Российский рынок образовательных платформ в контексте глобальных трендов

РБКBiznes

Как закалялся EdTECH

Российский рынок образовательных платформ в контексте глобальных трендов

Автор: Лилия Ахмадеева

0:00 /
920.71

Российский EdTech-рынок переживает неоднозначные времена. С одной стороны, наплыв пользователей из-за массового перевода образовательных процессов в онлайн подверг его стресс-тесту, который выдержали далеко не все. С другой — новая роль в глобальной повестке создает небывалые перспективы для роста, развития и выхода на рынки проектам с любой территориальной принадлежностью.

Обеспечение качественного, доступного образования и развитие программы lifelong learning в этом году вошли в число приоритетов ООН (вместе с борьбой с голодом и экологическими вызовами). ЮНЕСКО считает, что устранить неравные возможности должны технологии, прежде всего сервисы для удаленного школьного обучения. Всемирный экономический форум (ВЭФ) инициировал программу «Образование 4.0», чтобы приблизить его к нуждам современной экономики. Программа предполагает запуск международного маркетплейса знаний, где учебные заведения мира смогут делать совместные образовательные проекты на одной онлайн-платформе.

EdTech поможет переобучить жертв роботизации

Разрыв в навыках на рынке труда увеличивается вместе с изменениями структуры экономики. Эксперты ВЭФ считают, что к 2025 году автоматизация упразднит 75 млн рабочих мест в мире, но создаст еще больше — 133 млн. Их займут специалисты с новыми квалификациями и диджитал-навыками, дефицит которых бизнес ощущает уже сейчас. Только в России сегодня не хватает 1 млн ИТ-специалистов. А согласно исследованию РАНХиГС, через десять лет будет роботизировано 20,1 млн рабочих мест (это почти половина мест официально трудоустроенных россиян). Даже если не брать в расчет футуристические прогнозы, тренд очевиден.

Компания Forrester, проведя опрос, выяснила, что в 2019 году почти половина предприятий увеличила расходы на софтовых роботов (которые обычно используются для автоматизации рутинных операций), а две трети планировали сделать это в течение 2020 года. И если какие-то сомнения у них еще оставались, пандемия COVID-19 помогла правильно расставить приоритеты.

Учитывая это, общество уже сегодня нуждается в инструментах обучения и переквалификации, которые может предоставить EdTech. Они будут востребованы и большим числом работодателей: опрос HR-служб компанией Deloitte показал, что предприятия предпочитают переучивать нанятых сотрудников, а не искать новых.

Онлайн-образование — драйвер социальных изменений

В обучающие технологии верят также визионеры-инвесторы и идеологи Кремниевой долины. Они вкладываются в EdTechплатформы, сотрудничают со школами, реформируют программы. В 2019 году сфера вновь привлекла рекордные объемы вложений — $18,66 млрд (годом ранее — $16,34 млрд).

EdTech (вместе с EcoTech и BioTech) — популярное направление для частных impact-инвестиций, т.е. для вложений состоятельных людей в общественно значимые направления.

Например, проект инновационного образования в африканских школах Bridge International Academy поддержал широкий круг инвесторов по всему миру, включая Learn Capital и Rethink Education, и фонды impact-инвестиций Omidyar Network и CDC. Компания Марка Цукерберга и Присциллы Чан Chan Zukerberg Initiative вложила $1,6 млн в проект для персонализированного детского образования Jefferson Education Exchange.

В Россию тоже начинает проникать идеология частных impact-инвестиций в образование. Например, основанная венчурным инвестором Магомедом Мусаевым компания GVA запустила программу Teen start, где школьников 12–15 лет обучают предпринимательству и готовят к запуску стартапов. Каждый второй проект доходит до стадии продаж.

«Задача акселератора — сформировать ранний пласт предпринимателей, независимых от государства и не загнанных в жесткие рамки. Школьники запускают свои первые в жизни стартапы — неважно, успешные или нет, ведь неудачи в инновационных индустриях ценны как опыт. К окончанию вуза у такого предпринимателя будет три-четыре проваленных проекта — а значит, первый настоящий бизнес будет более продуманным. Экосистема частных инноваций формирует почву для развития бизнеса в стране», — объяснил РБК генеральный директор и партнер GVA Замир Шухов.

Темпы роста

Согласно оценкам Global Market Insights, объем рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд в 2019 году. Ожидается, что он будет расти в среднем на 8% ежегодно — до $375 млрд в 2026-м.

