Российский рынок образовательных платформ в контексте глобальных трендов

РБКBiznes

Как закалялся EdTECH

Российский рынок образовательных платформ в контексте глобальных трендов

Автор: Лилия Ахмадеева

0:00 /
920.71

Российский EdTech-рынок переживает неоднозначные времена. С одной стороны, наплыв пользователей из-за массового перевода образовательных процессов в онлайн подверг его стресс-тесту, который выдержали далеко не все. С другой — новая роль в глобальной повестке создает небывалые перспективы для роста, развития и выхода на рынки проектам с любой территориальной принадлежностью.

Обеспечение качественного, доступного образования и развитие программы lifelong learning в этом году вошли в число приоритетов ООН (вместе с борьбой с голодом и экологическими вызовами). ЮНЕСКО считает, что устранить неравные возможности должны технологии, прежде всего сервисы для удаленного школьного обучения. Всемирный экономический форум (ВЭФ) инициировал программу «Образование 4.0», чтобы приблизить его к нуждам современной экономики. Программа предполагает запуск международного маркетплейса знаний, где учебные заведения мира смогут делать совместные образовательные проекты на одной онлайн-платформе.

EdTech поможет переобучить жертв роботизации

Разрыв в навыках на рынке труда увеличивается вместе с изменениями структуры экономики. Эксперты ВЭФ считают, что к 2025 году автоматизация упразднит 75 млн рабочих мест в мире, но создаст еще больше — 133 млн. Их займут специалисты с новыми квалификациями и диджитал-навыками, дефицит которых бизнес ощущает уже сейчас. Только в России сегодня не хватает 1 млн ИТ-специалистов. А согласно исследованию РАНХиГС, через десять лет будет роботизировано 20,1 млн рабочих мест (это почти половина мест официально трудоустроенных россиян). Даже если не брать в расчет футуристические прогнозы, тренд очевиден.

Компания Forrester, проведя опрос, выяснила, что в 2019 году почти половина предприятий увеличила расходы на софтовых роботов (которые обычно используются для автоматизации рутинных операций), а две трети планировали сделать это в течение 2020 года. И если какие-то сомнения у них еще оставались, пандемия COVID-19 помогла правильно расставить приоритеты.

Учитывая это, общество уже сегодня нуждается в инструментах обучения и переквалификации, которые может предоставить EdTech. Они будут востребованы и большим числом работодателей: опрос HR-служб компанией Deloitte показал, что предприятия предпочитают переучивать нанятых сотрудников, а не искать новых.

Онлайн-образование — драйвер социальных изменений

В обучающие технологии верят также визионеры-инвесторы и идеологи Кремниевой долины. Они вкладываются в EdTechплатформы, сотрудничают со школами, реформируют программы. В 2019 году сфера вновь привлекла рекордные объемы вложений — $18,66 млрд (годом ранее — $16,34 млрд).

EdTech (вместе с EcoTech и BioTech) — популярное направление для частных impact-инвестиций, т.е. для вложений состоятельных людей в общественно значимые направления.

Например, проект инновационного образования в африканских школах Bridge International Academy поддержал широкий круг инвесторов по всему миру, включая Learn Capital и Rethink Education, и фонды impact-инвестиций Omidyar Network и CDC. Компания Марка Цукерберга и Присциллы Чан Chan Zukerberg Initiative вложила $1,6 млн в проект для персонализированного детского образования Jefferson Education Exchange.

В Россию тоже начинает проникать идеология частных impact-инвестиций в образование. Например, основанная венчурным инвестором Магомедом Мусаевым компания GVA запустила программу Teen start, где школьников 12–15 лет обучают предпринимательству и готовят к запуску стартапов. Каждый второй проект доходит до стадии продаж.

«Задача акселератора — сформировать ранний пласт предпринимателей, независимых от государства и не загнанных в жесткие рамки. Школьники запускают свои первые в жизни стартапы — неважно, успешные или нет, ведь неудачи в инновационных индустриях ценны как опыт. К окончанию вуза у такого предпринимателя будет три-четыре проваленных проекта — а значит, первый настоящий бизнес будет более продуманным. Экосистема частных инноваций формирует почву для развития бизнеса в стране», — объяснил РБК генеральный директор и партнер GVA Замир Шухов.

Темпы роста

Согласно оценкам Global Market Insights, объем рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд в 2019 году. Ожидается, что он будет расти в среднем на 8% ежегодно — до $375 млрд в 2026-м.

Аналитики связывают это со многими факторами, включая проникновение технологий, актуализацию принципа lifelong learning и борьбу с неравным доступом к образованию. Одним из решений последнего может стать применение искусственного интеллекта. По прогнозу Accenture, к 2040 году ИИ-технологии смогут обеспечить поддержку полного среднего образования для 110 млн учеников и программ переквалификации для 3,3 млн соискателей.

