Ученые и бизнесмены не могут найти общий язык по теме климатических изменений

РБКBiznes

Как с разных планет

Почему ученые и бизнесмены не могут найти общий язык по теме климатических изменений

Автор: Ольга Бычкова

Фото: Асхат Бардынов для РБК

Ольга Бычкова, кандидат социологических наук, доктор философии, доцент факультета социологии и руководитель Центра STS (Science and Technology Studies) Европейского университета в Санкт-Петербурге. Руководит магистерской программой «Технонаука и инновации». Приглашенный эксперт проекта «5–100», который был призван адаптировать российские вузы к мировым стандартам. В 2016–2018 годах входила в Общественный совет при Министерстве промышленности и торговли.

Что думают об экологии ученые и бизнесмены

Примерно год назад мы, социальные исследователи науки, пошли к естественникам и, используя разработанный нами алгоритм, отобрали десять ведущих российских ученых из разных дисциплин. Центр исследований науки и технологий в Европейском университете с сентября 2020-го целый год проводил климатический семинар — своеобразный ликбез по климатологии для социальных исследователей и публики. Главная идея — повысить интерес к теме климата в стране и достижениям российской науки в этом направлении. Спустя год пришло понимание того, как ученые-климатологи говорят о планете и климате.

Они мыслят о планете глобально. Например, эксперты со всего мира выпускают обзоры существующих научных работ и докладов об изменении климата. В августе был опубликован устрашающий отчет (Climate Change 2021: The Physical Science Basis, подготовленный Межправительственной группой экспертов по изменению климата, IPCC, структурой ООН. — РБК), суть которого можно свести к одному слову: поздно. Меры по борьбе с изменениями климата необходимы, но явно в большем масштабе. А сейчас что ни делается, лучше планете не становится. Можно вводить карбоновые налоги и снижать количество выбросов, но если делать это в том объеме и с такой скоростью, как сейчас, мало что изменится.

Как российский бизнес отреагировал на этот отчет? Покачали головой и начали усиленно говорить про ESG — набор стандартов деятельности компании по экологическому, социальному и корпоративному управлению.

Весь год, пока шло знакомство с учеными-климатологами, мы жили на совершенно другой планете. На каждой встрече нам говорили, насколько и в каком месте Земле плохо. В общении с представителями бизнеса мы услышали четкую позицию: «Климат — тема, которая уже понятна и объяснена. Сейчас надо придумать, что делать с ВВП страны, который упадет из-за углеродных налогов и прочих мер, принимаемых в мире. Именно эта проблема станет самой страшной в ближайшие 5, 10, 30 лет».

Представители российских компаний видят другую Землю. И кажется, что им нет дела до опасений климатологов и судьбы планеты. Планеты, которая ждет от нас долгосрочных проектов, а не преходящих решений на пять—десять лет.

При этом стоит признать, что сами ученые не предлагают доступного решения. Некоторые из них могут сказать: «Один из вариантов — остановить экономическое производство на планете», но это нецелесообразно. У ученых нет готовых и быстрых решений для общества. А для бизнесменов судьба планеты — не первостепенная задача. Я уверена, что где-то глубоко внутри себя большинство бизнесменов знают о колоссальном кризисе, в котором сейчас оказалась Земля. Но этот кризис не актуален даже на горизонте 30 лет. Основная проблема для бизнеса и принимающих решения сейчас — как Россия будет себя чувствовать в мировой экономике, где массово принимаются политические меры по сокращению выбросов CO2 и вводят налоги на углеродный след.

Кажется, что проблематика у ученых и бизнесменов похожая, но когда обращаешься к принципам устойчивого развития, то понимаешь, что эти две группы беспокоятся о разном. Ученые — о состоянии планеты как единого целого, а бизнес и чиновники — о том, какие директивы и поручения надо создать и как им соответствовать. Получается, что в очередной раз ученые и бизнесмены говорят о планете и климате на разных языках.