Аналитики связывают это со многими факторами, включая проникновение технологий, актуализацию принципа lifelong learning и борьбу с неравным доступом к образованию. Одним из решений последнего может стать применение искусственного интеллекта. По прогнозу Accenture, к 2040 году ИИ-технологии смогут обеспечить поддержку полного среднего образования для 110 млн учеников и программ переквалификации для 3,3 млн соискателей.

Российский сегмент EdTech занимает только 1% в глобальном масштабе, но растет более быстрыми темпами. По данным «Интерфакс Академии», рынок цифрового образования в России на конец 2019 года достиг 45–50 млрд руб. Сегмент b2c оценивается в 38,5 млрд руб. (данные из совместного исследования TalentTech, EdMarket и «Нетологии»). Крупнейшие ниши — дополнительное школьное образование и образование взрослых — генерируют 10 млрд и 19 млрд руб. соответственно. Прогнозы роста всего рынка, не учитывающие последствия коронавируса, сводятся к 60 млрд руб. к 2023 году.

Эффект пандемии

Пандемия COVID-19 неоднозначно повлияла на крупнейшие ниши рынка.

b2c-сегмент

Его участники отмечают возросший интерес к формату. По словам Тамары Кочаровой, соосновательницы и совладелицы Training Space (OBLAKO Group), доход компании от ряда клиентов увеличился в пять—десять раз. Александр Ларьяновский, управляющий партнер SkyEng, считает, что, судя по прошлым кризисам, сегмент бизнес-образования останется востребованным. Люди предпочитают вкладываться в образование именно в периоды, когда экономика «на краю пропасти». Работодатели вновь будут диктовать условия на рынке труда, как это случалось после 2009 и 2014 годов, и будут тщательнее подходить к анализу навыков сотрудников, отмечает он в своей колонке для Inc. Russia.

Школьное дополнительное образование

За время самоизоляции использование школьных сервисов выросло на порядок. Это обусловлено тем, что многие платформы ускоренно внедряли новые бесплатные инструменты. Но возросшая нагрузка на платформы, технические проблемы и низкая цифровая грамотность всех участников процесса привели к отторжению формата удаленного обучения. Недавний опрос SuperJob показал, что почти 40% родителей школьников недовольны организацией онлайн-учебы.

«Экстремальная цифровизация этого сегмента, с одной стороны, играет на руку рынку. С другой — онлайном дети переполнены настолько, что дополнительные занятия их уже мало интересуют. Более того, наблюдается тотальная агрессия родителей по отношению к онлайн-образованию. Все это ставит в очень непредсказуемое положение ряд средних компаний в сегменте, продажи которых упали до минимума, — говорит Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2. — Кроме того, на рынке сказывается падение покупательской способности из-за кризиса и безработицы. В России и без того средний показатель трат семьи на образование был на уровне 0,3–4% (для сравнения: в Китае он достигает 25%). Сейчас эта статья расходов пересматривается в меньшую сторону».

Дополнительное образование взрослых

Спрос в этом сегменте в период самоизоляции рос скромнее — в среднем в два-три раза, но с сопоставимым влиянием на продажи. Например, у GeekBrains число студентов на платных курсах увеличилось почти на 90%, у «Лекториума» — в три раза, у 4brain.ru — в 2,5 раза. SkyEng отметил двукратный рост числа заявок на все индивидуальные занятия для взрослых и детей. При этом большинство платформ открывали бесплатный доступ к части контента.

Многие участники рынка уверены, что потенциал цифрового образования не удалось реализовать во время пандемии из-за малого интереса государства к диалогу с компаниями. Это основное препятствие для внедрения технологий в госсистему образования на всех уровнях.

«Массовый переход на диджитал произошел с таким скрипом и болью, что все — родители, учителя, директора школ — ждут возвращения к партам и устаревшим методам обучения, — отмечает Замир Шухов. — В целом рынок справился крайне плохо не из-за отсутствия продуктов, инноваций или стартапов, а потому что нет диалога между людьми, принимающими решения и распределяющими бюджеты, и теми, кто способен решать эти проблемы. Нужно объединять экспертизу на уровне государств, бизнесов, рынков».

