Как дизайнер-самоучка из Молдавии пробился в  Голливуд

РБКHi-Tech

Тема номера – роботехника

Мистер робот

Как дизайнер Виталий Булгаров стал создателем «мехов» и киборгов

«И почему я чувствую себя Сигурни Уивер?» — под аплодисменты шутил основатель Amazon Джефф Безос, стоя в марте на сцене конференции MARS в Палм-Спрингс, полностью закованный в роботизированную «броню». Он не случайно вспоминал голливудскую классику: именно в центре мировой киноиндустрии ковал свою репутацию дизайнер «брони» Виталий Булгаров. Журнал РБК узнал у Булгарова, как он превращал в киборга Скарлетт Йоханссон и почему американского миллиардера заинтересовал его робокостюм

Текст: Иван Осипов

«Сразу после того, как мы выложили в интернет видео с тестами, получили e-mail от Amazon с предложением привезти робокостюм в США. Сюрпризом «Безос в роботе» не стал — команда готовилась за месяц до MARS», — вспоминает Булгаров. В корейской компании Hankook Mirae Technology, создавшей робота, он удаленно работает главным дизайнером.

Основал Hankook Mirae Technology мультимиллионер Ян Чинхо, бывший топ-менеджер корейских технологических компаний и серийный предприниматель. Еще в детстве он увлекся аниме о боевых роботах-«мехах» «Робот Тхэквон V» и «Мазингер Зет» и после сорока решил посвятить себя бизнес-«экранизации» любимых мультфильмов. В Hankook Mirae (в переводе с корейского Hankook — «Корея», Mirae — «будущее») он вложил порядка $200 млн. Одно из первых предложений о работе сделал Булгарову в феврале 2014 года, лично прилетев для этого к нему в Лас-Вегас.

Проект получил название Method, обеспечивали около 30 инженеров. «Настрой команды мне очень понравился, я сразу начал работать над концептами», — говорит дизайнер. Чинхо поставил задачу построить «первый в мире функциональный прототип».

«Мы определили минимальный диапазон движений, степень свободы суставов. Техническая команда модифицировала сервомоторы, и тогда уже я сделал финальную версию дизайна», — рассказывает Булгаров.

Рабочий процесс занял более года, все это время Hankook Mirae держала проект в тайне и лишь в конце декабря через аккаунты Булгарова в соцсетях представила первые деморолики. В них зрители увидели 4-метрового двуногого робота весом 1,5 т, оснащенного 46 высокомоментными электродвигателями и многочисленными сенсорами движения. Внутри корпуса-кабины помещается оператор, который с помощью похожих на джойстики панелей управляет 130-килограммовыми пятипалыми руками «меха», а с помощью педалей переставляет ноги машины.

Method повторяет движения оператора, им также можно управлять дистанционно. Пока робот умеет двигаться только вперед и назад и не может обходиться без внешнего источника питания (в будущем кабель должна сменить батарея), но будет эволюционировать, обещают создатели. «Он как ребенок, которому исполнился год, но который развивается на глазах», — говорил Чинхо The Telegraph.

Виталий сам регулярно участвует в тестах прототипа пилотируемого робота Method

Булгаров подтверждает амбициозные планы: «Например, для текущего прототипа мы используем алюминий и карбон в равных пропорциях, а в следующей версии полностью перейдем на карбон, чтобы уменьшить вес без потери прочности». До конца 2017-го Hankook Mirae намерена представить первую коммерческую версию робота стоимостью $8,3 млн.

В корейских СМИ обсуждается идея патрулирования Method границы с КНДР, а Чинхо предлагал использовать робота для работы на территории, пострадавшей от аварии на АЭС «Фукусима» в Японии.

Часть экспертов отнеслась к проекту со скепсисом, отмечал портал Live Science. Критиков смущают чрезмерная закрытость Hankook Mirae и сами деморолики, на которых они отмечали небывалую для роботостроения чистота в цехе компании и отсутствие тряски в момент «прогулки» Method. Зато проект поддержал Безос, аттестовав продукт как «выдающийся». Детали «про команду и историю» Hankook Mirae скоро раскроет в официальном пресс-релизе, обещает Булгаров.

Внешне Method похож разом на все удачные примеры «мехов» в поп-культуре, прежде всего боевых роботов из «Аватара». Булгаров признает сходство с машинами из фильма Джеймса Кэмерона, но подчеркивает, что не искал вдохновения в других проектах. «Команда «Аватара» просто отлично чувствует функциональность, поэтому мы пришли к сходным пропорциям», — объяснял он в интервью New Atlas.