Почему бизнес и наука не понимают друг друга

Мы знаем, что ESG включает три аспекта: окружающую среду, социальное управление и корпоративное управление.

Если посмотреть на параметры, по которым оценивается соответствие компании ESG-политикам, становится видно, что буква E сильно оторвана от S и G. Как будто природа — что-то отдельное от общества и управления. Получается, что вред окружающей среде — это одно, а число женщин в совете директоров — другое. Проблема в том, что для улучшения ESG-рейтинга компания сама может выбрать, какой из трех критериев ESG она будет продвигать. Здесь нет четких рекомендаций.

Например, недавно Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) выпустила «зеленые» евробонды — облигации, которые помогают финансировать экологические проекты. Отдельные иностранные компании и банки поддержали этот выпуск. При этом европейские некоммерческие «зеленые» организации бьют тревогу и не понимают, как можно было выпустить одну из крупнейших угольных компаний мира с «зелеными» облигациями. Уголь нельзя сделать «зеленым». Это самое страшное полезное ископаемое, от которого нужно отказаться на 100%. Надо закрывать угольные станции, искать другие способы, но дальше нельзя использовать этот ресурс планеты.

Создается ощущение, что следование принципам ESG в корпоративном секторе — это фикция и имитация. Параметры СУЭК по другим критериям в норме: у них хорошо развито корпоративное и социальное управление. Компания, например, включает женщин в совет директоров, занимается социальным развитием — значит, по логике отдельных показателей ESG-рейтинга в России, она может считаться «ответственной». Если рассматривать Землю как единое целое, это просто нелепо: оттого что стало больше женщин-директоров, негативный эффект от использования угля не снизился. Одно другое не компенсирует.

Рабочие процессы на угольных складах, Балкерный угольный терминал СУЭК в порту Ванино

У ученых есть это представление о Земле — как о чем-то едином, когда нельзя смотреть на планету и на физические объекты сами по себе. Нужно учитывать населяющих эту планету живых существ, в том числе и людей, чтобы как-то объяснить климатические изменения.

При этом понятно, что нельзя достучаться до общества, рассказывая о природных катаклизмах как о протекающих без нашего участия. Необходимо обсуждать взаимосвязь — как сами люди влияют на то, что происходит сегодня с Землей.

Для такой картины мира есть термин, хотя так и не признанный геологами, — антропоцен. Им описывают современность как эпоху, в которую воздействие человека стало ведущей геологической силой в развитии нашей планеты. Именно поэтому невозможно смотреть на Землю «в вакууме», отдельно от живущих на планете людей и других живых и неживых существ и объектов.

С точки зрения бизнеса все представляется более упрощенным: нет взаимосвязанной системы. Есть отдельно люди, а отдельно — природа. И граница между ними четко видна. Это надо менять.

Почему важна взаимосвязь параметров ESG

Бизнес ориентируется на ESGпринципы, чтобы привлечь ответственных инвесторов. Иногда это приводит к гринвошингу, когда компании только притворяются «зелеными». Некоторые делают это умышленно, но многие искренне не понимают, как им быть по-настоящему «ответственными». У ESG нет четких критериев, а привлекать инвесторов и зарабатывать деньги надо. Именно поэтому существует запрос со стороны бизнеса на ясные и четкие правила. И это желание очень понятно: кажется, что критерии, которым уделяют больше внимания, выбираются чуть ли не случайно.

Часто оказывается, что в этом случайном подборе нет и понимания, как все на планете взаимосвязано: социальное, корпоративное и природное. И насколько в этой взаимосвязи важно признание разнообразия, того, что передается английским словом diversity. Вспомним историю со «ВкусВиллом», который показал лесбийскую семью в рекламе, а потом удалил — потому что это якобы не про их принципы. При этом они продолжают считать себя «нетоксичной» компанией.

