Композитная печать
Anisoprint и промышленный 3D-принтер
В конце апреля Федор Антонов и Андрей Азаров взошли на борт самолета Москва — Ганновер с большой металлической коробкой, обернутой в полиэтилен: основатели стартапа Anisoprint повезли в Германию свой 3D-принтер Composer. В первом немецком турне они встретились с людьми из Airbus, BMW и Schaeffler, а также представили свой принтер на выставке Hannover Messe.
Обычные 3D-принтеры печатают пластиком — их можно использовать для прототипов, но не для изготовления деталей, подвергающихся нагрузке: пластик слишком непрочный материал, объясняет гендиректор Anisoprint Антонов. Есть принтеры, печатающие металлом, но это так дорого (около $4 тыс. за 1 кг деталей), что в промышленных масштабах их применение не имеет смысла, продолжает он.
Принтер Anisoprint тоже использует пластик, но во время печати пускает внутри непрерывное армирующее волокно — углеродную нить. Получается углепластик — прочный, но легкий материал, из которого уже можно создавать промышленные детали разной формы. «С помощью такого принтера можно печатать небольшие детали сложной формы из композитов, а раньше делать такое было невозможно», — говорит Антонов.
В 2017-м стартап запустил предпродажи первого 3D-принтера, небольшого устройства, которое печатает детали на площади, равной листу А4. По предзаказу он стоит 325 тыс. руб., летом цена может вырасти вдвое, говорит Антонов. Покупают принтеры в основном лаборатории и университеты для экспериментов с новыми материалами, а также центры 3D-печати, которые делают детали на заказ.
Стартап готовит к выходу на рынок промышленную версию принтера для авиационной и автомобильной промышленности — ее и планируют тестировать крупные промышленные холдинги на своих производствах. Настольный принтер — трех-координатный, может печатать только по направлениям вправо-влево и вверх-вниз; в промышленном будет установлен робот, который сможет класть волокна в любом направлении.
В апреле Anisoprint открыл представительство в Люксембурге. Антонов надеется, что привлечет иностранных инвесторов: за год компания надеется собрать $4–5 млн. Переговоры со стартапом уже ведет гамбургская CTC, «дочка» Airbus по композитным технологиям. «Больше всего нас заинтересовало открытое ПО. То есть у нас есть полный доступ ко всем параметрам процесса печати, что большая редкость на рынке», — рассказал представитель компании Кристиан Метцнер. Если тесты пройдут успешно, немецкая компания могла бы использовать принтер для печати деталей для беспилотников, уточняет он: «В целом такие материалы хорошо подходят для конструкционных деталей в аэрокосмической сфере».
Фото: Арсений Несходимов для РБК