Российский сегмент EdTech занимает только 1% в глобальном масштабе, но растет более быстрыми темпами. По данным «Интерфакс Академии», рынок цифрового образования в России на конец 2019 года достиг 45–50 млрд руб. Сегмент b2c оценивается в 38,5 млрд руб. (данные из совместного исследования TalentTech, EdMarket и «Нетологии»). Крупнейшие ниши — дополнительное школьное образование и образование взрослых — генерируют 10 млрд и 19 млрд руб. соответственно. Прогнозы роста всего рынка, не учитывающие последствия коронавируса, сводятся к 60 млрд руб. к 2023 году.

Эффект пандемии

Пандемия COVID-19 неоднозначно повлияла на крупнейшие ниши рынка.

b2c-сегмент

Его участники отмечают возросший интерес к формату. По словам Тамары Кочаровой, соосновательницы и совладелицы Training Space (OBLAKO Group), доход компании от ряда клиентов увеличился в пять—десять раз. Александр Ларьяновский, управляющий партнер SkyEng, считает, что, судя по прошлым кризисам, сегмент бизнес-образования останется востребованным. Люди предпочитают вкладываться в образование именно в периоды, когда экономика «на краю пропасти». Работодатели вновь будут диктовать условия на рынке труда, как это случалось после 2009 и 2014 годов, и будут тщательнее подходить к анализу навыков сотрудников, отмечает он в своей колонке для Inc. Russia.

Школьное дополнительное образование

За время самоизоляции использование школьных сервисов выросло на порядок. Это обусловлено тем, что многие платформы ускоренно внедряли новые бесплатные инструменты. Но возросшая нагрузка на платформы, технические проблемы и низкая цифровая грамотность всех участников процесса привели к отторжению формата удаленного обучения. Недавний опрос SuperJob показал, что почти 40% родителей школьников недовольны организацией онлайн-учебы.

«Экстремальная цифровизация этого сегмента, с одной стороны, играет на руку рынку. С другой — онлайном дети переполнены настолько, что дополнительные занятия их уже мало интересуют. Более того, наблюдается тотальная агрессия родителей по отношению к онлайн-образованию. Все это ставит в очень непредсказуемое положение ряд средних компаний в сегменте, продажи которых упали до минимума, — говорит Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2. — Кроме того, на рынке сказывается падение покупательской способности из-за кризиса и безработицы. В России и без того средний показатель трат семьи на образование был на уровне 0,3–4% (для сравнения: в Китае он достигает 25%). Сейчас эта статья расходов пересматривается в меньшую сторону».

Дополнительное образование взрослых

Спрос в этом сегменте в период самоизоляции рос скромнее — в среднем в два-три раза, но с сопоставимым влиянием на продажи. Например, у GeekBrains число студентов на платных курсах увеличилось почти на 90%, у «Лекториума» — в три раза, у 4brain.ru — в 2,5 раза. SkyEng отметил двукратный рост числа заявок на все индивидуальные занятия для взрослых и детей. При этом большинство платформ открывали бесплатный доступ к части контента.

Многие участники рынка уверены, что потенциал цифрового образования не удалось реализовать во время пандемии из-за малого интереса государства к диалогу с компаниями. Это основное препятствие для внедрения технологий в госсистему образования на всех уровнях.

«Массовый переход на диджитал произошел с таким скрипом и болью, что все — родители, учителя, директора школ — ждут возвращения к партам и устаревшим методам обучения, — отмечает Замир Шухов. — В целом рынок справился крайне плохо не из-за отсутствия продуктов, инноваций или стартапов, а потому что нет диалога между людьми, принимающими решения и распределяющими бюджеты, и теми, кто способен решать эти проблемы. Нужно объединять экспертизу на уровне государств, бизнесов, рынков».

Финансирование образования в мире

В рейтинг включены 36 государств из 46 членов и партнеров Организации экономического сотрудничества и развития. Источник: SkyEng

 

У EdTech в России — больше возможностей

В десятке крупнейших EdTech-компаний России большая часть предоставляют услуги дополнительного образования, остальные продают платформенные или программные решения. При этом в ведущей нише сохраняется потенциал для стартапов, что наглядно демонстрируют последние сделки. Так, в начале года российский стартап Novakid (онлайн-школа английского языка) привлек $1,5 млн со стороны венчурных фондов Leta Capital и BonAngels. В апреле Leta Capital инвестировал $1 млн в еще один российский проект — виртуального репетитора английского языка с элементами искусственного интеллекта MyBuddy.ai. Последняя сделка — проекция одного из главных трендов цифрового образования. По данным Deloitte, инвестиции только в американские EdTech-проекты на основе ИИ превысили $2,3 млрд в период с 2016-го по первый квартал 2019 года. Популярность технологии обусловлена возможностями алгоритмов в персонализации обучения.

