Уже пора понять: от нас зависит, что останется нашим детям

РБКBiznes

Михаил Бабенко: Быть экологически ответственным выгодно

Выпускник МГУ им. Ломоносова, к.э.н., с 2014 года — директор программы «Зеленая экономика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России. До прихода в фонд работал в Программе развития ООН (ПРООН), Евразийском банке развития и других институтах развития. В WWF России пришел координатором по нефтегазовому сектору Глобальной арктической программы в 2011 году. В качестве приглашенного эксперта Арктического совета участвовал в разработке соглашения по готовности и ликвидации нефтеразливов. Выступает инициатором развития «зеленого» финансирования: участвовал в выпуске первых в России «зеленых» облигаций, работал над адаптацией Целей устойчивого развития ООН для РФ. По инициативе Бабенко вышел русскоязычный глоссарий по «зеленой» экономике и проведено первое исследование по практике ответственного финансирования в российском банковском секторе.

Для понимания термина «зеленая экономика» нужно осмыслить одну довольно простую вещь: любая деятельность имеет не только финансово-экономический результат, но и внешнее дополнительное воздействие. Как положительное, так и отрицательное. У российского бизнеса до недавнего времени это воздействие было в основном отрицательным — изъятие ресурсов, трансформация ландшафтов, загрязнение окружающей среды. Однако потребителю, особенно так называемому поколению Z, теперь важно не только то, что он покупает, но и история, связанная с производством покупки. И это начинает менять способы ведения бизнеса в сторону экологической ответственности, утверждает директор программы «Зеленая экономика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) Михаил Бабенко.

Рубль плюс

Возьмем, к примеру, лесное хозяйство: можно оставить после себя пустыню, а можно снова посадить лес, и если правильно ухаживать, через несколько десятилетий иметь на том же самом месте новое сырье. Да, речь идет о дополнительной нагрузке — вложениях, создании инфраструктуры, привлечении мощностей. Но из этого вовсе не обязательно следуют убытки или снижение прибыльности.

Или вот горно-металлургические компании. Почему они начинают иначе смотреть на бизнес? Потому что партнеры задают вопросы: как были добыты эти ресурсы? Оценивают имиджевые риски: не были ли нарушены социальные права работников, нет ли риска аварий, когда, например, может быть истреблено все живое в бассейне реки. Это риски, касающиеся не только самой компании, но и ее кредиторов, покупателей, поставщиков, сотрудников. Снижение таких рисков хоть и требует инвестиций, но в итоге приводит к снижению издержек по всей цепочке поставок. Так реализуется концепция «рубль плюс».

Мы говорим об этом уже лет десять, и лишь недавно нас начали слышать. Мы пытаемся донести до лиц, принимающих решения в государстве и бизнесе, что быть экологически ответственным выгодно. Есть реальные примеры, когда ESG-рейтинг (Environmental, Social, Governance — окружающая среда, общество, корпоративное управление. — РБК) помогал привлечь более дешевые заемные средства. Мне известны как минимум три такие истории у финансовой группы ING, когда для компаний с высоким качеством управления экологическими рисками создавались специальные кредитно-инвестиционные продукты, поскольку такие компании показывают более устойчивый и стабильный рост стоимости.

Бизнес начинает искать новые модели развития. Например, «ноль отходов на полигон» — ищут потребителей на отходы, и это направление превращается в отдельную бизнес-единицу. Сложнее всего здесь дается на самом деле очень простая вещь — сесть и подсчитать. Например, энергоэффективность. Начинаешь разговор об этом, а в ответ: это вы про лампочки что ли? В том смысле, что есть дела поважнее. Но когда стоит вопрос выживания бизнеса, как раз надо ловить мелочи и уходить от подхода Business as usual (все делаем как обычно) — снижать платежи и зарабатывать на том, что приносило убыток или просто выбрасывалось. Потом ведь оказывается, что новые решения становятся экономически выгодными меньше чем за год.