Казалось бы, при чем тут ЛГБТ-повестка? Стоит понимать, что экологичность — это не только производство правильных натуральных продуктов. Она соотносится с обществом. Социальная часть оказывает огромное влияние на то, кто будет в совете директоров, как относятся к социальному и природному разнообразию. Связка «зелености» с принципом разнообразия очень важна, потому что решения по поводу того, как будет вести себя компания, принимают люди.

Интересно, насколько идея ESG оказывается связана с новой этикой, которая в том числе обращает особое внимание на признание разнообразия. Кажется, что именно поэтому так сложно придумать четкие правила для ESG-политик. Если ты видишь разнообразие, то сказать, какой параметр должен стать главным, и тем более придумать некую стандартизированную инструкцию для всех — очень сложно.

Я понимаю, что говорю о некой идеальной модели, которая могла бы показать всю взаимосвязанность живого и неживого на нашей планете, — и пока ни одна научная теория этого дать не может. К сожалению, каждый из нас обладает разными частями знания о планете, и они еще не складываются в общий пазл. Климатологи не всегда учитывают общество, говоря о планете. Мы, социальные исследователи, склонны к тому, чтобы больше думать о людях, но при этом не замечать природу. Бизнесмены думают о ВВП и экономическом росте. В итоге мы видим странные скачки, когда компанию, добывающую уголь, считают ответственной, а показывать лесбийскую семью, оказывается, — «неэкологично».

Поможет ли внедрение критериев ESG в России бороться с изменением климата

Прогнозы пока пессимистичные. Чаще всего, когда мы пытаемся внедрить у себя международные принципы, это приводит к имитации и фиктивному исполнению критериев. Нередко — к авралам и бюрократической штурмовщине. В этом плане российский бизнес оказался в сложной ситуации. Не все предприниматели занимались до этого корпоративным и социальным управлением в достаточном объеме, а теперь им еще навязывают экологию. В итоге во всем мире говорят про карбоновые налоги и перестраивают производство, а в России ищут способы на бумаге доказать, что в стране поглощается больше CO2, чем выделяется. Или кидаются улучшать социальные показатели, не обращая внимания на другие критерии ESG.

Вопрос с корпоративным и социальным критериями за границей решался давно. И сейчас, когда зарубежные коллеги встраивают в работу бизнеса заботу об экологии (букву E), у них получается лучше, чем у нас: в отчетах Еврокомиссии, например, заметно понимание взаимосвязанности всех процессов. Зная же историю взаимодействия российского бизнеса и государства, можно предположить, что компании будут просто мимикрировать под ситуацию — имитировать показатели ESG или выполнять их выборочно. Поэтому, как кажется, без целенаправленного участия государства ничего сделано не будет. При этом должна быть некая централизованная стратегия и политика, осуществляемая не карательными мерами, поскольку мы знаем, что в российском контексте они не работают.

Во всей истории с ESG меня особенно беспокоит разрыв между учеными, изучающими планету, с одной стороны, и стейкхолдерами и предпринимателями — с другой. Но построить диалог между ними возможно.

Для этого нужно интегрировать научное знание в публичную сферу, привнести в бизнес понимание взаимосвязанности всех критериев ESG. Возможно, нужна революция сознания и принципиально иная картина мира, которая перевернет наше представление о планете. Подобно тому, как когда-то давно идеи Галилея изменили наше отношение к Солнцу.

И такие идеи есть — о взаимосвязи всего живого на Земле, о которой говорили Владимир Вернадский и Джеймс Лавлок, и о критической зоне — тонкой пленке жизни на нашей планете, исследованием которой занимаются сегодня ведущие ученые в мире.