Сегодня для российских стартапов в сфере EdTech складывается благоприятная экосистема. В развитии этого направления заинтересованы практически все крупные ИТ-компании страны, включая «Яндекс», Mail.ru Group, МТС, «Ростелеком», а также государство в лице «Сколкова». Кроме того, развивается рынок частных инвестиций. Так, в мае этого года образовательная онлайн-платформа «Умназия» привлекла от группы лиц $1 млн, которые планирует использовать на развитие проекта в России и на экспансию в Индию и Южную Америку.

С EdTech-стартапами проще выйти на международный уровень

Иностранные рынки сегодня дают много возможностей для масштабирования отечественных проектов. Так, «Алгоритмика» оперирует в 15 странах, включая США, Мексику, Австралию, Индию и Израиль, где активно продвигает модель франшизы.

При этом выход на зарубежные рынки требует особого внимания к локализации. Платформа «Учи.ру», которая присутствует в странах БРИКС, США, Канаде, Индонезии и Вьетнаме, учитывала местные особенности: например, знания китайских школьников по математике в среднем выше, чем по миру, а в Индии образовательные продукты чаще используются через смартфоны. В LinguaLeo существенно адаптировали формат в Бразилии, где аудитория предпочитает стандартизированные обучающие курсы и краткосрочную подписку. Для освоения других рынков (сервис также стартовал в Турции и Испании) компания запустила платформу, позволяющую любому пользователю перевести интерфейс сайта на родной язык.

Участие в EdTech-акселераторах может увеличить шансы на привлечение иностранных инвестиций, особенно на бурно развивающихся азиатских рынках. В Индии вложения в EdTech на фоне пандемии выросли, в то время как в других сферах динамика снизилась. В Китае после восстановления инвестиционной активности в марте отрасль стала одним из двух лидеров по объему сделок. Азиатские стартапы лидируют в рейтинге EdTech-единорогов HolonIQ. Тройка, занимающая верхние строчки, — Byju's, Yusnfudao и VIPKid — относится к сфере детского дополнительного обучения. Это еще раз доказывает связь рынка с глобальной повесткой дня.

Невзирая на временную нестабильность экономики, в мире назрел глобальный заказ на образовательные технологии. Об этом говорят и позиции международных организаций, и стратегии венчурных инвесторов. Некоторые экспертные прогнозы не исключают, что следующим ИТ-гигантом, подобным Apple, Amazon или Google, в десятилетней перспективе станет именно онлайн-школа.

Фото: EPA / ТАСС

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Правила игры для промышленного майнинга Правила игры для промышленного майнинга

Что думают эксперты о легализации добычи криптовалют

РБК
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света

Тут вся кии штуки

Maxim
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Ванкель — движение по кругу Ванкель — движение по кругу

Как изобретался и развивался роторно-поршневой двигатель?

Наука и жизнь
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизнь
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Булгаковское Средневековье Булгаковское Средневековье

Что роман «Мастер и Маргарита» унаследовал от Средневековья

Вокруг света
«Нельзя быть безразличным к своей профессии» «Нельзя быть безразличным к своей профессии»

Энолог винодельни «СоберБаш» о важности рейтингов и выборе профессии

РБК
6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом 6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом

Разбираемся в причинах «белого разворота» в мире вина

РБК
Зеленый древесный питон Зеленый древесный питон

Наш герой – зеленый, или древесный, питон – вид ромбических питонов

Знание – сила
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
Почитатели стихий Почитатели стихий

Как «лишний» первоэлемент меняет весь мир

Вокруг света
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Ни рук, ни ног — вообще ничего… Ни рук, ни ног — вообще ничего…

Что представляют собой змеи, чем они опасны и чем прекрасны?

Наука и жизнь
Новости науки Новости науки

Масса W-бозона, сверхредкий распад частиц и избыток черных дыр

Знание – сила
Скорпионы и лавры: говорящие детали Скорпионы и лавры: говорящие детали

10 портретов-ребусов эпохи Возрождения

Вокруг света
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Популяризация свинины Популяризация свинины

Что поможет увеличению потребления свинины

Агроинвестор
Один день в долине Маадим Один день в долине Маадим

Рассказ Станислава Романова «Один день в долине Маадим»

Знание – сила
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Софонисба Вторая… — Первая! Софонисба Вторая… — Первая!

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – сила
Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России

Почему наконец совершился знаковый качественный прорыв в белых винах

РБК
Жизнь после жизни: цветок и плод Жизнь после жизни: цветок и плод

Как на месте угасающего цветка начинает своё развитие плод

Наука и жизнь
2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года 2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года

Список археологических открытий 2024 года, которые привлекли внимание

Наука и жизнь
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Элементарно, Ватсон Элементарно, Ватсон

Портрет необъятной Викторианской эпохи в пяти предметах

Вокруг света
Бродский и его окружение Бродский и его окружение

Размышляем о роли вина в жизни и поэзии Иосифа Бродского

РБК
Открыть в приложении