Российский рынок образовательных платформ в контексте глобальных трендов

РБКBiznes

Как закалялся EdTECH

Российский рынок образовательных платформ в контексте глобальных трендов

Автор: Лилия Ахмадеева

0:00 /
920.71

Российский EdTech-рынок переживает неоднозначные времена. С одной стороны, наплыв пользователей из-за массового перевода образовательных процессов в онлайн подверг его стресс-тесту, который выдержали далеко не все. С другой — новая роль в глобальной повестке создает небывалые перспективы для роста, развития и выхода на рынки проектам с любой территориальной принадлежностью.

Обеспечение качественного, доступного образования и развитие программы lifelong learning в этом году вошли в число приоритетов ООН (вместе с борьбой с голодом и экологическими вызовами). ЮНЕСКО считает, что устранить неравные возможности должны технологии, прежде всего сервисы для удаленного школьного обучения. Всемирный экономический форум (ВЭФ) инициировал программу «Образование 4.0», чтобы приблизить его к нуждам современной экономики. Программа предполагает запуск международного маркетплейса знаний, где учебные заведения мира смогут делать совместные образовательные проекты на одной онлайн-платформе.

EdTech поможет переобучить жертв роботизации

Разрыв в навыках на рынке труда увеличивается вместе с изменениями структуры экономики. Эксперты ВЭФ считают, что к 2025 году автоматизация упразднит 75 млн рабочих мест в мире, но создаст еще больше — 133 млн. Их займут специалисты с новыми квалификациями и диджитал-навыками, дефицит которых бизнес ощущает уже сейчас. Только в России сегодня не хватает 1 млн ИТ-специалистов. А согласно исследованию РАНХиГС, через десять лет будет роботизировано 20,1 млн рабочих мест (это почти половина мест официально трудоустроенных россиян). Даже если не брать в расчет футуристические прогнозы, тренд очевиден.

Компания Forrester, проведя опрос, выяснила, что в 2019 году почти половина предприятий увеличила расходы на софтовых роботов (которые обычно используются для автоматизации рутинных операций), а две трети планировали сделать это в течение 2020 года. И если какие-то сомнения у них еще оставались, пандемия COVID-19 помогла правильно расставить приоритеты.

Учитывая это, общество уже сегодня нуждается в инструментах обучения и переквалификации, которые может предоставить EdTech. Они будут востребованы и большим числом работодателей: опрос HR-служб компанией Deloitte показал, что предприятия предпочитают переучивать нанятых сотрудников, а не искать новых.

Онлайн-образование — драйвер социальных изменений

В обучающие технологии верят также визионеры-инвесторы и идеологи Кремниевой долины. Они вкладываются в EdTechплатформы, сотрудничают со школами, реформируют программы. В 2019 году сфера вновь привлекла рекордные объемы вложений — $18,66 млрд (годом ранее — $16,34 млрд).

EdTech (вместе с EcoTech и BioTech) — популярное направление для частных impact-инвестиций, т.е. для вложений состоятельных людей в общественно значимые направления.

Например, проект инновационного образования в африканских школах Bridge International Academy поддержал широкий круг инвесторов по всему миру, включая Learn Capital и Rethink Education, и фонды impact-инвестиций Omidyar Network и CDC. Компания Марка Цукерберга и Присциллы Чан Chan Zukerberg Initiative вложила $1,6 млн в проект для персонализированного детского образования Jefferson Education Exchange.

В Россию тоже начинает проникать идеология частных impact-инвестиций в образование. Например, основанная венчурным инвестором Магомедом Мусаевым компания GVA запустила программу Teen start, где школьников 12–15 лет обучают предпринимательству и готовят к запуску стартапов. Каждый второй проект доходит до стадии продаж.

«Задача акселератора — сформировать ранний пласт предпринимателей, независимых от государства и не загнанных в жесткие рамки. Школьники запускают свои первые в жизни стартапы — неважно, успешные или нет, ведь неудачи в инновационных индустриях ценны как опыт. К окончанию вуза у такого предпринимателя будет три-четыре проваленных проекта — а значит, первый настоящий бизнес будет более продуманным. Экосистема частных инноваций формирует почву для развития бизнеса в стране», — объяснил РБК генеральный директор и партнер GVA Замир Шухов.

Темпы роста

Согласно оценкам Global Market Insights, объем рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд в 2019 году. Ожидается, что он будет расти в среднем на 8% ежегодно — до $375 млрд в 2026-м.

Аналитики связывают это со многими факторами, включая проникновение технологий, актуализацию принципа lifelong learning и борьбу с неравным доступом к образованию. Одним из решений последнего может стать применение искусственного интеллекта. По прогнозу Accenture, к 2040 году ИИ-технологии смогут обеспечить поддержку полного среднего образования для 110 млн учеников и программ переквалификации для 3,3 млн соискателей.