Мы говорили с ретейлерами, подписавшими меморандум об устойчивом развитии, про то, что их побудило к этому. Первое — требование инвесторов, и особенно это важно для тех, чьи бумаги обращаются на биржах за пределами России. Что вы делаете в области устойчивого развития? Как измеряете? Как формулируете свою роль в устойчивом развитии? И инвесторы ожидают конкретные цифры, а от наличия или отсутствия ответов зависит привлекательность компании для инвестиций.

Второе — потребитель. Его роль пока не очень велика, но появляется новый слой покупателей, которым важно, например, что рыба добыта без ущерба экосистеме. Они ищут на полках магазинов наклейки «эко». Хотя часто такие наклейки не имеют реального отношения к экологической безопасности, появился даже термин «гринвошинг», или «зеленый камуфляж». Но факт остается фактом: ретейлеры адаптируют полки под спрос, им приходится считаться с изменениями спроса, и это сказывается на их поставщиках.

И есть еще один неожиданный драйвер: требования сотрудников. Людям действительно не все равно, в какой компании они работают.

Конечно, если бизнес-модель заточена на снятие сливок и исчезновение, то ответственное ведение дел для компании неактуально. Но уже пора понять: от нас зависит, что останется нашим детям.

Молодо-зелено

Да, «зеленую наклейку» в магазине чаще всего требуют представители поколения Z, которое «еще не окончило колледж» и на которое «мы еще посмотрим через десять лет». Грета Тунберг высказалась от имени этого поколения, и хотя за ней есть целое движение молодежи, реальных рычагов в части принятия решений пока нет. И, может быть, во многом это дань моде. Предсказывать, как поведет себя поколение Z через десяток лет, вряд ли возможно. Но каждое поколение оставляет след в образе жизни. Хиппи нам оставили не только джинсы — мода прошла, но мир уже перестал быть таким, каким был до них. И новая мода может в итоге оказаться новой экосистемой, новой природой нашего мира. Осознанный выбор, поиск новых бизнес-моделей — это все может стать очень мощным драйвером новых технологических решений и побочных продуктов. Многие решения можно найти у самой природы: взять те же деревья — вновь посаженный лес, за которым ухаживают, растет быстрее, он более качественный, лучше поглощает углекислоту, восстанавливает экосистему для дикой природы. И его опять можно вырубить и опять посадить. Крупные компании, управляемые иногда теми самыми бывшими хиппи, смотрят больше чем на десять лет вперед. И им нужно искать решения, чтобы соответствовать массовому спросу. Протест нового поколения направлен против медлительности чиновников. Но многие государства уже принимают стратегии «зеленого» развития. И мы видим их первые результаты — например, страны Скандинавии целенаправленно уходят от использования углеводородов. А иногда это не превентивная, но вынужденная мера. В 2013 году Казахстан принял стратегию перехода на «зеленую экономику»: страна просто поняла, что к 2025– 2030 годам столкнется с дефицитом пресной воды. Китай делает сегодня фантастические вещи — правда, сначала пришлось столкнуться с тем, что во многих городах стало сложно передвигаться без респиратора. Дышать нечем, и китайцы теперь ограничивают кредитование для загрязняющих воздух предприятий, и действуют очень быстро. Они уже отказались от строительства 150 угольных электростанций, вводят мораторий на рубку лесов.

Что такое хорошо и что такое плохо? Если решения принимаются на волне, на хайпе, и эта волна превращается в необдуманное регулирование — это нехорошо. Это рост административной нагрузки, риск появления финансовых пузырей. Но все больше компаний становятся «зелеными», потому что это выгодно и создает дополнительную стоимость, обеспечивает ресурс на десятилетия вперед. Например, ретейлеры, получающие овощи и фрукты с Севера Африки. Климат меняется, и может оказаться, что продуктов оттуда скоро не будет — так что ретейлерам просто приходится заниматься охраной природы и адаптацией, чтобы снижать долгосрочные риски. И самый большой плюс — эту пользу обязательно оценит потребитель.

