Места знать надо
Как города мира конкурируют за лидеров хай-тека, науки и креативных индустрий
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал конкурентные преимущества городов с точки зрения их привлекательности для изобретателей и представителей творческих профессий. Итогом этого исследования стало вышедшее в апреле 2023 года второе издание «Рейтинга инновационной привлекательности мировых городов». Разбираемся, какие российские мегаполисы попали в список 200 городов мира, включенных в HSE Global Cities Innovation Index, где созданы лучшие условия для инноваторов.
Глобальная перепись талантов и гениев
Рейтинг HSE Global Cities Innovation Index 2023 (HSE GCII 2023) нацелен на комплексное измерение привлекательности городов для инноваторов. В его основе лежит оригинальная система из 74 показателей, сгруппированных в три блока: технологическое развитие, креативные индустрии и городская среда. Ядром рейтинга являются признанные международные источники данных, отвечающие критериям надежности, прозрачности и сопоставимости, многие из которых впервые были рассчитаны авторами на уровне городов.
Например, источником данных по стартапам, «единорогам» и венчурным инвесторам выступила крупнейшая платформа Crunchbase. Для отбора инновационных компаний с самыми высокими расходами на исследования и разработки использовались данные международного рейтинга R&D Scoreboard, а для поиска высокоцитируемых ученых — база данных Web of Science.
При этом последняя предоставляет сведения лишь о персоналиях без указания конкретного города, поэтому отдельный пласт работ составил поиск аффилиации ученых с университетами и исследовательскими организациями, а затем и с соответствующими городами. В совокупности были изучены карьерные траектории более чем 6 тыс. наиболее известных деятелей науки.
Для поиска модных брендов, представляющих тот ли иной город, аккумулировались данные с сайтов мировых онлайн-ретейлеров, среди которых популярная платформа FARFETCH (в общей сложности 2589 брендов). Релевантную информацию об уникальных исторических местах, музеях и театрах, живописных прогулочных зонах предоставляет сайт Tripadvisor. Именно эти данные, подтвержденные предпочтениями жителей и гостей конкретного города, были положены в основу измерения туристической привлекательности.
21 980 лидеров экономики инноваций живут в 2769 населенных пунктах 135 стран мира. 200 городов вошли в итоговый рейтинг.
Аналогичная работа была проделана по всем остальным показателям с использованием десятков специализированных баз данных. Всего мы насчитали 21 980 лидеров экономики инноваций, которые живут в 2769 населенных пунктах в 135 странах мира. В итоговый рейтинг мы включили топ-200 городов, два из которых располагаются в России— Москва (10-е место) и Санкт-Петербург (82-е).
Выбор технологических и креативных лидеров
Сегодня мир движется к глобальному технопаритету. Топ–20 мировых городов по уровню технологического развития поровну разделили Восток и Запад. Азию в этом списке представляют Пекин, Токио, Шанхай, Сеул, Шэньчжэнь и др., а среди городов из Большой Европы и Нового Света — Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лондон, Москва и Париж.
Наиболее знаковой является конкуренция США и Китая. В топ-20 интегрального индекса инновационной привлекательности вошли по пять городов от этих двух стран, в топ–50 — по девять, а в пределах топ–100 расстановка сил меняется — здесь разместились 15 китайских городов и 21 американский. Получается, что по числу мегагородов Китай и США сравнялись, но у США дополнительно есть сильная группа городов второго эшелона, не столь больших, но привлекательных и конкурентоспособных в своих нишах.
Сильной стороной азиатских городов являются крупные корпорации. В частности, Токио занял первую строчку по их числу, сосредоточив 200 из 2500 штаб-квартир мировых компаний с самыми высокими расходами на R&D. Запад же стал абсолютным лидером в венчурном бизнесе во главе с Сан-Франциско — самым привлекательным городом для стартапов.
Еще одно важное отличие связано с характером исследовательской активности городов Востока и Запада—массовым в первом случае и элитарным во втором. Публикационная активность Пекина почти в 2,5 раза выше, чем у ближайшего западного конкурента Вашингтона (708 тыс. научных публикаций против 300 тыс.), но мировая элита в лице лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий, а также высокоцитируемых ученых все же живет на Западе. Если Пекин выбрали только два лауреата престижных премий, то в Бостоне их 40, в Нью-Йорке — 24, а в Париже — 16.
Креативные лидеры оказались еще более избирательными в выборе места своего расположения. Топ–5 самых креативных городов (Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Париж и Токио) аккумулируют более половины всех глобально признанных модных брендов, а также выдающихся архитекторов и архитектурных бюро. Наше внимание к лидерам обусловлено известным в науке механизмом под названием «экономика суперзвезд», смысл которого иллюстрирует следующий пример: на 1% музыкантов приходится около 77% выручки в музыкальной индустрии. Получается, что креативными видами деятельности могут заниматься многие города, но экономические эффекты получат лишь те, кто преуспеет в выращивании, сохранении или привлечении лидеров.
Из 200 самых привлекательных для инноваторов городов мира на топ-10 пришлось:
24% высокоцитируемых ученых, 30% лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий, 60% компаний-«единорогов».
В них сосредоточены:
55% признанных в мире fashion-брендов, 65% компаний—производителей высокорейтинговых фильмов, 70% художников—лидеров аукционных продаж.
Интересно, что успешные представители креативных индустрий тяготеют друг к другу сильнее, чем к технологическим лидерам, за исключением венчурного бизнеса. Исследование показало, что стартап-столицы одновременно выступают точками концентрации креативных отраслей. А креативные лидеры, в свою очередь, нередко оказываются среди самых дорогостоящих компаний, привлекающих венчурный капитал.