Российский сегмент EdTech занимает только 1% в глобальном масштабе, но растет более быстрыми темпами. По данным «Интерфакс Академии», рынок цифрового образования в России на конец 2019 года достиг 45–50 млрд руб. Сегмент b2c оценивается в 38,5 млрд руб. (данные из совместного исследования TalentTech, EdMarket и «Нетологии»). Крупнейшие ниши — дополнительное школьное образование и образование взрослых — генерируют 10 млрд и 19 млрд руб. соответственно. Прогнозы роста всего рынка, не учитывающие последствия коронавируса, сводятся к 60 млрд руб. к 2023 году.

Эффект пандемии

Пандемия COVID-19 неоднозначно повлияла на крупнейшие ниши рынка.

b2c-сегмент

Его участники отмечают возросший интерес к формату. По словам Тамары Кочаровой, соосновательницы и совладелицы Training Space (OBLAKO Group), доход компании от ряда клиентов увеличился в пять—десять раз. Александр Ларьяновский, управляющий партнер SkyEng, считает, что, судя по прошлым кризисам, сегмент бизнес-образования останется востребованным. Люди предпочитают вкладываться в образование именно в периоды, когда экономика «на краю пропасти». Работодатели вновь будут диктовать условия на рынке труда, как это случалось после 2009 и 2014 годов, и будут тщательнее подходить к анализу навыков сотрудников, отмечает он в своей колонке для Inc. Russia.

Школьное дополнительное образование

За время самоизоляции использование школьных сервисов выросло на порядок. Это обусловлено тем, что многие платформы ускоренно внедряли новые бесплатные инструменты. Но возросшая нагрузка на платформы, технические проблемы и низкая цифровая грамотность всех участников процесса привели к отторжению формата удаленного обучения. Недавний опрос SuperJob показал, что почти 40% родителей школьников недовольны организацией онлайн-учебы.

«Экстремальная цифровизация этого сегмента, с одной стороны, играет на руку рынку. С другой — онлайном дети переполнены настолько, что дополнительные занятия их уже мало интересуют. Более того, наблюдается тотальная агрессия родителей по отношению к онлайн-образованию. Все это ставит в очень непредсказуемое положение ряд средних компаний в сегменте, продажи которых упали до минимума, — говорит Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2. — Кроме того, на рынке сказывается падение покупательской способности из-за кризиса и безработицы. В России и без того средний показатель трат семьи на образование был на уровне 0,3–4% (для сравнения: в Китае он достигает 25%). Сейчас эта статья расходов пересматривается в меньшую сторону».

Дополнительное образование взрослых

Спрос в этом сегменте в период самоизоляции рос скромнее — в среднем в два-три раза, но с сопоставимым влиянием на продажи. Например, у GeekBrains число студентов на платных курсах увеличилось почти на 90%, у «Лекториума» — в три раза, у 4brain.ru — в 2,5 раза. SkyEng отметил двукратный рост числа заявок на все индивидуальные занятия для взрослых и детей. При этом большинство платформ открывали бесплатный доступ к части контента.

Многие участники рынка уверены, что потенциал цифрового образования не удалось реализовать во время пандемии из-за малого интереса государства к диалогу с компаниями. Это основное препятствие для внедрения технологий в госсистему образования на всех уровнях.

«Массовый переход на диджитал произошел с таким скрипом и болью, что все — родители, учителя, директора школ — ждут возвращения к партам и устаревшим методам обучения, — отмечает Замир Шухов. — В целом рынок справился крайне плохо не из-за отсутствия продуктов, инноваций или стартапов, а потому что нет диалога между людьми, принимающими решения и распределяющими бюджеты, и теми, кто способен решать эти проблемы. Нужно объединять экспертизу на уровне государств, бизнесов, рынков».

Финансирование образования в мире

В рейтинг включены 36 государств из 46 членов и партнеров Организации экономического сотрудничества и развития. Источник: SkyEng

 

У EdTech в России — больше возможностей

В десятке крупнейших EdTech-компаний России большая часть предоставляют услуги дополнительного образования, остальные продают платформенные или программные решения. При этом в ведущей нише сохраняется потенциал для стартапов, что наглядно демонстрируют последние сделки. Так, в начале года российский стартап Novakid (онлайн-школа английского языка) привлек $1,5 млн со стороны венчурных фондов Leta Capital и BonAngels. В апреле Leta Capital инвестировал $1 млн в еще один российский проект — виртуального репетитора английского языка с элементами искусственного интеллекта MyBuddy.ai. Последняя сделка — проекция одного из главных трендов цифрового образования. По данным Deloitte, инвестиции только в американские EdTech-проекты на основе ИИ превысили $2,3 млрд в период с 2016-го по первый квартал 2019 года. Популярность технологии обусловлена возможностями алгоритмов в персонализации обучения.

