испытывает сложности из-за расстройств вроде дислексии.

Сейчас iFixit — это еще и «глобальный интернет-мануал», медиаплатформа, на которой сообщество пользователей делится опытом и создает руководства по ремонту, кажется, всего на свете. Сообщество сформировалось почти сразу, прежде всего из-за особенностей контента и открытости платформы для пользовательского редактирования, рассказывает Кайл. Пользователи платформы являются авторами большей части из 35 тыс. мануалов в библиотеке платформы.

В свою очередь, команда iFixit занимается самыми новыми устройствам: например, в ноябре 2017-го они первыми разобрали iPhone X, а в 2018-м проделали то же самое с флагманским устройством Samsung. Гонка с разборкой устройств началась после знакомства с японским техноблогером, известным под ником Kodawarisan, объясняет Кайл: в качестве хобби он собирал и публиковал в своем блоге фотографии разобранных устройств Apple. «Сегодня мы дружим и стали частью этого неформального соревнования», — рассказывает Кайл. По его словам, самым сложным для разборки устройством оказался ноутбук Surface от Microsoft. На основе своих мануалов в компании создают рейтинги «ремонтопригодности» — они дают примерное представление о потенциальной стоимости ремонта устройства. На эти рейтинги ориентируются большинство профильных и мейнстримовых СМИ, которые освещают выход нового гаджета.

iFixit начался в комнате общежития: будущие основатели хотели починить

Гаджеты для разборки компания покупает на собственные средства — сложные отношения с некоторыми производителями далеко не всегда позволяют делать спонсорские проекты. Главная задача — получить устройство раньше остальных, объясняет Кайл. Если не успели купить в магазине, приходится покупать у тех, кто успел, иногда переплачивая. Менее крупные производители электроники сами предоставляют свои устройства для разборки.

Инженеры компаний-производителей потом часто выкладывают фотографии разобранных устройств и отдельных деталей в своих блогах. «Как правило, они не могут сделать это из-за соглашений о неразглашении, но после того, как мы разобрали устройство и подробно описали весь процесс, их ничего не останавливает, они могут похвастаться перед коллегами результатами своей работы», — смеется Кайл.

Сайт iFixit работает на платформе Dozuki собственной разработки. Для внешних клиентов доступ к ней открыли в 2011 году, сегодня среди них Coca Cola, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и производитель компьютерных комплектующих Crucial. По сути, платформа предлагает клиентам те же возможности, которые используют в iFixit, — организацию и управление контентом на специально созданном для этого сайте или на сайте клиента. Но главным источником дохода компании является продажа брендированных наборов инструментов, на втором месте — продажа запчастей. Сам сайт практически не приносит прибыли, и на нем даже нет рекламы. В 2017 году число зарегистрированных пользователей сообщества достигло 100 млн человек: они пишут мануалы, помогают переводом на языки, отличные от английского, и делятся опытом на форуме. Около 500 тыс. из 100 млн — русскоязычные, говорит Кайл, и iFixit надеется увеличить их количество.

Занимаясь коммерческой деятельностью, iFixit также активно работает в сфере политики. Свою миссию компания формулирует просто — обеспечить правом самостоятельного ремонта каждого американца. В 2016 году, поставив целью реформировать закон DMCA, несколько ремонтных объединений слились в Ассоциацию ремонта (The Repair Association).

Культовым набором инструментов от iFixit пользуются почти все техноблогеры

Право на ремонт

Ассоциация хочет распространить на все США практику, принятую в штате Массачусетс, где производители обязаны продавать запчасти и давать доступ к руководствам по ремонту реализуемых товаров конечным пользователям. В совет директоров The Repair Association входит Кайл Уинс, который активно продвигает интересы пользователей и своей компании, которая считается неформальным флагманом всего движения.

Ассоциация работает еще и как лоббист, хотя ее исполнительный директор Гэй Гордон-Берн от такого определения деятельности организации открещивается. The Repair Association отстаивает интересы небольших ремонтных компаний, в штате которых обычно числятся не более пяти сотрудников и которые страдают от недостатка информации и необходимых запчастей. А главное — права заниматься ремонтом гаджетов, тракторов, автомобилей и прочих сложных технических устройств.

Споры об этом во многих штатах нередко заканчиваются судом. К примеру, в 2006 году в интервью британскому изданию The Register основатель форума Something Awful Ричард Кьянка рассказывал, что Apple пыталась его засудить за публикацию ссылки на чертежи MacBook Pro. Ссылку опубликовал один из пользователей, но дело в том, что по закону США эта информация является интеллектуальной собственностью компании и публикация без ее ведома ведет к нарушению авторских прав. «Я сразу сказал Apple отвалить, мы ничего не нарушили. Видимо, их юристы не понимают, как работает интернет», — рассказывал Ричард. Подобные казусы случались у других производителей, а однажды злополучная ссылка оказалась и на официальном форуме Apple. Судиться сами с собой в компании не стали.