В подготовке материала приняли участие Даниела Солодовник, Анастасия Палихова

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Дорогое наследство Дорогое наследство

Почему держать на своем счету американские бумаги — худшее из возможных решений

Forbes
Запарили всех Запарили всех

Как выбросы парниковых газов нарушают права человека

РБК
15-летний капитал 15-летний капитал

Какие достижения недавнего прошлого мы возьмем с собой в будущее

РБК
Грамотность для жизни Грамотность для жизни

Что такое функциональная грамотность и как ей можно научить

Наука
Край гор и долин Край гор и долин

Почему Судеты стали яблоком раздора

Дилетант
Страховка «без границ» Страховка «без границ»

К 2030 году Россия должна войти в число мировых лидеров по экспорту

РБК
Мы так же любим любить Мы так же любим любить

Юлия Высоцкая – о том, что её бесит и почему завтраки должны быть запрещены

Новый очаг
Выкуп без рисков Выкуп без рисков

На что стоит обратить внимание, приобретая сельхозземлю

Агроинвестор
«В лесу много подводных камней» «В лесу много подводных камней»

Можно ли добиться углеродной нейтральности отказом от угля и высадкой деревьев?

РБК
«Человек будет постепенно становиться небольшим киборгом» «Человек будет постепенно становиться небольшим киборгом»

Немногие понимают разницу между квантовым симулятором и квантовым компьютером

Наука
«В нашем мозгу непонятно каким образом записан весь мир» «В нашем мозгу непонятно каким образом записан весь мир»

Игорь Кричевер: мехмат ничем не отличается от творческих вузов наподобие МХАТа

Наука
«Ни одного года мы не ели хлеба вволю» «Ни одного года мы не ели хлеба вволю»

«В соседнем селе 7 июня умерли с голоду в один день шестнадцать человек»

Наука
Тропическая гостья в Москве-реке Тропическая гостья в Москве-реке

Чудо природы в Москве-реке

Наука и жизнь
Молодо — зелено Молодо — зелено

Каково влияние ESG-трендов на жизнь людей сегодня и завтра

РБК
Построение коммунизма Построение коммунизма

Как китайские коммунисты преодолели дефицит одежды и продовольствия

Наука
Преодоление реальности Преодоление реальности

«Декларируется банальная идея, что мир абсурден». К 80-летию Сергея Довлатова

Наука
Наши тритоны Наши тритоны

Мини-пруд на садовом участке — интересный опыт общения с природой

Наука и жизнь
Киногарантия Киногарантия

Основатель «РЕСО-Гарантия» своим главным делом считает кинематограф

Forbes
Я чувствовала себя как в клетке Я чувствовала себя как в клетке

История о том, как воля к победе творит чудеса

ПУСК
По законам тундры По законам тундры

В северных регионах страны развивают традиционное оленеводство

Агроинвестор
Снип-снап-снурре, пурре базелюрре! Снип-снап-снурре, пурре базелюрре!

Попробуем разобраться, что означает веселая присказка из пьесы Евгения Шварца

Наука и жизнь
Скульптура, состоящая из ассоциаций Скульптура, состоящая из ассоциаций

Скульптура на набережной: что москвичи узнали об искусстве и о самих себе

Наука
Незапрещенная профессия Незапрещенная профессия

Как женщины уже 20 лет руководят российской журналистикой

Forbes Woman
Вы молекулы называете? Нет, просто переводим... Вы молекулы называете? Нет, просто переводим...

Может ли нейронная сеть правильно назвать химическое вещество по его формуле?

Наука и жизнь
Космические пришельцы Космические пришельцы

С далёких планет и комет к нам постоянно прилетают вестники их существования

Наука и жизнь
Вино по новым правилам Вино по новым правилам

Как закон о виноградарстве и виноделии повлиял на отрасль

Агроинвестор
Настоящие лица древних тесинцев Настоящие лица древних тесинцев

Как выглядели суровые сибирские мужики две тысячи лет назад

Наука
Праздник-проказник Праздник-проказник

Детям праздник нужен для того, чтобы в этот день делать всё, что душе угодно

ПУСК
Генератор культуры Генератор культуры

ГЭС‑2 станет вырабатывать энергию современного искусства

AD
Явление кракена Явление кракена

Не все персонажи средневековых бестиариев относятся лишь к сфере мифологии

Вокруг света
Открыть в приложении