Фото: Владислав Шатило для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Глобальные тренды, локальные решения Глобальные тренды, локальные решения

Как ESG-повестка меняет компании российского ретейла

РБК
Золотые часы и минуты Золотые часы и минуты

Сколько зарабатывают лондонские юристы на семейных спорах богатых россиян

Forbes
Наука и жизнь в начале XX века Наука и жизнь в начале XX века

О чем писали в журнале 100 лет назад

Наука и жизнь
«Zеленый» протест «Zеленый» протест

В авангард борцов с экологическими угрозами выдвинулась армия молодых активистов

РБК
Стая товарищей Стая товарищей

Рассказ Елены Первушиной

Наука и жизнь
Агнец Божий Агнец Божий

Главный пасхальный суп по версии греческих хозяек

Вокруг света
Как электронная почта, криптовалюты и искусственный интеллект повышают градус планеты Как электронная почта, криптовалюты и искусственный интеллект повышают градус планеты

Многие новые технологии не столько решают, сколько создают проблемы на планете

РБК
Ваятель Павел Соколов Ваятель Павел Соколов

«Золотым веком» русской скульптуры принято называть эпоху классицизма

Наука и жизнь
Путешествие в тарантасе с кокурками, скородумками и другим дорожным припасом Путешествие в тарантасе с кокурками, скородумками и другим дорожным припасом

Домашние припасы по-гоголевски

Наука и жизнь
Манул-«Партизан» Манул-«Партизан»

Экспедиция по Горному Алтаю в поисках краснокнижного манула

Наука и жизнь
Великая красота Великая красота

Соединение природы с архитектурой XVII века и невероятное изящество

Seasons of life
Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Очерк третий. Эйнштейн в Америке

Наука и жизнь
Александр Чернокульский: Через 50 лет борьба за климат обойдется дороже Александр Чернокульский: Через 50 лет борьба за климат обойдется дороже

Интервью с климатологом Александром Чернокульским

РБК
Возвращение Возвращение

Как Александр Соколов убеждает участников списка Forbes отдавать долги

Forbes
Первые по праву Первые по праву

Как юридическая фирма ЕПАМ стала самой крупной фирмой в России

Forbes
Ностальгия по Мадонне Ностальгия по Мадонне

Отправляемся тосканским маршрутом Андрея Тарковского и Тонино Гуэрры

Seasons of life
Слезы капали Слезы капали

Дизайнер Полина Осипова не догадывалась, что будет продавать свои слезы

Seasons of life
Взрослые игры Взрослые игры

Дом с двумя игровыми комнатами: одна для детей, а вторая — для их родителей

AD
Как начать инвестировать в облигации Как начать инвестировать в облигации

Рекомендации для тех, кто делает первые шаги на фондовом рынке

РБК
Тусовочное место Тусовочное место

Как основатели Bash.Today цифровизировали сферу организации мероприятий

Forbes
Майкл Шелленбергер: 15 аргументов экоскептика Майкл Шелленбергер: 15 аргументов экоскептика

Так ли апокалиптично будущее, как его представляют экоактивисты?

РБК
Бешеные деньги Бешеные деньги

Правила жизни в эпоху низких ставок

Forbes
Лориська Лориська

Мы говорили с Лорой Гуэрра, когда в России еще лежал снег

Seasons of life
Доплата за переработку Доплата за переработку

Как мусорная реформа чуть не выбросила на свалку истории мелкие компании

РБК
Они все страдают Они все страдают

Почему все так полюбили непонятные древние картинки со смешными подписями

Вокруг света
Яйцо высшей категории Яйцо высшей категории

Мистика и символика пасхального яйца — писанки

Вокруг света
О чём пишут научно-популярные журналы мира О чём пишут научно-популярные журналы мира

Интересные исследования и новости научного мира

Наука и жизнь
Бабушка надвое сказала Бабушка надвое сказала

Петербургская квартира дизайнера Тимофея Вересновского

AD
Гулять, дышать, читать стихи Гулять, дышать, читать стихи

Три современных поэтов, близких нам по времени и пространству, чувствам и словам

Seasons of life
Получили квартиру! Получили квартиру!

Идущие мимо прохожие с любопытством заглядывают в окна новой студии Seasons

Seasons of life
Открыть в приложении