За последние несколько лет отношение технологических гигантов к ремонту своих девайсов изменилось, они стали чаще делиться информацией, рассказывает Кайл. В этом он видит в том числе и заслугу своей компании, считая, что благодаря их борьбе в Apple изменили мнение об интеллектуальной собственности. Он признает, что миссию iFixit можно назвать политической, но отрицает наличие у себя амбиций в этой сфере. Тем временем все больше американских штатов принимают или обсуждают закон о «праве на ремонт». Сейчас их всего восемь, но Кайл надеется, что со временем все американские потребители США смогут полностью распоряжаться купленными устройствами.

100 млн пользователей — аудитория сайта в 2017 году

Источник: Данные компании
Фото: Getty Images; DR

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Привычка к будущему Привычка к будущему

В этом номере мы решили посмотреть, какие тренды сформировали наше настоящее

РБК
Казанский Илон Маск Казанский Илон Маск

Надир Багавеев переехал в США, чтобы заработать миллионы и покорить звезды

РБК
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Мудрая пудра Мудрая пудра

Дом, в котором много натуральных материалов, мягких тканей и пастельных оттенков

AD
Звездопад по заказу Звездопад по заказу

Японский стартап ALE хочет ввести моду на запуск искусственных метеоров

РБК
Дикие ягоды Дикие ягоды

Татьяна Бакальчук создала Wildberries — крупнейший интернет-магазин в России

Forbes
Выживший Выживший

Кто и зачем помог Роману Авдееву сохранить в кризис Московский кредитный банк

Forbes
Ароматы империи Ароматы империи

Как в России развивалось производство косметики и парфюмерии

Forbes
Как бывший чиновник придумал «умное» кольцо и заполучил в клиенты метро и банки Как бывший чиновник придумал «умное» кольцо и заполучил в клиенты метро и банки

PayRing. Производство колец для бесконтактных платежей

РБК
Юрий Мильнер Юрий Мильнер

«Есть ли места в Солнечной системе, где может существовать жизнь? Их несколько»

РБК
Картина весны Картина весны

В его блюдах честность и глубина Nordic Cuisine и узнаваемые русские архетипы

Seasons of life
Plate-Tonic Love Plate-Tonic Love

Мы пришли в новую большую мастерскую керамиста Аны Илуэка

Seasons of life
Между ними тает лед Между ними тает лед

Самые дорогие команды НХЛ, по оценке Forbes

Forbes
Салат “Весенний” Салат “Весенний”

Бельгийский замок в ярких весенних оттенках от дизайнера Жеральда Ватле

AD
Никого не будет в доме Никого не будет в доме

В этом заброшенном шведском доме поселилась коллекция японской марки Ariake

Seasons of life
Тайные комнаты Тайные комнаты

Шато во Франции, отреставрированное без финального плана интерьера

AD
Идолы Идолы

Дожди и ветра оставили причудливые фигуры, которым поклонялись люди

Seasons of life
Правильный сплав Правильный сплав

Евгений Петров начинал с торговли импортными сейфами

Forbes
Дом для миллиардера Дом для миллиардера

Кирилл Писарев зарабатывает на элитной недвижимости по всему миру

Forbes
Американская мечта Американская мечта

Жилая резиденция в Москве — воплощенная мечта любителей американского стиля

AD
Чисто сработал Чисто сработал

Интерьер квартиры в Нью-Йорке в стиле современной классики

AD
Гостиная Гостиная

Наше досье — о том, как сделать гостиную универсальной

AD
Счастье есть Счастье есть

Счастливая квартира в Минске от архитекторов бюро “Бахарев и партнеры”

AD
Окаменей! Окаменей!

Как превратить деревянные подсвечники в каменные

Seasons of life
Пещера Пещера

Дом в скале, в котором всегда t+20

Seasons of life
Одежный партнер Одежный партнер

Торговля готовым платьем изменила не только облик, но и экономику России

Forbes
Сумеречная зона Сумеречная зона

Как устроен рынок коммерческой слежки и торговли пользовательскими данными

РБК
Некуда спешить Некуда спешить

Украшения Roushk собраны из африканских семян, бусин, дерева и латунных палочек

Seasons of life
Всё сама Всё сама

Московская квартира галеристки Юлии Акимовой

AD
Ласточка с весною Ласточка с весною

Дом Lalique в этом году отмечает 130-летний юбилей

AD
Открыть в приложении