Теперь Булгаров сам работает в проекте Кэмерона: он придумывает, как будут выглядеть персонажи голливудской экранизации культовой манги «Боевой ангел Алита», которую продюсирует режиссер «Аватара». Как дизайнер-самоучка родом из Молдавии за десять лет прошел путь от начинающего русскоязычного художника до специалиста с мировым именем?

Из Бессарабки в Голливуд

Булгаров родился в маленьком молдавском городке Бессарабка в семье врачей. Его любимой книгой в детстве была медицинская энциклопедия — из нее вырос интерес к анатомии, который пригодился в создании цифровых персонажей и проектировании антропоморфных роботов. В подростковые годы с подачи старшего брата Булгаров увлекся 3D-моделированием и уже в школе зарабатывал деньги на модификациях к компьютерным играм.

Учебу на факультете информатики Технического университета Молдовы он бросил на втором курсе, в 19 лет переехав на работу в Москву. «Вуз дал мне базовые навыки программирования и здорово подтянул уровень английского», — вспоминает дизайнер. В остальном Булгаров был и остается самоучкой.

В России он начал с позиции художника по персонажам в компании Sibilant Interactive, разработчике многопользовательской ролевой онлайн-игры W.E.L.L. online. Конкурента World of Warcraft из нее не вышло, но крупные студии обратили внимание на перспективного дизайнера. Первым опытом сотрудничества Булгарова с зарубежными компаниями стала удаленная работа для серии шутеров F.E.A.R. техасской TimeGate. Вскоре партнер доверил Виталию первый самостоятельный проект — игру Section 8. И уже эту работу в 2008-м заметил гигант игровой индустрии Blizzard Entertainment, разработчик Starcraft, Diablo и WoW.

Булгарова пригласили на позицию художника по персонажам в отдел Blizzard Cinematics, который производит видеоролики к играм. «По сути, это полноценная компания внутри Blizzard, которая занимается визуальными эффектами, а не разработкой внутриигрового контента», — говорит Булгаров. Из Москвы он перебрался в Калифорнию и занялся моделированием персонажей и механическим дизайном футуристических объектов для Starcraft 2. Эту работу Булгаров называет любимой в игровой индустрии не только потому, что в детстве он был фанатом первой части стратегии, но и благодаря возможности поработать с самыми сильными профессионалами отрасли. В Blizzard дизайнер успел поучаствовать в «оживлении» персонажей Diablo 3 и WoW: Mists Of Pandaria.

Для видеороликов Starcraft 2 Виталий «оживил» одно из самых мощных орудий в игровой вселенной — осадный танк

К 2010 году Булгаров окончательно определил свою основную специализацию как «футуристический мех-дизайн». В свободное время он сделал новое портфолио с акцентом на кинодизайн и более реалистичную, чем в играх, стилистику. «Я поставил задачу научиться генерировать эффективный с точки зрения скорости и реалистичный с точки зрения качества визуализации трехмерный концепт-дизайн без предварительных 2D-набросков. Это была уникальная трансформация, которая стала моей профессиональной философией. Дальнейшими успехами я обязан именно такому подходу», — рассказывает дизайнер.

Индустрия кино

После «Робокопа» Булгаров фактически покончил с наемной работой и перешел на проектный график. Он взял паузу примерно на год, чтобы еще подтянуть навыки и вновь обновить портфолио. На этот раз прогресс дизайнера заметил известный художник Бен Проктер, на тот момент арт-директор блокбастера Майкла Бэя «Трансформеры: Эпоха истребления», сейчас сиквела все того же «Аватара». «Бен был для меня заочным наставником, я многому научился по его работам, поэтому такое приглашение было особенно приятным», — признается Булгаров. В четвертой части саги о противостоянии людей и инопланетных машин он придумал дизайн трансформера-наемника Локдауна.

Робокоп— еще одна детская привязанность Булгарова. Для фильма-ремейка он придумал дизайн не только самого робота-полицейского, но и его оружия и даже мотоцикла

Работа с Бэем особенно запомнилась Булгарову: «Я работал в его офисе отдельно от остального арт-департамента, Майкл сам решил, что так будет удобнее и быстрее». Не обошлось без курьезов: в один из дней дизайнер сидел на съемочной площадке, на которой «все взрывалось и стреляло», и пытался на ходу улучшить дизайн одной из 3D-моделей, уткнувшись в монитор. «Сзади кто-то подошел, начал задавать вопросы. Я ответил сухо, не отрываясь от работы и не скрывая, что нет времени. Собеседник поблагодарил и ушел, а я обернулся и увидел, что это был Марк Уолберг (исполнитель главной роли в «Трансформерах». — РБК). Больше он ко мне не подходил», — смеется дизайнер. Случай с Уолбергом — редкий пример контакта с актерами, говорит Булгаров: «Моя работа на 100% цифровая. Даже когда я использую 3D-сканированные модели актеров, сканы сделаны другими людьми, а файлы просто переданы мне».