Например, в топ–10 самых дорогих «единорогов» мира входит компания SHEIN —производитель ультрадешевой одежды из Китая. Ее бизнес-модель построена на контрактном производстве изделий «быстрой моды» и репликации европейских тенденций. Еще несколько лет назад о SHEIN не было ничего известно, а сейчас оценка ее стоимости почти в два раза превосходит капитализацию ПАО «Газпром».
Уровень развития урбан-среды менее всего разделяет города-лидеры. Но здесь важно другое: современные технологии, например публичный Wi-Fi, покупают и внедряют почти все города мира, однако масштабно создают инновации и притягивают творцов технологий и смыслов лишь единицы.
Городам, которые стремятся выращивать или привлекать инноваторов, важно помнить, что последние чрезвычайно мобильны и избирательны. По нашим расчетам, больше 30% создателей компаний-«единорогов» являются иммигрантами. Для сравнения: сопоставимый уровень мобильности — у нобелевских лауреатов. Больше всего миллиардных стартаперов уезжает из Израиля, Индии, Китая, США и Великобритании. При этом одним из самых популярных направлений среди выходцев из США, помимо Канады и Великобритании, является Китай.
Основатели «единорогов» — это супермобильные инноваторы современности.
Более 30% создателей миллиардных венчуров построили бизнес за пределами своей родины. Привлекательными для самых успешных стартаперов оказались лишь 32 страны, в то время как география стран их происхождения охватывает 85 государств. С участием выходцев из Индии созданы 85 компаний-«единорогов», Израиля — 71, континентального Китая — 45, США — 39, Великобритании — 37, России — 27.
Кочевники с пропиской и доноры интеллекта
Некоторые города, которые до сих пор не входили в число главных центров притяжения талантов, разрабатывают собственные инструменты для привлечения зарубежных лидеров экономики инноваций. В Шэньчжэне действует программа «Павлин», которая предлагает выдающимся ученым и изобретателям, руководителям технологических компаний и университетов, признанным деятелям искусства и креативных индустрий индивидуальные гранты в размере до $500 тыс., помощь в трудоустройстве или создании технологического бизнеса, обеспечение жильем, медицинское страхование, обучение для детей и ряд других стимулов.
Вместе с тем даже Лондон — абсолютный лидер рейтинга HSE GCII 2023 — не почивает на лаврах, а продолжает совершенствовать политику привлечения талантов. Об этом свидетельствует принятая в постпандемийный период UK Innovation Strategy, цель которой — превратить страну в глобально привлекательный центр знаний, уникального творчества и технологического предпринимательства. Следуя выбранному курсу, власти Великобритании создали Управление по талантам, которое отвечает за привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа и смягчение миграционных процедур.
В целях совершенствования миграционных маршрутов были разработаны специальные визы для лиц с высоким потенциалом, окончивших один из топ–50 зарубежных университетов по версии рейтингов QS, THE, ARWU, и виза для быстрорастущих компаний, которая позволяет нанимать высококвалифицированных иностранных специалистов в упрощенном формате. Стратегия предусматривает также запуск визы для технологических предпринимателей, желающих открыть новый бизнес на Туманном Альбионе.
Опора сугубо на внутренние ресурсы, попытка подготовить свои собственные кадры под стремительно растущее число критически важных для развития экономики технологических направлений, подталкивание «старых» организаций рисковать с новыми технологиями и рынками уже не позволяют конкурировать на равных. Территории, которые не стремятся предложить талантам со всего мира эксклюзивные условия, все равно невольно участвуют в такой конкуренции, правда, в роли доноров интеллекта.
Шанс для малых и средних городов
Наряду с «суперзвездами» инновационной экономики по абсолютному числу представленных в них технологических и креативных лидеров в рейтинге HSE GCII 2023 присутствуют небольшие, но эффективные города, в которых таких лидеров оказалось больше в пересчете на численность населения. В среднем в них проживают около 750 тыс. человек, а без учета двух миллионников, Бостона и Мюнхена, — менее 200 тыс. человек.
Важной особенностью городов с самой высокой плотностью инновационных лидеров является наличие признанных мировых университетов. Например, в Итаке (1-е место по инновационной эффективности и 118-е — в HSE GCII 2023) расположен Корнельский университет, входящий в Лигу плюща, в Дареме (2-е и 108-е) — Университет Дьюка, входящий в Исследовательский треугольник Северной Каролины, в Рочестере (3-е и 191-е) — Медицинский и научный колледж клиники Мэйо (ведущий центр медицинских исследований США), в немецком Гейдельберге (4-е и 138-е) — одноименный Гейдельбергский университет, старейший в Германии.
Вместе с тем было бы неверно классифицировать названные центры инновационной эффективности как исключительно университетские городки или наукограды, поскольку эти небольшие локации знамениты не только деятелями науки, но и выдающимися представителями технологического бизнеса. В каждом из первых 50 таких городов есть высокоцитируемые ученые, в 30 из них живет и работает хотя бы один лауреат Нобелевской или Филдсовской премии, в 37 находится штаб-квартира хотя бы одной крупной технологической компании, а в 23 зарегистрирована компания-«единорог». Их научные традиции актуальны, а среда способна порождать технологии и компании, востребованные во всем мире.
В каких городах предпочитают жить лидеры экономики инноваций
Места в рейтинге инновационной привлекательности мировых городов (HSE GCII 2023)
Структура рейтинга HSE GCII 2023 (субиндексы)
Топ-100 городов рейтинга HSE GCII 2023
Фото: из личного архива, Leon Macapagal / Pexels, Markus Winkler / Unsplash, Aimin Tang / Getty Images; Joshua Fernandez / Unsplash