Сегодня для российских стартапов в сфере EdTech складывается благоприятная экосистема. В развитии этого направления заинтересованы практически все крупные ИТ-компании страны, включая «Яндекс», Mail.ru Group, МТС, «Ростелеком», а также государство в лице «Сколкова». Кроме того, развивается рынок частных инвестиций. Так, в мае этого года образовательная онлайн-платформа «Умназия» привлекла от группы лиц $1 млн, которые планирует использовать на развитие проекта в России и на экспансию в Индию и Южную Америку.

С EdTech-стартапами проще выйти на международный уровень

Иностранные рынки сегодня дают много возможностей для масштабирования отечественных проектов. Так, «Алгоритмика» оперирует в 15 странах, включая США, Мексику, Австралию, Индию и Израиль, где активно продвигает модель франшизы.

При этом выход на зарубежные рынки требует особого внимания к локализации. Платформа «Учи.ру», которая присутствует в странах БРИКС, США, Канаде, Индонезии и Вьетнаме, учитывала местные особенности: например, знания китайских школьников по математике в среднем выше, чем по миру, а в Индии образовательные продукты чаще используются через смартфоны. В LinguaLeo существенно адаптировали формат в Бразилии, где аудитория предпочитает стандартизированные обучающие курсы и краткосрочную подписку. Для освоения других рынков (сервис также стартовал в Турции и Испании) компания запустила платформу, позволяющую любому пользователю перевести интерфейс сайта на родной язык.

Участие в EdTech-акселераторах может увеличить шансы на привлечение иностранных инвестиций, особенно на бурно развивающихся азиатских рынках. В Индии вложения в EdTech на фоне пандемии выросли, в то время как в других сферах динамика снизилась. В Китае после восстановления инвестиционной активности в марте отрасль стала одним из двух лидеров по объему сделок. Азиатские стартапы лидируют в рейтинге EdTech-единорогов HolonIQ. Тройка, занимающая верхние строчки, — Byju's, Yusnfudao и VIPKid — относится к сфере детского дополнительного обучения. Это еще раз доказывает связь рынка с глобальной повесткой дня.

Невзирая на временную нестабильность экономики, в мире назрел глобальный заказ на образовательные технологии. Об этом говорят и позиции международных организаций, и стратегии венчурных инвесторов. Некоторые экспертные прогнозы не исключают, что следующим ИТ-гигантом, подобным Apple, Amazon или Google, в десятилетней перспективе станет именно онлайн-школа.

Фото: EPA / ТАСС

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Татьяна Липская: «Устойчивое будущее не так далеко, как кажется» Татьяна Липская: «Устойчивое будущее не так далеко, как кажется»

Почему бизнес-сообщество должно нести ответственность за будущее планеты

РБК
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в научной фантастике появился сюжет о затерянных мирах

Наука и жизнь
Светлый ум Светлый ум

Первый в истории итальянской верфи Rossinavi катамаран

Y Magazine
Спать надо всем Спать надо всем

Почему важно изучать сон водных млекопитающих?

Наука и жизнь
История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций

История гибрида, обнаруженного в природе спустя столетие после его создания

Наука и жизнь
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
Sarissa морская Sarissa морская

Я не припомню, чтобы на одну лодку обрушился такой ливень из десяти наград

Y Magazine
Звуковое сопровождение Звуковое сопровождение

«Голос моря», стоячие волны, поющие пески, шепчущие стены и эхо

Вокруг света
Низкие цены сдержали рост экспорта Низкие цены сдержали рост экспорта

В натуральном выражении поставки продукции АПК увеличились

Агроинвестор
За гранью человеческого За гранью человеческого

Как воспринимают мир существа, наделенные нечеловеческими чувствами?

Вокруг света
Аx, белый теплоход… Аx, белый теплоход…

Astondoa Ax8 — моторная яхта-кроссовер из стеклопластика

Y Magazine
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
Житница и здравница Кавказа Житница и здравница Кавказа

Обзор АПК Ставропольского края

Агроинвестор
Тайна единорога Тайна единорога

«Дама с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, – шесть?

Вокруг света
Про лукавые орхидеи и цветочное царство Про лукавые орхидеи и цветочное царство

Какие уловки придумали растения для привлечения представителей животного царства

Наука и жизнь
Полный литий Полный литий

Есть ли способы продлить жизнь литиевому аккумулятору в мобильном телефоне?

Наука и жизнь
Акцент на разумную бережливость Акцент на разумную бережливость

Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Агроинвестор
Перекрестье чувств Перекрестье чувств

Разбираемся, что такое синестезия – загадочная способность к смешению чувств

Вокруг света
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
Princess S80. Чæстное мнение Princess S80. Чæстное мнение

Экстерьер, компоновка, отделка интерьера и ходовые качества Princess S80

Y Magazine
Разноцветные «снежки» Разноцветные «снежки»

Пухлые белоснежные ягоды этого кустарника, напоминающие снежки, знакомы многим

Наука и жизнь
«Всё необходимое для карри» «Всё необходимое для карри»

Как в Британии появились блюда с приправой карри

Наука и жизнь
Открыть в приложении