После «Трансформеров», собравших в мировом прокате более $1,1 млрд и вошедших в топ-20 самых кассовых фильмов, Булгарова снова позвал посотрудничать Дэйв Скотт, который на этот раз работал над реинкарнацией другого канонического голливудского героя — Терминатора. В фильме 2015 года «Терминатор: Генезис» Булгаров сделал обновленную версию эндоскелета Т-800. Но качественный дизайн и камбэк Арнольда Шварценеггера не спасли картину от провала: в американском прокате при бюджете $155 млн «Генезис» набрал $89 млн, отбив инвестиции с учетом глобального бокс-офиса.

Булгаров с детства был фанатом первых двух частей «Терминатора» — тем ответственнее он подошел к обновленному дизайну T-800

Последние крупные проекты Булгарова в Голливуде — экранизации японских комиксов. Кроме «Боевого ангела», куда его вновь позвал Бен Проктер, дизайнер работал над «Призраком в доспехах» со Скарлетт Йоханссон в роли киборга. «Я разработал дизайн ее тела от скелета и мышечной системы до верхних слоев синтетической кожи», — говорит Булгаров. Ремейк аниме 1995 года в глобальном прокате лишь чуть перекрыл бюджет в $110 млн. Но Булгаров именно «Призрак» и пока не вышедший на экраны «Ангел» любит больше всех кинопроектов: «Главная причина — шанс создать дизайн главных героинь с кибернетическими телами. Я работал с двумя любимыми темами — роботами и анатомией».

Для киберпанк-утопии «Призрак в доспехах» Булгаров придумал «дизайн тела» главной героине, которую играла Скарлетт Йоханссон
В работе над фильмом «Призрак в доспехах» Булгарову помогло хорошее знание анатомии человека

Работа на вырост

С ростом востребованности Булгаров решил систематизировать многочисленные проекты и завести их в одну компанию. В 2016-м он переехал в Лас-Вегас, где на базе собственного дома организовал дизайн-студию Black Sky Symmetry. Пока в компании два сотрудника — Булгаров и его жена.

Доходы и коммерческие детали контрактов с заказчиками дизайнер не раскрывает. Условия сильно варьируются от проекта к проекту и от специалиста к специалисту, говорит он. Фриланс-дизайнер в кино может получать до $900 в день, в сфере индустриального дизайна — до $200 в час. Но эти ставки не чистая прибыль, с них еще надо платить налоги, которые в той же Калифорнии очень высокие», — рассказывает Булгаров.

Индустриальный дизайн для него — еще один источник заработка. Переход от «концепций» к «прототипам» случился в 2014 году благодаря Хансу Моритцу, тогда директору по дизайну в производителе очков Oakley, сейчас вице-президенту по индустриальному дизайну в Intel. «Фриланс для Oakley — скульптура механического ангела для их лондонского флагманского магазина — перерос в долгосрочное партнерство, и в итоге я получил работу в команде Ханса уже в Intel», — говорит Булгаров.

3D-фигуру «Ангел», которую Булгаров придумал для Oakley, установили во флагманском магазине компании в Лондоне

Другим заметным партнером дизайнера стали роботостроители из знаменитой Boston Dynamics. Компания, выросшая при Массачусетском институте технологий и поглощенная Google, разрабатывает с десяток моделей функциональных «ходящих» роботов. В 2015-м Булгарова привлекли к «генерированию концепта и финальному дизайну внешней обшивки» второго поколения антропоморфного робота Atlas, заказчиком которого выступило военное агентство DARPA. В разработке остается еще несколько роботостроительных проектов с участием дизайнера.

Булгаров считается экспертом мирового уровня по дизайну антропоморфных роботов: «дочке» Google он помог с внешним видом патрульного Atlas (вверху), корейской Hankook Mirae — с прототипом робокостюма Method (внизу)

Булгаров запустил два собственных стартапа — компанию по разработке дизайна оружия KILN и онлайн-магазин 3D-сетов 3D Kitbash Store. В первом случае задача — модернизация функциональности и эргономики винтовки AR-15 через современный агрессивный дизайн. Булгаров надеется привлечь к проекту инвесторов и наладить серийное производство. В 3D Kitbash Store концепт-художники из индустрии игр и кино могут приобрести библиотеку 3D-деталей авторства Булгарова для ускорения рабочего процесса. Магазин уже отбился и приносит прибыль, заверяет дизайнер.