Финансирование образования в мире

В рейтинг включены 36 государств из 46 членов и партнеров Организации экономического сотрудничества и развития. Источник: SkyEng

 

У EdTech в России — больше возможностей

В десятке крупнейших EdTech-компаний России большая часть предоставляют услуги дополнительного образования, остальные продают платформенные или программные решения. При этом в ведущей нише сохраняется потенциал для стартапов, что наглядно демонстрируют последние сделки. Так, в начале года российский стартап Novakid (онлайн-школа английского языка) привлек $1,5 млн со стороны венчурных фондов Leta Capital и BonAngels. В апреле Leta Capital инвестировал $1 млн в еще один российский проект — виртуального репетитора английского языка с элементами искусственного интеллекта MyBuddy.ai. Последняя сделка — проекция одного из главных трендов цифрового образования. По данным Deloitte, инвестиции только в американские EdTech-проекты на основе ИИ превысили $2,3 млрд в период с 2016-го по первый квартал 2019 года. Популярность технологии обусловлена возможностями алгоритмов в персонализации обучения.

Сегодня для российских стартапов в сфере EdTech складывается благоприятная экосистема. В развитии этого направления заинтересованы практически все крупные ИТ-компании страны, включая «Яндекс», Mail.ru Group, МТС, «Ростелеком», а также государство в лице «Сколкова». Кроме того, развивается рынок частных инвестиций. Так, в мае этого года образовательная онлайн-платформа «Умназия» привлекла от группы лиц $1 млн, которые планирует использовать на развитие проекта в России и на экспансию в Индию и Южную Америку.

С EdTech-стартапами проще выйти на международный уровень

Иностранные рынки сегодня дают много возможностей для масштабирования отечественных проектов. Так, «Алгоритмика» оперирует в 15 странах, включая США, Мексику, Австралию, Индию и Израиль, где активно продвигает модель франшизы.

При этом выход на зарубежные рынки требует особого внимания к локализации. Платформа «Учи.ру», которая присутствует в странах БРИКС, США, Канаде, Индонезии и Вьетнаме, учитывала местные особенности: например, знания китайских школьников по математике в среднем выше, чем по миру, а в Индии образовательные продукты чаще используются через смартфоны. В LinguaLeo существенно адаптировали формат в Бразилии, где аудитория предпочитает стандартизированные обучающие курсы и краткосрочную подписку. Для освоения других рынков (сервис также стартовал в Турции и Испании) компания запустила платформу, позволяющую любому пользователю перевести интерфейс сайта на родной язык.

Участие в EdTech-акселераторах может увеличить шансы на привлечение иностранных инвестиций, особенно на бурно развивающихся азиатских рынках. В Индии вложения в EdTech на фоне пандемии выросли, в то время как в других сферах динамика снизилась. В Китае после восстановления инвестиционной активности в марте отрасль стала одним из двух лидеров по объему сделок. Азиатские стартапы лидируют в рейтинге EdTech-единорогов HolonIQ. Тройка, занимающая верхние строчки, — Byju's, Yusnfudao и VIPKid — относится к сфере детского дополнительного обучения. Это еще раз доказывает связь рынка с глобальной повесткой дня.

Невзирая на временную нестабильность экономики, в мире назрел глобальный заказ на образовательные технологии. Об этом говорят и позиции международных организаций, и стратегии венчурных инвесторов. Некоторые экспертные прогнозы не исключают, что следующим ИТ-гигантом, подобным Apple, Amazon или Google, в десятилетней перспективе станет именно онлайн-школа.

Фото: EPA / ТАСС

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

В «сжатом XXI веке» ИИ ускорит время в десятки раз В «сжатом XXI веке» ИИ ускорит время в десятки раз

«Дорожная карта будущего» — искусственный интеллект

РБК
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Жук-лягушка, не знающий вывихов Жук-лягушка, не знающий вывихов

Как работает механизм блокировки вывиха у жуков-лягушек Sagra femorata

Наука и жизнь
Гелий Гелий

Известно, что каждый элемент имеет свой, только ему одному принадлежащий спектр

Наука и жизнь
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Чёрные мысли на белом снегу Чёрные мысли на белом снегу

Рассказ Елены Ворон «Чёрные мысли на белом снегу»

Наука и жизнь
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Рыбный день Рыбный день

Рыба — один из древнейших символов в ювелирном искусстве...

Y Magazine
Под ливнем наград Под ливнем наград

История создания кастомной яхты Benetti Kasper 7

Y Magazine
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Водородное движение Водородное движение

Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y Magazine
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
В ожидании Меркурия В ожидании Меркурия

Меркурий единственная планета Солнечной системы без атмосферы с магнитным полем

Наука и жизнь
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Данте обнаружил, осознал, как мало он знает

Наука и жизнь
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Okean в океане Okean в океане

Актуальная модельная линейка Okean интересного бренда Okean Yachts

Y Magazine
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Открыть в приложении