Дизайнер считает необходимым придерживаться собственной рабочей философии: «Каждые несколько лет я стараюсь ставить на паузу текущие проекты и уходить в глубокий R&D, чтобы догнать технологии. Так навыки затачиваются под более сложные проекты — «на вырост».

Фото: vitalybulgarov.com, Кинопоиск

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Настоящее и будущее веб-технологий в цифрах и фактах Настоящее и будущее веб-технологий в цифрах и фактах

Какие цифры описывают Всемирную паутину?

РБК
Ветрополис Ветрополис

Что происходит в единственном в России городе айтишников

РБК
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
YouДудь YouДудь

Как Юрий Дудь создал один из самых сильных персональных брендов в медиа

РБК
Хлопок и нефть империи Хлопок и нефть империи

Россия завоевывала Среднюю Азию не только с помощью штыков, но и экономически

Forbes
Студенты на вулкане Студенты на вулкане

Зачем бизнес-школа «Сколково» возит слушателей программы MBA на Камчатку

РБК
На свободной волне На свободной волне

Как Александр Чемерис рассчитывает победить индустрию телекоммуникаций

РБК
Мед­ве­жий угол Мед­ве­жий угол

Дом в Подмосковье по проекту архитектора Дмитрия Долгого

AD
Четыре кадра Четыре кадра

Как работает серьезный бизнес по производству смешного

РБК
Второй Рим Второй Рим

В экономике России можно найти немало сходства с хозяйством Древнего Рима

Forbes
Косплей для науки Косплей для науки

Студентка МГУ разработала костюм-нейроинтерфейс для медицины и виртуальных игр

РБК
Платформа «Отель» Платформа «Отель»

Андрей Якунин инвестирует в гостиницы сотни миллионов евро

Forbes
Обогатительный процесс Обогатительный процесс

Как Алексей Мордашов стал олигархом

Forbes
«Никуда мы не уйдем от нашего проклятия, везде труба» «Никуда мы не уйдем от нашего проклятия, везде труба»

Что заставило Зиявудина Магомедова поверить в перспективы технологии Hyperloop

Forbes
Космические огурцы Космические огурцы

За год «Долина овощей» увеличила выручку вчетверо благодаря теплицам

РБК
Фактур­ная внешность Фактур­ная внешность

Ин­те­рьер за­го­род­но­го дома, оформ­лен­ного декоратором Юлией Дени­со­вой.

AD
Доходное зерно Доходное зерно

«Лаборатория кофе» перевыполнила план обжарки кофе в шесть раз

Forbes
Русская Швейцария Русская Швейцария

«Лукойл» занял заметное место на рынке торговли нефтью

Forbes
Две башни Две башни

Как делили недвижимость Виктор Рашников и братья Шалва и Александр Чигиринские

Forbes
Солнце без спроса Солнце без спроса

Почему солнечная энергетика в России не нужна никому, кроме государства

РБК
Кипр наш! Кипр наш!

Почему все больше российских айтишников уезжают на остров в Средиземном море

РБК
Американская мечта Американская мечта

Партнерство с Nike помогло Георгию Генсу заработать 4 млрд рублей за год

Forbes
Не только кино Не только кино

Какие плоды приносит французскому городку «Золотая пальмовая ветвь»

Forbes
По чу­жим следам По чу­жим следам

Дом в Вирджинии работы архитектора Уильяма Лоренса Боттомли, который отреставрировал архитектор Мэдисон Спенсер.

AD
Gagarin полетел Gagarin полетел

Как Николай Давыдов стал инвестором и превратил свою жизнь в сериал

РБК
Тотальная распродажа Тотальная распродажа

Офпрайсы и аутлеты занимают рынок торговли одеждой.

РБК
Доходный дом Доходный дом

Бывший топ-менеджер ВТБ восстановил старинную усадьбу, а она внезапно стала приносить прибыль.

РБК
Плановая агрономика Плановая агрономика

Как Белгородская область из незаметных аграрных регионов прорвалась в тройку крупнейших производителей продовольствия в России

Forbes
Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен» Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен»

Forbes поговорил с самым богатым бизнесменом, сделавшим состояние на производстве продуктов питания.

Forbes
Фабрика медиа Фабрика медиа

Как незаметно для всех создать крупнейший медиахолдинг в России.

РБК
Открыть в приложении